0
2306
Газета Интернет-версия

22.06.2017 00:01:00

Песчинка собирает жемчужину

Тэги: поэзия, орден куртуазных маньеристов, смог, 90е годы, перформансы


поэзия, орден куртуазных маньеристов, смог, 90-е годы, перформансы Всеволод Емелин и Лев Рубинштейн – тоже живые экспонаты выставки «Литературная Атлантида». Фото автора

В Доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке проходит выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х». Необычный экспозиционный проект подготовили автор художественной концепции Олег Николаев, кураторы Данил Файзов, Юрий Цветков (представляющие одновременно Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и проект «Культурная инициатива»), Наталья Реброва и другие сотрудники музея. Организаторы, как утверждается, осуществили первую попытку музеефикации и, соответственно, осмысления и структурирования литературного процесса нескольких последних десятилетий. На открытии поэт Михаил Айзенберг иронично поздравил присутствующих – мол, ну вот и стали мы музейными экспонатами.

Попадаются на глаза: номер культурно-просветительской газеты «КультProсвет» за 2006 год, где интервью с Данилой Давыдовым «Культура недемократична», литературная газета «Благонамеренный кентавр» с публикациями на первой полосе двух таких полярных авторов, как Юрий Арабов и Дмитрий Пригов, альманахи и афиши литературной группы «Алконостъ» 1989 года со стильным уведомлением «Выступающие разольют культовые напитки российской творческой интеллигенции» и, конечно, первый номер газеты «НГ-Ex libris» за январь 1997 года. Вот яркая каска, подаренная книжному магазину «Фаланстер» на открытии после пожара, вот документация литературных перформансов Николая Байтова, Светы Литвак, Ры Никоновой и Сергея Летова, вот штаны, расписанные Дмитрием Авалиани.

Вехи литпроцесса разложены по полочкам-годам – открытие клуба «Проект ОГИ» и Первый международный фестиваль «Биеннале поэтов», открытие клуба Bilingua, учреждение премии «Поэт», первый фестиваль актуальной поэзии «Стрелка» (Нижний Новгород), выход первого журнала «Воздух» и т.д. И, конечно же, издательства, пестрящие обложками книг, – Борис Рыжий, Алексей Цветков, Алексей Кубрик, Александр Скидан, Геннадий Каневский, Анна Горенко, Дина Гатина, Николай Звягинцев, Геннадий Айги и др. Стилевая особенность оформления: предмет обихода книжного магазина – картонные коробки. В этих концептуальных окладах – символические «домики» литературных объединений. Здесь и Орден куртуазных маньеристов, и рок-кабаре «Кардиограмма» Алексея Дидурова, и недолго существовавший в 60-е «СМОГ», и открывшаяся в 1980-м студия Кирилла Ковальджи, и созданное Константином Кедровым «Добровольное общество охраны стрекоз», и альманах «Метрополь», и Лианозовская группа.

На круглом столе «Атлантида: языки описания» литераторы обсудили проект, пофилософствовали на тему литпроцесса 90-х. Михаил Айзенберг отметил, что здесь мы видим «историю как хронологию», которая «становой хребет», возрождающий память, но обозначил и спорные моменты, например, что временные даты непонятны – надо бы начать с 1985 года, когда стартовали клуб «Поэзия» и клуб «Московское время». Шел разговор о формате объединений – в одном случае это были закрытые чтения для своих на кухне и в мастерской, в другом – практиковали выход на публику. Тему продолжил Евгений Бунимович, подчеркнувший выявившийся в то время «блок» – непонимание публики и автора. Николай Байтов говорил о «карнавальной» эпохе 90-х, в которой было много стихийности, праздника, когда все определяли фестивали, а не конкурсы и премии. Иван Ахметьев подверг сомнению концепцию «Атлантиды»: что же получается, в 90-е было нечто великое, незавершенное и оно затонуло? Нет, это не так: в то время, отметил он, произошло усвоение опыта эмиграции и андеграундной литературы. Он предложил определить пространственные границы: идет ли речь только о Москве? Говорили и о прочих упущениях: руководитель салона «На Самотеке» Дмитрий Дмитриев спросил: а где, простите, клуб «Букберри» Глеба Шульпякова? Но, похоже, всех примирили два тезиса: Натальи Поповой - «Когда есть текст, легче туда что-то добавлять» – и литературоведа Сергея Дмитренко – «Песчинка собирает жемчужину».

Выставка проходит в филиале ГЛМ «Дом Остроухова в Трубниках» (Трубниковский пер., 17) до 11 сентября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
431
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
546
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
454
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
376

Другие новости