0
7032
Газета Интернет-версия

04.09.2013 00:01:00

Питер тонет в скандалах и расколах

Тэги: санктпетербург, ислам, мусульмане


санкт-петербург, ислам, мусульмане Мусульманская жизнь в Петербурге протекает под пристальным вниманием правоохранительных органов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В руководстве Духовного управления мусульман (ДУМ) Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России обозначился – с вынесением его участниками подробностей в публичную сферу – раскол.
21 августа на сайте ansar.ru были опубликованы копии заявлений, направленных первым заместителем питерского муфтия и главой его администрации Камилем Исляевым на имя верховного муфтия ЦДУМ Талгата Таджуддина и губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Исляев обвиняет питерского муфтия Равиля Панчеева в том, что тот, приняв руководство общиной после смерти 27 декабря 2012 года своего отца Жафяра Пончеева, «не справляется с возложенными на него обязанностями». Исляев призвал «как можно скорее начать новый этап развития мусульманского сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но уже без Пончаевых!»
На следующий день на сайте ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России появилась копия указа Таджуддина, датированного 22 августа, о смещении Исляева с занимаемого им поста. Как указано в сопроводительном тексте, исламский деятель уволен «за неисполнение функциональных обязанностей, срыв ремонто-реставрационных работ минаретов санкт-петербургской Соборной мечети, подрыв репутации организации и систематические прогулы», а также, что соответствующий указ главы питерского муфтията был издан 30 июля (фотокопии не приложено). На посту заммуфтия Исляев находится уже не первый год, а в январе с.г. был лишь подтвержден его статус при вступлении в должность нового руководителя питерского муфтията.
В своих заявлениях Исляев утверждает, что «в мусульманской умме Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня кипит возмущение и недовольство из-за того, что Равиль Панчеев не справляется с возложенными на него обязанностями». В качестве примеров того, что руководители муфтията «всю работу провалили, пустили на самотек», заммуфтия указывает: «...предложение об использовании земельных участков в городе Пушкин и городе Петергоф (где покойный Жафяр Панчеев предлагал построить две мечети) в стадии отзыва». Далее Исляев пишет, что «в настоящее время в стадии расторжения договор аренды молельного дома (Товарищеский пер., дом 13)», а вторая, недавно открытая, мечеть города якобы готовится выйти из питерского муфтията ЦДУМ: «В сентябре 2013 года должно состояться общее собрание (меджлис) местной религиозной организации «Городское религиозное объединение мусульман Санкт-Петербурга (Мемориальная мечеть имени муфтия Жафяра-хазрата Пончаева)», на котором будет принято решение о выходе из состава РДУМ Санкт-Петербурга до тех пор, пока его будет возглавлять Равиль Панчеев». Но при этом мечеть не выходит из ЦДУМ. Как пояснил «НГР» Исляев, он является председателем правления общины Мемориальной мечети, поэтому и говорит о решении будущего собрания с уверенностью.
Исляев также сообщил, что с 30 июля находился в отпуске, но и после выхода из него 30 августа не ознакомлен ни с приказом муфтия Панчеева, ни с указом верховного муфтия Таджуддина от 22 августа, а муфтий Панчеев избегает встреч с ним.
Для журналистов «НГР» муфтий Панчеев также оказался в разгар скандала недоступен, сбрасывая телефонные звонки.
«С верховным муфтием я разговаривал 2 августа, – сообщил также «НГР» Исляев, – рассказал ему о сложившейся у нас в Петербурге ситуации, глубоком кризисе, конфликте в мусульманской умме города. Я пригласил его приехать в Петербург, чтобы на месте разобраться с этой ситуацией, или предложил нас (видимо, вместе с Равилем Панчеевым. – «НГР») вызвать в Уфу, к нему в резиденцию, чтобы мы доложили там каждый свои соображения… Но, видимо, муфтий удовлетворил то решение, которое было принято у нас в Петербурге». Обвинения со стороны Панчеева в свой адрес Исляев назвал безосновательными, сославшись на то, что «ремонтно-реставрационные работы Соборной мечети производит не Духовное управление мусульман, а государственное унитарное предприятие «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на объектах исторического и культурного наследия в Санкт-Петербурге» при Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры». «Эта «Дирекция заказчика» самостоятельно проводит тендеры, конкурсные мероприятия, утверждает сметы, подбирает подрядчиков для этих работ, – сказал Исляев. – Никакого отношения лично я к ремонтно-реставрационным работам в мечети в 2013 году не имею».
В те три недели, пока Исляев был в отпуске, по его словам, он встречался с рядовыми мусульманами и с руководством религиозных и общественных организаций Санкт-Петербурга. «Окончательное решение еще не принято, – говорит Исляев, – варианта у меня два: либо принять это решение и тихо уйти в сторону, либо оспорить его в судебном порядке. Будем решать».
Раздорами в руководстве питерского муфтията ЦДУМ сразу же воспользовались «конкуренты» из Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР). «Бездействие настоятеля мечети Пончаева Равиля и его покойного отца привело к тому, что произошла дифференциация мусульман по национальному признаку – они в открытую отказываются работать с мигрантами», – сказал 26 августа в интервью одному из интернет-сайтов имам-мухтасиб Петербурга и Ленинградской области от ДУМЕР Мунир Беюсов. Не так давно у него возник конфликт с Панчеевым – тот обвинил созданную Беюсовым религиозную организацию «Азан» в контактах с экстремистами. Панчеев заявил в интервью «НГР» (от 03.04.13): «Для кого мы будем строить мечети – для коренного населения или для мигрантов? В Петербурге есть молельня на Апраксином дворе, подчиненная Духовному управлению мусульман европейской части России с центром в Москве, она обслуживает преимущественно мигрантов. Там не раз происходили обыски, находили запрещенную литературу, наркотики, боеприпасы».
Еще один скандал разразился в неформальной – то есть за пределами юрисдикции ЦДУМ – мусульманской общине Питера. 21 августа прошли задержания ряда известных представителей русских мусульман. Аресты проводились, как сообщают местные СМИ, сотрудниками ФСБ, Центра «Э» МВД и Следственного комитета при поддержке спецназа ФСИН «Тайфун». В сообщении, появившемся позже на сайте ansar.ru, сказано: «Удар был нанесен по питерскому филиалу НОРМ (Национальная организация русских мусульман)… главной целью являлся так называемый амир русских мусульман Санкт-Петербурга Салман Север». Об этом же сообщил ранее сайт Фонтанка.ру, уточнив, что настоящее имя 26-летнего задержанного – Максим Байдак. По информации ansar.ru и Фонтанки.ру, он обвиняется по части 1 статьи 205.2 Уголовного кодекса РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» в связи с размещением в 2011 году в Интернете статьи «Ислам и приморские партизаны».
Кроме того, как сообщили Фонтанке.ру борцы с экстремизмом, Байдака также подозревают в том, что «в последнее время он работал над созданием сети так называемых тюремных джамаатов – этнорелигиозных исламских групп в местах лишения свободы». В марте 2012 года в блоге Салмана Севера – malikit в Живом Журнале (нормовцы принадлежат к экзотической для России маликитской богословско-правовой школе ислама) – появился пост с пафосным названием «Несгибаемые тюремные джамааты». Автор блога цитировал присланное ему из-за решетки письмо, переданное через посредничество «заключенных друзей, устроивших миссионерство в тюрьме». После ареста Байдака пост был удален из блога, но сохранился в памяти поисковых систем.
«Бывали уже случаи прямых столкновений мусульман, считающих своим авторитетом только Всевышнего Аллаха, с представителями блатного контингента, – утверждалось в письме. – Разделение по национальному и религиозному признаку, как это уже давно существует на Западе и в Америке, ожидает наши зоны и тюрьмы в ближайшее десятилетие. И пока перепуганные сотрудники режима ищут поддержки у блатных в борьбе против набирающих свою силу «тюремных джамаатов», сами мусульмане делают попытки создания союза с кругами некоторых политических заключенных. В том числе и ультраправых зэков. Спецслужбы опасаются этого союза, так как этот возможный союз, если он действительно будет возможным, начнет действовать достаточно крепко и сплоченно. Например, во время отстаивания полагающихся прав человека и свобод, а также бунтов, голодовок и беспорядков против нечеловеческого обращения в тюрьмах и колониях РФ».
В связи с этим заявлением можно вспомнить, что привлеченный для задержания Байдака отряд спецназа «Тайфун» как раз специализируется на подавлении беспорядков в местах лишения свободы. Такие бунты под Питером порой имеют весьма серьезный характер. В октябре 2012 года для проведения «специальных мероприятий» в колонии № 6 «Обухово» в центре Северной столицы помимо «Тайфуна» было привлечено около 100  сотрудников ФСИН из других учреждений. Внимание к зэкам со стороны религиозных организаций, особенно в связи с заявлениями «тюремных джамаатов» по поводу возможного союза отбывающих наказание мусульман и националистов, вполне могло стать поводом для беспокойства со стороны МВД. Другое дело, что с момента появления поста про «тюремные джамааты» в блоге Севера прошло уже полтора года, с момента появления статьи о приморских партизанах – и того больше. Непонятно, чем была вызвана активизация силовиков по этому поводу именно сейчас.
8 августа городской телеканал 100ТВ выдал репортаж о праздновании Ураза-байрама у Соборной мечети города. Журналистка взяла интервью у молодого русского бородача, представленного зрителям как «амир Национальной организации русских мусульман Санкт-Петербурга Салман Север». Позже в блоге malikit появилась запись: «Накануне вечером праздника Ид аль-Фитр мне позвонили друзья-телевизионщики с просьбой комментировать все, что будет происходить во время celebration у питерской Соборной мечети - в эфире одного из двух главных телеканалов города, в прямом включении».
Этот эпизод, вероятно, вызвал гнев Равиля Панчеева, ранее уже не раз обращавшего внимание властей на расплодившихся в городе «исламских радикалов», в том числе – на Апраксином рынке. Автор поста в блоге malikit 10 августа сетовал, что «у нас вчера сорвали пятничный намаз на Апраксином дворе – в нашем стихийно сложившимся «храме шаговой доступности»… завалились накануне, затолкали кого-то в автозаки, а кого-то распихали по складам». Вот и в этот раз за разборками исламских деятелей последовали правоохранительные мероприятия.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
968
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
610
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
426
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
601

Другие новости