0
4148
Газета Интернет-версия

17.05.2017 00:01:00

Святой эпохи диалектического материализма

Борис Колымагин

Об авторе: Борис Федорович Колымагин – писатель, публицист.

Тэги: лука войноясенецкий, рпц, церковь, самиздат, советская власть, ссср, молотов, сталин


лука войно-ясенецкий, рпц, церковь, самиздат, советская власть, ссср, молотов, сталин Луке (Войно-Ясенецкому) постоянно приходилось выбирать из двух зол меньшее. Фото 1923 года

Луке (Войно-Ясенецкому) постоянно приходилось выбирать из двух зол меньшее.	Фото 1923 года
Луке (Войно-Ясенецкому) постоянно приходилось выбирать из двух зол меньшее. Фото 1923 года

27 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии, причисленного Русской православной церковью к лику святых.

Глядя на фигуры поведения и риторику главы Крымской епархии, которую святитель возглавлял с 1946 года вплоть до своей смерти в 1961 году, мы не можем сказать, что святость проявлялась буквально во всех сферах его жизни. Очевидную святость можно обнаружить во врачебной деятельности Войно-Ясенецкого. Его медицинские знания, опыт, интуиция оказывались в поразительном единстве с молитвой и любовью к страждущему человеку. Это была святость поверх конфессиональных границ и религиозных рамок. Внутри традиционной церковной жизни святость проявляла себя в ревности о доме Господнем. Архиерей любил долгие уставные богослужения и до последнего сражался за каждый храм, предназначенный к закрытию. Многочисленные проповеди и апологетические заметки шли из глубины его души. В них не было стилизации и бесконечных цитат из святых отцов, столь характерных для постсоветского времени.

Отказ от патристики в пользу Христа, который открывается нам в Евангелии, открывается напрямую, без сложной системы комментариев и комментариев на комментарии, роднит Луку с неофитами, которые катапультировались к Богу из атеистического космоса. Люди приходили сначала к Спасителю и лишь потом постепенно начинали впитывать традиции.

Предание в советское время передавалось, как оно было и во времена первых христиан, не через книжную культуру и медийные образы, а через живое общение. Тема Церкви как народа в общении актуализировалась именно в советскую эпоху. И, несмотря на огромный дефицит этого общения, на боязнь произнести лишнее слово, люди находили в Церкви связь поколений и свой круг. Общение шло по касательной, и ему способствовали даже какие-то мелочи ритуала, вроде земного поклона или троекратного целования при встрече, давно исчезнувшие вне церковной ограды. При этом носителей живого предания в Церкви оставалось сравнительно немного, страх сковывал церковные инициативы.

Сам уклад жизни советского человека был достаточно пуританским. Особенно это относится к 1940–1950-м годам. Советский человек постоянно решал проблемы нехватки продуктов, одежды, обуви, жилья. Многими нитями он был связан с трудовым коллективом и соседями. Каждый побаивался каждого. Нельзя было просто так пропустить субботник, первомайскую демонстрацию или выборы: вмиг можно было оказаться в числе «отщепенцев». Газеты делали свою работу по зомбированию. Но принципиальный отказ от прессы и определенного языкового поведения превращал человека в изгоя. И дело было не только в том, что нормальный верующий в глазах общества становился носителем «пережитков». Архаика ставила крест на его продвижении по социальной лестнице.

В этой ситуации советские верующие выбирали не тотальное противостояние режиму, а сохранение духовного стержня. Не отвергая, а чаще всего пассивно принимая подавляющее большинство советских мифов, они выстраивали внутри себя ценностную вертикаль. И в ситуации трудного жизненного выбора искали в ней прежде всего опору.

Многие неприятные на первый взгляд элементы обыденности они пытались приспособить под нужды духовной жизни. Например, ежедневное хождение на работу превращали в аскетическое упражнение с неизменной внутренней молитвой. И все же им порой приходилось идти против течения. Совершать «диссидентские» жесты, соразмерные, может быть, по внутренним масштабам с теми, которые совершал крымский архиепископ.

О диссидентских деяниях святителя Луки хорошо известно. Напомним, что святой выступал в полном архиерейском облачении на собраниях врачей эвакогоспиталей. Официальные лица приходили в бешенство от такой демонстрации и со временем добились того, что архипастыря перестали приглашать читать публичные лекции.

Диссидентствующим в условиях поголовно бритого и стриженого советского мира мог стать и сам образ служителя алтаря. Войно-Ясенецкий требовал от своих клириков отращивать бороду, усы и не стесняться быть старомодными.

Архиепископ стоит у истоков послевоенного религиозного самиздата. Он не только призывал переписывать вручную нужные для богословского образования книги, но и предлагал верующим-ученым написать апологетические труды с критикой антирелигиозной литературы. Сам он написал религиозно-философскую работу «Дух, душа и тело», которая получила широкое хождение в самиздате.

Публичность и гласность, за которые ратовали диссиденты, стали у архиепископа серьезным оружием в борьбе с уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви. Совет настаивал на том, чтобы все директивы и указания правящий архиерей получал от представителей этого правительственного учреждения устно. Войно-Ясенецкий, напротив, стремился сделать тайное явным. Писал, скажем, духовенству Крыма о том, что уполномоченный запрещает крестить детей в отсутствие родителей и это требование представителя власти надо выполнять. Когда уполномоченный запрещал проводить епархиальные собрания, Лука рассылал окружные послания духовенству и тем приводил в ярость чиновника, не привыкшего, что «церковники» могут иметь свое суждение.

Войно-Ясенецкий не только совершал значимые публичные жесты, но и подавал важные сигналы во время частных разговоров. Так, 13 августа 1947 года после подписания торгового соглашения с Чехословакией он заметил: «СССР обязался поставить 200 тысяч тонн пшеницы. Я читал в газете, что один комбайнер скосил 80 гектаров. Раньше землю обрабатывали сохой, а косили хлеб косой, и хлеба все ели досыта. Теперь же машины вытеснили совсем людей с работы, а государство весь хлеб забирает, для народа ничего не оставляет. Это когда же так было, чтобы человек работал в поле, а есть хлеба досыта не мог?»

Многие высказывания архиерея резко диссонировали с официальной точкой зрения. Вот только одна выписка из беседы с уполномоченным: «Разговор коснулся событий в Венгрии. Лука считает, что много в Венгрии было пролито крови напрасно. На мое замечание о контрреволюционном заговоре и его последствиях в случае победы заговорщиков Лука промолчал».

Но, критикуя власть, Войно-Ясенецкий не заходил дальше определенных границ. Он стремился вписаться в новую советско-церковную симфонию. И даже иногда наивно верил, что она может переродиться в старую, дореволюционную. Во всяком случае, его мысли двигались в эту сторону. Когда летом 1947 года в Крыму отдыхал первый заместитель председателя Совета министров СССР Вячеслав Молотов, он постарался попасть к нему на прием (не удалось). Логика его была проста: «В дореволюционное время приезжавшие в Ливадию цари обязательно принимали правящего архиерея». В 1958 году, как раз накануне начала хрущевских гонений, он посылает своего секретаря узнать у уполномоченного, правда ли, что в школах собираются вводить преподавание Закона Божия.

В этом контексте можно воспринимать и его отношение к Сталину. «Отец народов» был начальником, которого, по слову Писания, надлежало чтить. 21 декабря 1949 года, в день 70-летия генералиссимуса, в Крыму по распоряжению Луки совершались торжественные молебны. Сам архиепископ в этот день служил в кафедральном соборе и в конце богослужения произнес большую проповедь, где упомянул, что советское правительство борется за мир, но имени вождя не прозвучало.

Войно-Ясенецкому постоянно приходилось выбирать из двух зол меньшее. Этот выбор характеризует советскую святость. Точнее, уводит ее в сомнительную область неочевидных действий или отказа от любой активности.

В качестве примера можно привести вставший перед святителем трудный вопрос о допустимости выступления против церковной реформы приходского управления, которую готовили чиновники. В мае 1961 года в Крым приехал секретарь Астраханской епархии Дашевский по поручению епископа Павла (Голышева). Он попросил святителя поддержать его в борьбе с атеистами. Тот отказался от публичных протестов, мотивируя это тем, что может произойти раскол в епископате.

Мы не беремся судить, правильно поступил архиепископ или нет. Но в любом случае в ситуации выбора из двух зол о святости говорить трудно.

А выбирать из двух зол Луке приходилось постоянно: и когда он воплощал в жизнь ограничительные меры властей, и когда сокращал благотворительность, и когда участвовал в агитационных мероприятиях. К некоторым советским жестам Луки можно относиться совершенно спокойно. Ну, подписался, к примеру, глава Крымской епархии на государственный заем. Какое это имеет отношение к делу спасения? А вот когда он сообщает уполномоченному о деятельности катакомбников и просит принять меры, это уже как-то не очень. Ну зачем святитель говорит чиновнику о нелегальных богослужениях в Бахчисарайском районе иосифлянского иеромонаха Ипполита (Верютина)? Будто не знает, чем все это может обернуться. И уполномоченный таки вызывает к себе 80-летнего старца для разговора.

Заметим, к слову, что к раскольникам справа и слева Лука относился очень строго – в духе борьбы партии большевиков с левыми и правыми уклонистами. И неизменно требовал от побывавшего в другой юрисдикции клирика покаяния, не обращая внимания на драматизм времени.

Сегодня Лука – один из самых почитаемых святых. В прославленном архиерее верующие видят прежде всего целителя. Но реальная жизнь крымского архипастыря часто ускользает от их внимания. Об этом приходится пожалеть, поскольку, соприкасаясь с ней, мы входим в соборный опыт новомучеников, встречаемся с тем немногим подлинным, что осталось от советской эпохи.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
553
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
693
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
583
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
475

Другие новости