0
5500
Газета Интернет-версия

06.09.2017 00:01:00

Кого на Руси бить хорошо

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – корреспондент приложения «НГ-религии».

Тэги: атманов угол, тамбов, кулачки, кулачные бои, стенканастенку, русмяч, традиция, крестьяне, игра, спорт, туризм, история, краеведение


атманов угол, тамбов, кулачки, кулачные бои, стенка-на-стенку, русмяч, традиция, крестьяне, игра, спорт, туризм, история, краеведение Кулачный бой стенка на стенку – это отличный способ завести новых друзей. Фото со страницы «Атмановские кулачки» ВКонтакте

Представление о том, какими в старину на Руси были кулачные бои, сейчас можно получить разве что из рассказов сельских стариков, видевших их своими глазами на закате этой древней традиции в XX веке. Да еще восстановленная Федерацией исконных забав и этноспорта России видеозапись 1954 года, на которой запечатлена схватка бойцов-кулачников в селе Купля под Рязанью, проливает свет на старинную традицию. В коротком ролике длиной всего в полминуты советский диктор порицает районных комсомольцев, закрывающих глаза на «драчунов».

Когда-то в стенках сходились целые деревни, а количество участников исчислялось десятками и сотнями. Те, у кого репортаж полувековой давности о «диком обычае» русских крестьян вызывает куда больший интерес, чем рассказ о новом быте советского колхоза, в наше время собираются под Тамбовом. Каждый год в последние дни августа их принимает село Атманов Угол, где традиция кулачных боев надолго закрепилась в жизни селян – а теперь и получила развитие.

В селе уже не один год проходит фестиваль традиционных русских игр – «Атмановские кулачки». Они приурочены к празднику Успения Пресвятой Богородицы, престольному празднику Атманова Угла. В 2013 году они были внесены в российский реестр нематериальных объектов культурного наследия. С 2014 года кулачные бои в Атмановом Углу являются титульными играми Федерации исконных забав и этноспорта России, и количество их участников со временем все увеличивается.

Центральное событие кулачек, как и встарь, – это традиционный бой стенка на стенку, который проходит по хотя и адаптированным к современности (удары в голову запрещены из-за риска получить травмы), но исторически точным правилам. Строго говоря, в стенке нет победителей и проигравших – это не драка и не спортивное состязание, подчеркивает регламент игр, а молодецкая забава. Но одной молодецкой забавой фестиваль не ограничивается. Традиционные русские игры – это готовый материал для спортивных дисциплин, и недостатка в них на «Атмановских кулачках» нет.

– Народу вписал сколько?

– Пятеро по списку, да из них на рюхах двое, не успеют.

– Пройдем по ярмарке – наберутся бойцы!

– А как же! Прошлый год собрали команду, порубились знатно.

До начала состязаний по спортивной русской стенке, современному варианту старинной забавы, остается несколько минут: на траве уже размечено поле, а судьи сверяют списки участников турнира и объясняют им правила. Бойцы уже надевают перчатки и боксерские шлемы, а тем временем у прохода на огороженную площадку те, кому не нашлось места в командах, хватаются за последний шанс показать себя.

– Вас сколько?

– Четверо набрали, и вон парень зайдет!

– У нас пятеро, нам не хватает как раз!

– Ну что, жребий потянем?

– Чего тянуть – запасных ставят, на второй заход выпустим!

– Идет. Регистрируйтесь живо, там первые уже бьются!

Рывок сквозь ряды зрителей в надежде завладеть несколькими драгоценными секундами судейского внимания.

– Собрались! Можно еще вписаться? Только начали ведь!

– Есть состав? И запасные? Как называетесь?

Тех, кто подавал заявку, приходится искать.

– «Штурм»!

– Хорошо, сейчас вас включим.

Сколотившие за считаные минуты команду бойцы (среди которых находится и автор) облегченно выдыхают – старания не пропали даром, и никто из них не останется без желанного боя. Спортивная стенка даже на фестивале сильно отличается от традиционной. Две команды – семь бойцов в каждой – сходятся в кулачном бою; их задача – вытеснить своих соперников за пределы размеченного прямоугольника (7 метров в ширину, 14 – в длину) или сбить их на землю. Количество побед в трех сходах определяет победителей круга. Запрещены удары открытой перчаткой, ногой, борцовские захваты, удары в спину и затылок – словом, то, что противоречит древнему неписаному правилу боя «на чистый кулак». Но, несмотря на боксерскую экипировку, смягчающую удары, бои в русской стенке серьезные и травмоопасные – в состязаниях участвуют в основном подготовленные спортсмены, год от года выступающие на кулачках в своих командах.

Когда последний круг русской стенки завершается, а спортсмены в последний раз пожимают друг другу руки, арбитры представляют всем старичка, наблюдающего за сходами команд со зрительской трибуны. Десятки бойцов приветствуют его дружным «Ура!». Трудно поверить, что незаметный зритель – это мастер спорта СССР по классической борьбе, историк и этнограф Борис Горбунов, который стоял у истоков возрождения традиций молодецких забав Атманова Угла. Это он в середине 80-х годов прошлого века составил первый вариант современных правил борьбы «за-вороток», известной на Руси с Х века. Соревнования по ней ежегодно проходят в Атмановом Углу. Отсутствие противоборства в партере (схватка заканчивается, как только кто-то из борцов окажется на земле) и постоянный захват противника за ворот (отсюда название) – ее отличительные черты.

Превращаясь в виды спорта, традиционные игры, как правило, сильно теряют в массовости. Так, полем для килы – русской игры с мячом и разрешенным рукопашным противоборством – когда-то могло быть замерзшее зимой русло реки, а гнать мяч до «города» противника могла команда в несколько десятков человек. В «русмяч», который представляет собой модернизированный вариант килы, играют вшестером – по три человека на команду, до двух занесенных в «город» противника мячей. Кто-то предпочитает брать свое скоростью, а кто-то – силой: в «русмяче» разрешены и часто используются удары, болевые и удушающие приемы, а матчи редко длятся более 10 минут.

Кулачки – это праздник силы, а не агрессии, и таким он остается и в форме этноспортивного фестиваля. Схватка «за-вороток» с борцом здесь – это повод через полчаса пригласить его в свою команду по русской стенке, в которой вечно не хватает участников, и, едва познакомившись, выйти против не первый год тренирующихся вместе спортсменов – в одной команде с которыми еще через час, в общей стенке, вы будете наступать на противника, стараясь прогнать его с поля и удержать собственный строй. Синяки и кровоподтеки, самые ходовые «сувениры» Атманова Угла, – это повод для новых знакомств с теми, кто их оставил.

Фестиваль в Атмановом Углу не ограничивается кулачными боями – своим мастерством меряются плясуны и гармонисты. Молодежная «вечорка», на которой можно освоить традиционные русские танцы, отнимает обычно не меньше сил, чем схватки, и собирает не меньше участников: плохой танцор, шутят организаторы, – это плохой боец. Центральная идея этноспортивного движения как такового состоит в сохранении традиции как практики социального взаимодействия, в форме, которая была бы интересна не только этнографам, в актуализации исторической памяти. И на восстановление традиции работает не столько ее механическое воспроизводство, стилизация спортивного праздника «под старину», но и то, что бойцы, пожав руки, обмениваются адресами в социальных сетях и договариваются встретиться здесь же через год – «а вообще-то, можно и без повода». Скорее всего знаком того, что традиция работает, является то, что бургеры и хот-доги, которые на сопутствующей фестивалю ярмарке расхваливают на разные лады коробейницы в сарафанах, ни у кого не вызывают возражений – их Тамбовщина переваривает вместе с духом времени.         


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1058
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
543
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3070
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2436

Другие новости