Махмуда Аль-Хаббаша, советника палестинского президента, пригласили не только выступить в Соборной мечети Москвы, но и посетить Крым. Фото с сайта www.muslim.ru
Во время священного для мусульман месяца Рамадан в Соборной мечети Москвы состоялся так называемый День Аль-Кудс (арабское название Иерусалима), в 1979 году учрежденный лидером исламской революции в Иране аятоллой Хомейни в знак поддержки палестинцев. Это мероприятие вызвало резкий протест со стороны Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которая обвинила в антисемитизме лидера Совета муфтиев России (СМР) муфтия Равиля Гайнутдина. Как отмечают наблюдатели, Равиль Гайнутдин с небывалой до того откровенностью осудил Израиль. Решительный тон муфтия, вероятно, следует связать с ориентацией СМР на Иран в ширящемся сейчас политическом разделении в исламском мире. «Сегодняшний Иерусалим остается городом, где мусульмане живут под дулами автоматов израильских солдат», – заявил Гайнутдин. Он обвинил Израиль в изгнании палестинцев из их домов, создании «устрашающих мифов», а также утверждал, что мусульмане не имеют возможности свободно посещать святыни Иерусалима, но вынуждены проходить в мечети «сквозь строй израильских солдат». В Дне Аль-Кудс в московской мечети принял участие советник по религиозным вопросам президента Палестинской национальной автономии Махмуд Аль-Хаббаш, которого Гайнутдин между делом пригласил посетить Крым.
«В своей пятничной проповеди перед прихожанами глава Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин повторил различные мифы, распространяемые в рамках так называемого нового антисемитизма, делающего упор на демонизацию Израиля, о мусульманах Иерусалима, будто бы живущих «под дулами автоматов израильских солдат» и будто бы не имеющих свободного доступа на молитву в мечеть Аль-Акса, о «преступных притязаниях» израильтян на земли, которые якобы никогда им не принадлежали», – заявил глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. «Жаль, что уважаемый муфтий повторяет старые и давно опровергнутые антисемитские мифы. Если бы он сам приехал в Израиль, как это несколько лет назад сделал муфтий Альбир Крганов (лидер другого мусульманского объединения, Духовного собрания мусульман России. – «НГР»), то смог бы убедиться в том, что в Иерусалиме впервые за почти две тысячи лет все его жители и прибывающие паломники имеют доступ к своим святыням», – сказал Горин.
Предложение ФЕОР вскоре развил президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер. Он направил Равилю Гайнутдину открытое письмо, в котором пригласил муфтия посетить Израиль. «Для того чтобы у вас сложилась объективная картина того, что происходит в Израиле на самом деле, мы приглашаем вас посетить Иерусалим с ознакомительным визитом. Расходы по вашему визиту Российский еврейский конгресс берет на себя», – сказано в письме. «Мы надеемся, что и ваши заявления после посещения Израиля и Иерусалима, после того как вы лично ознакомитесь с положением проживающих в этом регионе мусульман, станут более взвешенными», – подытожил Каннер.
Вскоре РЕК получил ответное послание, правда, за лидера Совета муфтиев высказался его первый заместитель Рушан Аббясов, который, в свою очередь, предложил Каннеру «посетить Палестину, пообщаться с местным населением, побывать в лагерях беженцев, увидеть покинутые села и походить по разрушенным тяжелой техникой домам». «Мы полностью обязуемся взять на себя организацию вашего визита», – ответил колкостью на колкость Аббясов. Он также пригласил Юрия Каннера и Боруха Горина в следующем году посетить Соборную мечеть в День Аль-Кудс.
Подобные баталии еврейских и мусульманских организаций, входящих в Межрелигиозный совет России, – лишь звено в длинной цепи взаимных обвинений и раздоров. Хроника этих конфликтов ведется «НГР» постоянно, определенное осмысление было дано в статье под заголовком «Картонный мир» в номере от 02.04.2008.
«Достаточно коснуться любой из спорных тем, чтобы красивая картинка российской идиллии обернулась состряпанной наспех театральной декорацией, – писали тогда «НГР». – При любом столкновении с реальностью «картонный домик» межрелигиозного мира разваливается, и на свет Божий вырывается перманентно тлеющий конфликт. Тогда становится очевидным, что если бы не государство, которое удерживает религиозных лидеров от открытого противостояния, пожар межобщинных войн давно бы уже полыхал. Вот и получается, что, говоря о мире, наши религиозные лидеры не забывают древний, еще языческий принцип: «Хочешь мира – готовься к войне!»
Несложно убедиться, что выводы, сделанные девять лет назад, нисколько не утратили актуальности и сегодня. В 2008 году также произошел очередной конфликт между СМР и ФЕОР по поводу различий в оценке ближневосточного конфликта, и тогда, как и сейчас, скандал разразился без видимого повода.