0
13423
Газета Интернет-версия

16.07.2024 15:55:00

Там жили Онегин, граф Потоцкий и хасиды

Из детских впечатлений об исчезающем еврейском местечке

Яна Любарская

Об авторе: Яна Юльевна Любарская – журналист.

Тэги: детские впечатления, исчезающее еврейское местечко, тульчин, черта еврейкой оседлости


детские впечатления, исчезающее еврейское местечко, тульчин, черта еврейкой оседлости Так выглядела Большая синагога маленького местечка. Открытка начала XX века

Те, кто смотрел фильм Владимира Машкова «Папа» (2004), помнят, что кинолента начинается с кадров, когда поезд приходит на железнодорожный вокзал Тульчина. А те, кто на самом деле жил в этом местечке Винницкой области, прекрасно знают, что железной дороги там никогда не было.

К счастью, я еще успела застать последние осколки жизни еврейского местечка в 80–90-х годах прошлого века. Уютный, добрый, теплый, вдохновляющий и дающий силы, солнечный город моего детства, наполненный нежными ароматами чайных роз и шиповника, роскошными цветами на клумбах, зелеными грецкими орехами, зреющими на деревьях над головами прохожих, вкусными бабушкиными пирогами с вишней и яблоком, которые она называла «штрудель» («Такого штруделя, как у меня, за доллары не купишь!» – говорила она), – очень приятная часть моего прошлого, по которой невероятно скучаю.

Во времена советской власти синагоги и бывшие еврейские домовладения Тульчина заняли различные казенные учреждения. Например, загс был открыт государством прямо в доме еврейского купца Гликлиха, а дворец пионеров разместился в бывшей синагоге, которую теперь можно узнать лишь по специфической архитектуре и облику здания, изначально построенного для религиозных нужд евреев. На местном рынке давно не слышно разговоров на идише, а прежние знакомые улицы с советскими названиями довольно трудно отыскать, ведь они переименованы на новый лад.

В памяти запечатлелось старое еврейское кладбище на большой горе, настоящий памятник ашкеназской культуры. С вершины открывался потрясающий вид на весь город. Еврейское кладбище Тульчина делится на старое, включающее древние полуразрушенные каменные надгробья, среди которых обитатели местных мазанок, не стесняясь, пасли коров, и на новое, расположенное на макушке холма. Лишь надписи на идише и лица с черно-белых фотографий, грустно глядящие с надгробий, напоминают о некогда насыщенной еврейской жизни местечка. Там похоронены мои дедушка и прабабушка.

«Мои родители приехали в этот тихий городок в 1954 году по распределению, вместе окончив Винницкий пединститут. Мне до сих пор непонятно, почему коренных винничан отправили на работу в глубинку, да и они сами долго не могли с этим смириться. В итоге счастливо прожили в Тульчине всю оставшуюся жизнь, ни о чем не жалели», – рассказывает моя мама.

12-1-2-t.jpg
На еврейском кладбище Тульчина
сохранились старые участки
с полуразрушенными каменными надгробиями.
Фото автора
Детство она провела с бабушкой, кормившей ее кошерной едой и рассказывавшей о своей молодости. В мамином детстве говорили на идише, на русском и украинском языках, отмечали еврейские праздники, делали фаршированную рыбу на Рош ха-Шана и покупали огромные мешки с мацой на Песах. На улицах города звучало многоголосье из смеси идиша, русского и украинского.

Отдельно хочется рассказать и про неповторимый Тульчинский рынок. Это, конечно, был не одесский «Привоз», но ничем не хуже. В базарный день его открывали в пять утра, там встречался весь цвет Тульчина, все модницы, стремящиеся узнать последние сплетни, продемонстрировать наряды, ну и, конечно, приобрести продукты. К этому незабываемому колориту и многоголосию иногда добавлялся молдавский язык.

Товары порой выкладывали прямо на земле, обтянутые защитной лентой, чтобы можно было спокойно рассмотреть их. Позже прибывали толпы народа, сметая все на своем пути, и пробиться к прилавкам уже не представлялось возможным. Потом ярмарка завершалась, и посетители постепенно расходились.

Мама вспоминает, что свадьбы в Тульчине тоже отмечали с особым размахом, гуляли улицами и целыми дворами несколько дней, ели, пели, танцевали до упаду, дети и взрослые, все вперемешку. Лично ей побывать на еврейских свадьбах не удалось, но оттуда ей всегда передавали вкуснейшие сладости, которыми снабжали гостей торжества на дорожку, так как съесть их в ресторане по причине обилия остальных яств было уже нереально.

Тульчин входил в черту еврейской оседлости, а до этого был польским городом. В его простых домиках проживало много работящих евреев-ремесленников, а их собратья побогаче оседали в добротных кирпичных постройках. В местечке когда-то останавливался и русский полководец Александр Суворов со своей армией.

В середине XVIII века евреям Тульчина жить стало гораздо легче и веселее, потому что влиятельнейший человек того времени, граф Феликс Станислав Потоцкий перенес в городок свою главную резиденцию, сделав местечко центром региона. Тогда же возвели роскошнейший дворец, «подольский Версаль», состоявший из обворожительного главного здания и двух крупных флигелей, образовывавших в комплексе букву «П» – Потоцкий.

В этих изысканных стенах Александр Пушкин познакомился с дочерьми графа, Ольгой и Софией, которым посвятил свои знаменитые произведения «Евгений Онегин» и «Бахчисарайский фонтан». В десятой главе «Евгения Онегина» великий поэт написал о Тульчине:

...там, где ранее весна

Блестит над Каменкой 

тенистой

И над холмами Тульчина,

Где Витгенштейновы дружины

Днепром подмытые равнины

И степи Буга облегли...

В притчах о жизни основателя хасидизма Баал Шем Това тоже часто фигурирует граф Потоцкий, играющий в них роль доброго барина. Благодаря богатому поляку еврейская община Тульчина становится крупнейшей на Подолье. В 1848 году граф основал в Тульчине сахарный завод, через семь лет в городе начала функционировать кожевенная фабрика, в 1886 году – паровая мельница. В местечке к тому времени работало уже несколько синагог и гораздо большее количество молитвенных домов. В конце 1930-х годов более 40% жителей Тульчина составляли евреи.

Война стала для местного населения страшным ударом, местечко понесло огромные жертвы. Румыны создали гетто, в которое согнали евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины. Тульчин оказался в составе Транснистрии – румынской зоны оккупации Юго-Западной Украины. 3005 евреев оттуда были высланы в село Печора, в концентрационный лагерь Мертвая Петля, где почти все погибли. Вернулись из лагеря – около 500 человек. 15 марта 1944 года Тульчин был освобожден Красной армией.

Ежегодно 9 Мая в городке проходили торжественные демонстрации, и многочисленные ветераны, включая моего дедушку Михаила Хуторянского, надевали свои ордена, медали и гордо вышагивали по улице Ленина, вспоминая свое боевое прошлое, со слезами принимая букеты и поздравления от молодых горожан.

Дедушку, школьного преподавателя физики и астрономии, в местечке знали и любили все. Каждый человек на улицах Тульчина либо учился у него, либо был сыном или дочерью его бывшего ученика.

Однажды в Тульчин приехал наш родственник из Москвы, решил сделать сюрприз, не сообщив заранее о визите. Он долго кружил по окрестностям и спрашивал у местных жителей: «Где здесь улица Щорса?» Не знал абсолютно никто, но, когда найти эту улицу казалось совсем уж невозможным, какая-то жалостливая женщина спросила: «А кто вам там нужен?» Родственник ответил: «Хуторянский!» – «Ну что же вы сразу не сказали?» – воскликнула она и тут же объяснила, как найти нужный гостю дом.

В 2012 году в Тульчине оставалось около 150 евреев, а остальные в поисках лучшей жизни разъехались – кто в Израиль, кто в США, кто в Германию, кто в Россию.



Другие новости