0
16289
Газета Интернет-версия

03.12.2024 15:49:00

Собор Парижской Богоматери опять распахнет Врата дьявола

Вход во всемирно известный храм может стать платным

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: франция, париж, нотрдам, пожар, реставрация, история, культура, архитектура, литература, воспоминания, эмманюэль макрон


франция, париж, нотр-дам, пожар, реставрация, история, культура, архитектура, литература, воспоминания, эмманюэль макрон Статуи апостолов и евангелистов, окружающие шпиль Нотр-Дама, вывезли на реконструкцию за несколько дней до пожара. Фото Reuters

В Торжество Непорочного зачатия Девы Марии – один из главных праздников Католической церкви, – 8 декабря, для широкой публики будет открыт собор Парижской Богоматери. После масштабного пожара, который случился в апреле 2019 года, этот известный на весь мир готический храм был закрыт.

Напомним, что огонь тушили почти 12 часов. В результате пламя полностью уничтожило две трети крыши, сооруженной из дерева в XII–XIII веках, и 96-метровый шпиль авторства архитектора XIX века Эжена Виолле-ле-Дюка. Пострадало и внутреннее убранство, а также уникальные витражи.

Случившееся потрясло не только французов, но и весь мир. Когда президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал, что Нотр-Дам-де-Пари будет восстановлен к 2024 году, мало кто верил, что за столь короткий срок возможно справиться с таким масштабом разрушений. Тем не менее команда реставраторов взялась за дело. Первоначально ее возглавлял Жан-Луи Жоржелен, который, увы, погиб в августе 2023-го во время восхождения в горы на перевале Фостен (Пиренеи). После долгих споров было решено сохранить Нотр-Дам в его привычном для всех виде, хотя предлагались самые разные проекты: с бассейном на крыше, домиком для Квазимодо и хрустальным шпилем.

К сегодняшнему дню основная часть восстановительных работ, которая обошлась французам почти в 700 млн евро, завершилась. В собор уже вернулись его реликвии, статуи, орган и колокола. Правда, возникла другая проблема. Теперь правительство страны хочет сделать вход в него платным. Администрация Парижа уверена: после реставрации Нотр-Дам-де-Пари будут посещать около 14–15 млн человек. Министр культуры Франции Рашида Дати выступила с предложением установить плату в размере 5 евро. Мол, это позволит собирать минимум 75 млн евро в год для поддержания других памятников религиозного наследия Франции. Дати напомнила, что за вход в собор Святого Павла в Лондоне взимается плата в размере 25 фунтов стерлингов (почти 30 евро), а в Миланском соборе вход для туристов стоит минимум 10 евро.

Однако против идеи платного посещения Нотр-Дам-де-Пари выступило духовенство. Президент Конференции епископов Франции (CEF) архиепископ Эрик де Мулен-Бофор и вовсе назвал такой план предательством предназначения церкви и во всеуслышание пообещал отстаивать свободный доступ в храм. На официальном сайте собора также утверждается, что вход останется «бесплатным и свободным». Правда, есть и объявление о том, что в ближайшее время «заработает онлайн-система бронирования временных интервалов для бесплатного посещения собора». Что это означает – пока не очень понятно. Очевидно одно: открытие собора Парижской Богоматери ожидают не только во Франции, но и во всем мире, поэтому поток туристов в первые месяцы будет колоссальным.

Вместе со всеми ясно это и автору статьи. Для меня Нотр-Дам – место особого притяжения и особой силы. Каждый раз, когда я попадала в Париж, первым делом отправлялась к собору и могла провести там много времени. Мне нравилось теряться в толпе людей и просто наблюдать. За тем, например, как преображаются личины горгулий и химер в лучах заходящего солнца, как удивительный ажурный узор главных ворот храма меняет свой рисунок в зависимости от времени суток и даже погоды. Для меня Нотр-Дам – это что-то живое. И «ожил» он, конечно, благодаря роману Виктора Гюго.

21-12-2480.jpg
Открытия собора Парижской Богоматери
с нетерпением ожидают не только во Франции,
но и во всеми мире.  Фото Reuters
Я предпочитала заходить внутрь этого грандиозного сооружения и сидеть там в прохладе здания часами, или бродить меж его колоннами, трогая их руками, изредка останавливаясь то около фигуры Жанны-д’Арк, то около статуи Девы Марии, слушать орган или любоваться красотой красок витражей, в солнечные дни отраженных на плитах пола. Особая удача – услышать звон самого большого, 13-тонного колокола по имени Эммануэль. Он «говорит» очень редко. А вот остальные – Мари, Габриэль, Анн-Женевьев, Дени, Марсель, Этьен, Бенуа-Жозеф, Морис и Жан-Мари – звонят дважды в сутки. Все они названы по именам святых и так или иначе отражают их житие. Например, на Габриэле, названном в честь архангела Гавриила, который принес благую весть о рождении Иисуса, можно увидеть 40 линий, означающих 40 дней, которые Христос провел в пустыне. А на ухе колокола Этьен (в честь святого Стефана – мученика, забитого камнями) изображен камень.

По узкой винтовой лестнице можно подняться к галерее химер и оттуда перейти на одну из башен Нотр-Дам, откуда виден почти весь Париж. Это всего порядка 400 ступеней, правда, из-за большого скопления желающих преодолеть их и добраться до крыши бывает непросто. Поэтому я больше любила рассматривать входные порталы здания. Мой самый любимый – портал Богородицы, самый крайний со стороны Лувра. В верхнем ярусе его тимпана, сохранившемся со времен Средневековья, изображена сцена коронации Богородицы. Ниже – скульптурная композиция со сценой Успения Марии. По обе стороны дверей, в стенных проемах, расположены скульптуры различных святых. Особое внимание привлекает Дионисий Парижский, который держит собственную голову в руках. По легенде, этот христианский святой III века был первым епископом Парижа, который тогда назывался Лютецией. Во время гонений на христиан он был схвачен и обезглавлен на вершине Монмартра (в переводе с французского – Гора мучеников), который тогда находился вне стен города. Однако Дионисий взял свою голову, прошествовал с ней до Парижа и только после пал мертвым.

Нотр-Дам вообще полон тайн и легенд. От якобы оживающих по ночам химер и до сих пор сидящего в заточении в подземелье собора длиннобородого старца Немея, до кованого узора на массивных деревянных дверях. Согласно преданию, выковать ворота с необычайно сложным и прекрасным рисунком было поручено кузнецу Бискорне. Времени на изготовление шедевра мастеру дали совсем немного, и тот решил заключить сделку с дьяволом. Когда утром настоятель пришел посмотреть эскизы, то обнаружил, что ворота уже готовы, а сам кузнец лежит около них без сознания. Двери были наглухо закрыты, и никакие ключи к ним не подходили. Открыть их смогли лишь после того, как окропили святой водой. До сих пор никто так и не смог повторить изящный узор, а некоторые экскурсоводы называют двери собора Вратами дьявола.

Если перейти Сену по Архиепископскому мосту, расположенному за собором, то можно насладиться зрелищем великолепного шпиля и готической архитектурой Нотр-Дам. С этой точки великолепно видна большая часть из тех 16 статуй, которые расположены на его крыше – четырех евангелистов и 12 апостолов. Причем один из них повернут лицом к шпилю. Считается, что это апостол Фома. Покровитель плотников, строителей и архитекторов, он приложил руку ко лбу, словно спрашивает себя: «Как? Как я смог сделать это?» Статуи учеников Христа появились вместе со шпилем в XIX веке. Именно в лице апостола Фомы Эжен Виолле-ле-Дюк запечатлел черты собственного лица. Еще одна загадка: незадолго до того как в соборе Парижской Богоматери вспыхнул пожар, все статуи были сняты с крыши и отвезены на реставрацию. Выходит, не химеры и горгульи охраняют Нотр-Дам-де-Пари, а апостолы и евангелисты.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

0
535
Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Дарья Курдюкова

Искусствовед, критик, блогер и куратор рассказала «НГ» о «Фениксах и сфинксах» и немного о сказках

0
787
Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Владислав Дунаев

Что общего между императором Мэйдзи и русским басом

0
912
За что расстреляли «Гения Карпат». 35 лет назад был казнен Николае Чаушеску

За что расстреляли «Гения Карпат». 35 лет назад был казнен Николае Чаушеску

Александр Братерский

0
555

Другие новости