0
4083
Газета Интернет-версия

17.12.2024 17:22:00

Грядет ли время рептилоидов

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – историк, журналист.

Тэги: новый год, восточный календарь, символика, мифология, год змеи, рептилоиды, фольклор, исследование, конспирология, история


новый год, восточный календарь, символика, мифология, год змеи, рептилоиды, фольклор, исследование, конспирология, история Художники итальянского Возрождения изображали змея-искусителя в виде женщины с телом рептилии. Микеланджело. Грехопадение. Фреска. 1510 год. Ватикан

2025-й по восточному календарю – год Змеи. Едва ли не все народы Земли поклонялись в древности змеевидным существам, и что самое удивительное – разумным! Пожалуй, наиболее древнее письменное описание мыслящего змея приводится в египетском папирусе эпохи Среднего царства. Обычно это произведение называют «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Папирус, хранящийся в Эрмитаже, открыл для мира русский египтолог Владимир Голенищев в 1881 году.

Корабль, посланный фараоном, погибает во время бури, и единственный спасшийся мореплаватель оказывается на острове, где властвует огромный змей. Египтянин приходит в ужас, но владыка острова успокаивает его: «Не бойся, не бледней лицом: ведь ты меня достиг. Ведь это – бог жизнь сохранил тебе, тебя доставив на этот остров».

Долгое время ученые объясняли повсеместное поклонение змееподобным существам тем, что рептилии сбрасывают кожу: люди видели в этом знак бессмертия и высшего знания.

В России верили в обитающих на Урале разумных змей и ящериц-оборотней. Это отразил Павел Бажов в своих сказах, где действуют голубая змейка, Великий Полоз и Хозяйка Медной горы. Они помогают хорошим людям находить полезные ископаемые, а злых и жадных людей наказывают. Так, Хозяйка превратила приказчика Северьяна в глыбу пустой породы (сказ «Приказчиковы подошвы»). Правда, по Бажову, встреча с малахитницей, обращавшейся в зеленую ящерицу с человечьей головой, ни для кого добром не кончается. Даже для того, кого она полюбила: «Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завел, дом обустроил… Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал… Так на глазах и таял… Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» (сказ «Медной горы Хозяйка»).

Печаль Степана, как и то, что Данила-мастер, герой сказов «Каменный цветок» и «Горный мастер», после возвращения из горы нет-нет да и «задумывался», можно объяснить тем, что оба тосковали по нездешней красоте и неземной любви. В наше время этому нашли бы другое объяснение: околдовала мужиков горная демоница. Ишь, не понравилось ей, когда «малахитины столбы», которые с ее помощью вырубил Степан, отвезли «в самую главную церкву в Сам-Петербурхе»!

На Руси все же возобладало отрицательное отношение к рептилиям. Былинные богатыри сражались со Змеем Горынычем. У православных верующих популярна легенда «Чудо Георгия о змие» и одноименные иконы. Это отразилось на гербе Москвы, где всадник поражает копьем крылатого змея. В обыденном христианском сознании пресмыкающееся ассоциируется прежде всего с виновником грехопадения Адама и Евы. Искуситель наделен разумными чертами: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Великие итальянцы Возрождения изображали это существо в виде женщины с чертами рептилии.

Британский религиовед и этнограф Джеймс Джордж Фрэзер, автор книг «Золотая ветвь» и «Фольклор в Ветхом Завете», подошел к библейскому рассказу о древе жизни и змее, опираясь на обширные знания в области древней литературы и обычаев разных народов. Ученый рассуждал логически: «От своего обмана змей не извлек для себя никакой выгоды; напротив, он много потерял, ибо был проклят Богом и осужден с тех пор ползать на чреве и лизать земной прах. Но, может быть, его поведение не было так злостно и бесцельно, как это кажется на первый взгляд. Ведь нам известно, что змей был самое хитрое животное на земле, а в таком случае можно ли допустить, будто он проявил свою проницательность в том, что погубил всю будущность человека без всякой пользы для себя самого?»

Фрэзер приводит сходный сюжет из древневосточной эпической поэмы о Гильгамеше, созданной раньше библейских сказаний. «В ней мы читаем о том, как богоподобный Утнапиштим открыл герою Гильгамешу существование такого растения, которое обладало чудесной способностью возвращать утерянную молодость и носило название «старый человек обретает молодость»; как Гильгамеш раздобыл это растение и радовался тому, что вкусит от него и к нему вернется его молодость; как прежде, чем он успел это сделать, змей украл волшебное растение, пока Гильгамеш купался в холодной воде ручья или источника, и как, наконец, потеряв надежду на бессмертие, Гильгамеш сел и заплакал… Правда, здесь не говорится ничего о том, что змей отведал этого растения и таким образом обрел вечную жизнь, но подобный пропуск может быть объяснен плохим состоянием текста, неполного и неясного; и если даже поэт действительно умолчал об этом, то параллельные версии легенды… позволяют заполнить пропущенное с большой степенью вероятности.

Эти параллельные предания дают основание полагать, хотя и не служат прямым доказательством, что в первоначальном варианте… змей был послан Богом к человеку с радостной вестью о даруемом ему бессмертии и что лукавое животное извратило смысл послания к выгоде собственного биологического вида и на пагубу человечества».

Но вот парадокс: в религиях многих народов мира змеевидные существа представали культурными героями. У эллинов змееногий Кекроп основал первый храм Афины, подарил Аттике законы. Крылатый змей Кецалькоатль учил индейцев наукам, запрещал человеческие жертвоприношения. Змеи были спутниками богов и героев: в греческой мифологии Триптолем, любимец Деметры, переносился из страны в страну на колеснице, запряженной крылатыми змеями, и учил людей земледелию. Один из древнейших образов, связанный с этими рептилиями, – уроборос: змея, кусающая свой хвост. Это символ бесконечности, смерти и возрождения, взаимосвязи начала и конца, круговорота всего на свете.

В наше время две змеи находятся на навершии архиерейского, в том числе патриаршего, посоха – патериссы. Считается, что это напоминание о словах Христа: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Пророк в стихотворении Пушкина получил от шестикрылого серафима вместо грешного языка «жало мудрыя змеи» и повеление от Бога: «Глаголом жги сердца людей».

Природа змей двойственна. С одной стороны, они несут гибель. С другой стороны, их используют в своих целях высшие силы. В Ветхом Завете по велению Господа жезл Аарона в присутствии фараона превращается в змею. Во время Исхода из Египта израильтяне ропщут, и Бог наказывает их, насылая ядовитых пресмыкающихся. Но после молитвы Моисея о снисхождении к согрешившему народу Господь дает совет пророку: изготовить медного змия, при взгляде на которого ужаленный оставался жив. В память об этом Христос говорит Никодиму: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14–15).

Аналогичная картина в греческой мифологии, где змеи – и губители, и целители. Эвридика, возлюбленная Орфея, сошла в мрачное царство Аида, укушенная ядовитой змеей. Гера, ревнивая жена Зевса, послала к колыбели новорожденного Геракла, сына громовержца от земной женщины, двух змей. Младенец задушил их. Не столь благополучно закончилась история с Лаокооном, жрецом Аполлона, который убеждал троянцев уничтожить оставленного греками огромного деревянного коня. Тогда два огромных змея выплыли из моря и погубили жреца вместе с обоими сыновьями. После этого змеи скрылись под щитом статуи богини Афины, противницы троянцев. На эгиде, волшебной накидке Афины – голова горгоны Медузы, у которой вместо волос змеи. При этом символами медицины стали чаша со змеей – сосуд Гигиеи, дочери античного бога врачевания Асклепия (Эскулапа), и его жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями.

Древние индийские предания говорят о «небесной войне», которую вели между собой дэвы и асуры. Используя более привычные европейцам термины – «боги» и «демоны», сегодня этот сюжет порой трактуют как военное столкновение в космосе. Модернистские интерпретаторы Библии полагают, что некогда произошла великая галактическая война между гуманоидами и рептилоидами. Гуманоиды потерпели поражение и уступили многие космические зоны (в том числе Солнечную систему) своим противникам. Поэтому, мол, сатана и правит бал на земле. Показательно, что в христианстве со змеем связан дьявол, его называют «князем мира сего» и ждут его гибели.

Однако в будущем, по мнению эзотериков, гуманоиды одержат верх. При этом ссылаются на Откровение святого Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий с небес: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего…» (Откр. 12:9–10). 


Читайте также


Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2107
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2073
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
3436
Кому в России потреблять хорошо

Кому в России потреблять хорошо

Анастасия Башкатова

Фрукты, стоматолог и своя комната у каждого члена семьи – россияне описали, что такое режим "Комфорт"

0
2708

Другие новости