0
2912
Газета Интернет-версия

17.12.2024 17:14:00

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, екатеринбург, митрополия, митрополит евгений кульберг, памятник, царские останки, император александр I, политика, государство


рпц, екатеринбург, митрополия, митрополит евгений кульберг, памятник, царские останки, император александр I, политика, государство На фото церемония освящения памятника императору Александру I у Храма на Крови в Екатеринбурге. Фото с официальной страницы Екатеринбургской епархии в социальной сети

В Екатеринбурге 6 декабря состоялась церемония освящения памятника императору Александру I у Храма на Крови. Чин совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг).

Открытие монумента приурочено к 200-летию посещения императором столицы Урала. Инициаторами установки памятника выступили межрегиональное общественное движение по сохранению и возрождению исторических традиций «Наследие империи» и екатеринбургское отделение Императорского православного палестинского общества. Скульптор – Анастасия Клыкова, дочь Андрея Клыкова, автора бюста императора Николая II, установленного в екатеринбургском центре «Царский» в 2018 году.

Включение Александра I в современный православно-патриотический пантеон не менее интересно, чем ранее наметившаяся в церковном медиаполе реабилитация Петра Великого (см. «НГР» от 20.09.23, «Почему патриарх Кирилл объявил Петра I антизападником»). Дело в том, что и тот и другой императоры ранее рассматривались в РПЦ преимущественно как адепты западной культуры и враги церкви. Теперь же вектор меняется на прямо противоположный. Оба государя становятся антизападниками и деятелями русского национального возрождения. Так, на открытии памятника Александру I митрополит Евгений заметил, что царь-освободитель был «победителем Наполеона, победителем Антихриста» и «принес новое мироощущение русским людям».

Кульберг не ставит памятники просто так. Совсем недавно в своей митрополии он освящал еще один монумент – следователю Николаю Соколову, чем, вероятно, неявно высказал свое отношение к теме «екатеринбургских останков» (подробнее в «НГР» от 04.12.24). Соколов, как известно, тот самый следователь, который в 1919–1921 годах по поручению правительства Колчака расследовал дело об убийстве царской семьи. И вывод Соколова был однозначным: после расстрела тела всех убитых расчленили и сожгли на кострах. То есть поиск останков не имеет смысла, сохраниться они не могли. Именно расследование Соколова до сих пор остается опорной конструкцией для так называемых скептиков по вопросу о подлинности «екатеринбургских останков» (к скептикам, судя по всему, принадлежит и владыка Евгений, хотя в публичном пространстве об этом сегодня не принято говорить вслух).

В случае с Александром I встает вопрос: нет ли здесь намека на реабилитацию в российских церковных и патриотических кругах предания о старце Федоре Кузьмиче? То есть популярной в эмигрантских кругах XX века легенды о том, что Александр I на самом деле не умер в 1825 году в Таганроге, а инсценировал свою смерть, тайно бежал и провел остаток дней в Сибири под именем некоего Федора Кузьмича, замаливая грех отцеубийства. Адепты легенды считают, что настоящая могила Александра – блаженного старца Федора Кузьмича – находится в Томске. А в императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Петербурга вместо царя похоронили «обычного унтер-офицера».

В православно-патриотических кругах в России при этом распространено негативное отношение к личности Александра I. Его рассматривают как либерала и человека, далекого от церковной жизни. Ставят ему в вину и увлечение масонством и прочей эзотерикой, и контакты с британскими квакерами. Супружеская неверность императора, наличие незаконнорожденных детей – тоже известный повод для критики. Из комментариев пользователей Сети по случаю освящения памятника: «Более антиправославного императора, чем Александр I, придумать нельзя»; «Александр l не мог быть антизападником по определению, ибо «водил дружбу» с «глобалистами-англосаксами». Впрочем, также отмечено, что именно при Александре в России появилось Библейское общество и был начат перевод Библии на русский язык (в частности, в 1823 году впервые опубликован синодальный перевод Нового Завета).

Что в 1817 году по указу царя в Российской империи было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, которое было предназначено для «восстановления живой и сознательной веры народа – через распространение грамотности вместе с распространением Писания». Что с одобрения императора Министерство обязало в 1818 году приходских священников проводить катехизаторские беседы с прихожанами, «дабы преодолеть невежество и суеверия, распространенные в народе». Что, наконец, Священный союз, основанный Александром I, был уникальным примером международной организации, в основу которой положены принципы христианского вероучения. Согласно учредительному документу, главы государств – членов союза обязывались «принять единым ведущим к оному средству правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

Мнение патриарха Кирилла о памятнике и о «ребрендинге» Александра I неизвестно. С одной стороны, 20 ноября 2014 года патриарх сам в присутствии президента России освящал памятник Александру у стен Московского Кремля. Памятник поставили к 200-летию победы над Наполеоном. На освящении пел хор Свято-Данилова монастыря. В своей речи патриарх сдержанно отметил, что в поздние годы император стал более религиозным и «явил себя патриотом и человеком, любящим свой народ и свою Церковь». Он также добавил, что открытие памятника «свидетельствует о том, что народ наш действительно сопрягает в своем сознании некогда разорванную ткань национальной истории».

С другой стороны, год с небольшим назад, и тоже 20 ноября, но уже 2023 года, глава РПЦ произнес более эмоционально насыщенную речь, в которой напомнил известное высказывание митрополита Московского Филарета (Дроздова) – современника Александра I – про пагубность синодального правления и про «обер-прокурорские шпоры, которые впиваются в тело Церкви». Причем патриарх своеобразно перефразировал мысль церковного деятеля XIX века: «Как говорил святитель Филарет (Дроздов), он часто испытывал на себе боль от шпор господина обер-прокурора, впивавшихся в его тело». «И всякие бывали обер-прокуроры, – продолжил рассуждение Кирилл. – Когда Александр I пригласил к себе князя Голицына и сказал: «Хочу, чтобы ты стал обер-прокурором», тот улыбнулся и сказал: «Государь, во-первых, я масон; во-вторых, я безбожник – ну как же я буду заниматься Церковью?» – «Ничего, иди, справишься». Можете себе представить? Православная империя – а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным».

Патриарх в целом критически смотрит на любые формы диктата в отношении церкви со стороны государства. Нельзя не заметить, что критика синодального периода с его обер-прокурорским произволом в исполнении главы РПЦ явно подпитывается личными воспоминаниями Кирилла о советском времени с его «уполномоченными по делам религии» (общая черта большинства архиереев той генерации, которая была воспитана влиятельным митрополитом советского времени Никодимом (Ротовым). В этом смысле патриарх никогда не ностальгирует ни по советским, ни по царским временам.

Очевидно, что его регулярные слова в адрес современной России как «острова свободы» и нынешней эпохи как «лучшей в истории Русской церкви» – вполне искренние и вовсе не являют собой дань политкорректности. Внук узника Соловков, патриарх всегда дистанцируется от любой апологии советского строя. И имперская романтика, несмотря на петербургские корни, его также не очень увлекает. Условно-свободное положение церкви, установившееся при Борисе Ельцине, и дополненное протекционистским в отношении РПЦ законом 1997 года о свободе совести его вполне устраивает. Тогда как любая форма «государственной церкви» вызывает у него тревогу.

То же самое, к слову, можно сказать о патриархе Грузинском Илие II, которого грузинская власть неоднократно пыталась обольщать предложениями о государственном статусе православия.

Государственная церковь в понимании этого поколения церковных чиновников – прежде всего не привилегии, а контроль и отказ от столь непросто добытых завоеваний никодимовской эпохи. 


Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2048
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
4438
Илон Маск врывается в британскую политику

Илон Маск врывается в британскую политику

Данила Моисеев

Американский бизнесмен намерен спасти родину предков от "левого полицейского безумия"

0
2672
У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

У Эрдогана хотят отнять победу над Асадом

Игорь Субботин

Турецкая оппозиция борется за сирийскую повестку

0
3216

Другие новости