Фото Majid Asgaripour/WANA via REUTERS
Всемирный день гуманизма, который отмечается ежегодно 21 июня, прошел в России в этот раз без традиционной дискуссии экспертов. Возможно, помешала ирано-израильская война, начавшаяся 13 июня и завершившаяся 24 июня перемирием под ультиматумом Дональда Трампа. Сами США в ночь на 22 июня нанесли удары по трем ядерным объектам Ирана, чтобы уничтожить или серьезно ослабить ядерную программу Исламской Республики.
Как всегда, гибнут и непричастные простые люди, случайно оказавшиеся в зоне поражения, что вызывает возмущение мировой общественности. Многие политики при этом не видят, что режим Али Хаменеи – верховного лидера Ирана, духовного и политического руководителя страны с 1989 года – угрожает самой европейской цивилизации, свободной от жесткой религиозной детерминированности. Мир стоит на пороге религиозной войны между Западом и Востоком, а в России принимают представителей палестинского движения ХАМАС, стоящего за десятками кровопролитных терактов против граждан.
В данном случае для представителей свободомыслия весьма интересно интервью от 2011 года одного российского писателя-патриота с лидером «политического крыла» ХАМАС Халедом Машалем, дающее четкий посыл всему западному обществу о том, что будет ждать нас всех в случае победы фундаменталистов: «И в этом смысле всемирная исламская революция бросает вызов атеизму, в котором господствует дух одной только земной жизни, а значит, и дух неизбежной смерти. Именно в этом смысле мировая исламская революция проповедует идею бессмертного человечества».
Исламистская идеология несет в себе наиболее выраженный заряд социально-консервативных мировоззренческих идей, и независимо от модернистских приукрашиваний ее содержание неизбывно до тех пор, пока зиждется на своем высшем авторитете – непререкаемости религиозных представлений для всех. Вызывает непонимание и то, что политики сближаются с руководителями организаций, превозносящих ислам как высшую модель духовной культуры, которая отвечает интересам человека и мирового человечества в целом. Ведь это декларирует исключительность ислама и необходимость утверждения его господства во всем мире, внушая молодежи идеи превосходства мусульманской цивилизации в противовес другим мировым культурам.
Мы, русские, – исторически сложившиеся интернационалисты, и у нас давно сформировались свои культурно-духовные традиции. Одна из них – глубинное свободомыслие. В то же время перспектива победы «всемирной исламской революции» бросает вызов главному историческому достижению нашей цивилизации – светскости и приведет нас к национальной катастрофе.
Конечно, и на отечественной почве происходят попытки клерикализации, и они сродни исламистской экспансии, хотя в общественном сознании, возможно, воспринимаются как нечто отличное. Единственное – исламизм откровеннее, приблизительно таков, какой была христианская цивилизация во времена Крестовых походов.
По отдельности-то ясно, что появись где-то новый имам Хомейни или новый Савонарола – это было бы весьма печально. Но о том, что последний всплеск уходящих форм религии – это борьба их парадигм и структур за выживание и они пойдут на все, сегодня думают пока еще мало.
В наше динамичное время нет никаких оснований для эйфории в плане развития взаимоотношений между государствами с различными политическими ориентациями. Мир стал хрупок и слишком зависим от состояния политической коммуникативности стран. В ситуации взаимоотношений между странами «мусульманского» и «немусульманского» миров, противостояния которых история не смогла смягчить за 14 столетий, они стали с легкой руки политологов «исламской» и «христианской» цивилизациями.
Но могут ли быть такие цивилизации в принципе? Наверное, нет.
Во-первых, любая цивилизация движется доминирующим в данный исторический момент способом производства, а не религиозной идеологией, которая выступает лишь политическим антуражем. Во-вторых, происходившая на наших глазах ирано-израильская война – естественный результат одряхления того диктаторского режима, который веками убаюкивался и освящался религией. Запад давно распростился с диктатом христианской церкви. Восток едва лишь пробуждается от мусульманского идеологического анабиоза с десятками веков терпения былых и современных эмиров на вершине власти. Но эта власть ради своего сохранения может пойти на все – ведь это вопрос ее выживания.
С учетом всего этого нет сомнений, что Израиль поступил совершенно правильно, умеряя силой диктатуру исламизма, упреждая возможные выступления других экстремистских сил, использующих исламскую ортодоксию с целью натравливания реакционных масс на современную цивилизацию.
Вспомним еще раз: для цивилизации существуют свои объективные социально-экономические законы развития, принципиально не совпадающие с религиозно-догматическими представлениями и целями любой религии. Поэтому нельзя заменять религиозно окрашенной политикой реально необходимые цивилизации способы преодоления проблем. Такая порочная практика способна свести попытку разрешения социальных коллизий планетарного масштаба к возникновению религиозных антипатий и противостояний, не имеющих принципиального значения для судеб человечества. Поэтому все возникающие конфликты должны разрешаться на гражданском уровне мирной дипломатии с подчинением регламенту права, которое действует в той или иной социальной системе.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать