0
23707
Газета Интернет-версия

18.04.2023 15:41:00

Древняя столица космополитизма

Обломки религий и прах империй на улицах Александрии

Сергей Путилов

Об авторе: Сергей Эдуардович Путилов – историк-востоковед, журналист.

Тэги: египет, александрия, история, традиции, религия, вера, общество, культ, эллинизм, александр македонский, христианство, ислам


египет, александрия, история, традиции, религия, вера, общество, культ, эллинизм, александр македонский, христианство, ислам В наши дни появилась новая Александрийская библиотека. Фото Reuters

Если бы Александр Македонский приехал в сегодняшнюю Александрию – город, основанный «покорителем вселенной» в 331 году до нашей эры, он, вероятно, изумился бы тому, во что превратилось его детище, и с уст его, как в фильме про царя Ивана Васильевича, сорвалась бы сакраментальная фраза: «Красота-то какая, лепота!» Международный научный журнал Collector опубликовал рейтинг самых важных городов эллинистического мира, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой цивилизации. Историки единодушно выдвинули на первое место «жемчужину Средиземноморья» Александрию.

При этом если могущественные некогда центры эллинистического мира превратились в покрытые пылью руины, Александрия не только продолжает процветать, но и самим своим существованием вносит вклад в копилку космополитизма и диалога цивилизаций, о чем мечтал великий македонянин, воспитанием которого занимался сам Аристотель. Когда блистательный полководец покорил Египет, то, отдавая распоряжение основать полис, названный в его честь, он замышлял его как невиданный в истории «город мира», где будут мирно уживаться представители разных религий, культур, народов, где сконцентрируется вся мудрость человечества, для чего была основана знаменитая библиотека.

В наши дни этот город на берегу Средиземного моря пользуется даже среди самих египтян, измученных каирской теснотой и духотой, особой популярностью в качестве места отдыха. Многие едут сюда на выходные, с тем чтобы поселиться в построенных еще «ненавистными английскими колонизаторами» гостиницах, расположенных прямо на берегу александрийской бухты, видевшей Александра Македонского, непобедимого Цезаря и прекрасную Клеопатру.

В отличие от роскошного каирского вокзала, напоминающего по интерьеру древнеегипетский дворец (в кафе которого на втором этаже к тому же можно спокойно курить), александрийский «Миср» представляет собой скорее руины. На выходе будьте внимательны, чтобы не свалиться в огромный котлован, вырытый зачем-то прямо перед зданием железнодорожного вокзала. Возможно, туда когда-то угодил немецкий фугас во время наступления «лиса пустыни» Роммеля на Александрию. Но закопать воронку, которая давно поросла колючками, почему-то никто так и не удосужился. Так что пробираться придется прямо по деревянному настилу.

В целом при первом взгляде на Александрию, славную, как сообщалось в путеводителе, своей «ускользающей красотой», приходит в голову мысль, что ей не хватает масштабной реновации. Наш отель расположился прямо в центре уютной бухты. Судя по гордой надписи на входе, он был построен еще в 1930 году. И видимо, с тех пор, как отсюда после насеровской революции 1956 года ушли «проклятые английские оккупанты», не ремонтировался. Однако даже это не в состоянии нарушить атмосферу непрерывного праздника, в которую погружается каждый оказавшийся на александрийской набережной.

Тем, кто приезжает в Александрию, рекомендуем непременно посетить потрясающий воображение античный амфитеатр и катакомбы Ком эш-Шукафа, вход в которые сторожит собакоголовый Анубис.

В городе, ставшем в свое время цитаделью египетского христианства, действуют несколько церквей. Здесь же расположена резиденция Александрийского патриарха, во дворе которой установлен огромный колокол, подаренный российским царем. Хотя основание и расцвет Каира, с его знаменитыми мечетями и любимыми туристами пирамидами в предместье Гиза, отняли у Александрии ее былой блеск и величие, этот великолепный город станет настоящим подарком Востока даже для самых взыскательных путешественников из России.

Но не все гладко складывалось в истории Александрии, которую царственный македонянин замышлял как «город мира». Посетителя римского амфитеатра, расположенного в центре города, на входе встречает экспозиция каменных божеств Древнего Египта. Здесь можно увидеть Изиду, статуи фараонов и правителей Египта династии Птолемеев, гранитных сфинксов. Большинство скульптур обезглавлено, стоят отдельные торсы, гранитные сфинксы покалечены варварской рукой. Эти величественные обломки были извлечены археологами из-под воды в александрийской бухте. Каменные «идолы» после победы христианства, а затем и прихода арабов под зелеными знаменами пророка свозились со всего Египта для укрепления александрийских волнорезов. Таким образом решалась двойная задача: избавиться от ненавистных древних богов, а заодно найти материал для строительства пирсов. Многим статуям, перед тем как они были брошены в воду, причинены умышленные повреждения. Однако ученым в результате кропотливой работы хотя бы частично удалось восстановить наследие древних, которое пытались навеки укрыть от людского взора не в меру ретивые религиозные фанатики.

4-12-2480.jpg
Прямо в центре города – руины
римского амфитеатра.  Фото Томаса Смита
Завоевав Египет, греки хотя и основали новую династию Птолемеев, но при этом полностью восприняли наследие предшествующей культуры, что проявилось в статуях царей, изображавшихся в обличье фараонов. Эллины синтетически соединили религию египтян со своими верованиями, приумножили и восстановили храмы, доставшиеся им в наследство от незапамятных времен. Храмы в честь Изиды соседствовали со священными постройками в честь Адониса, Геракла. Эту же политику толерантности продолжили и римляне, воздвигшие в Александрии несравненный храм Сераписа. В обличье этого «синтетического» бога каждый грек, римлянин, египтянин мог легко угадать приметы своих родовых божеств. Так продолжалось до тех пор, пока христианство не было объявлено официальной религией. Хотя Иисус исповедовал любовь и терпение, в представлениях невежественных проповедников и ведомой ими фанатической толпы все великое наследие Древнего Египта моментально превратилось в «бесовщину», с которой нужно бороться любыми доступными средствами.

Новая религия устанавливала свое господство, превращая в руины и пыль великие памятники прошлого. Христианство, замышлявшееся создателем этой веры как религия любви, на земле фараонов приобрело форму крестового похода против «тысячелетнего язычества». О том, насколько далеко уже к IV веку ушли последователи Христа от заповедей всепрощения и толерантности, можно судить по тому, что в 391 году Александрийский патриарх Феофил приказал перестроить храм Сераписа для совершения в нем христианского богослужения, что вызвало естественный гнев и возмущение приверженцев старого культа. Начавшиеся народные волнения привели к тому, что поддерживаемая войсками толпа осадила величайший храм древности, в котором укрылись язычники. В нем находилась гигантская статуя Сераписа, которую современники называли одним из чудес света. После нескольких месяцев осады храм был сожжен и полностью уничтожен. От Сераписа осталась лишь огромная голова, которая хранится по сей день в греко-римском музее Александрии в напоминание о варварстве невежественных фанатиков, насадивших огнем и мечом свою религию.

Впрочем, и в наше время находятся желающие уничтожить остатки древнеегипетской цивилизации. Не так давно радикальный исламский проповедник из Кувейта призвал уничтожить Большого сфинкса и пирамиды, заявив, что настало время стереть с лица земли наследие фараонов. И он не одинок. В 2012 году египетский муфтий издал фетву, призывающую избавить страну от пирамид и Сфинкса, воплощающих «языческое прошлое». Последние 10 лет в Египте, впрочем, правит режим, благосклонно смотрящий на религиозно-культурное многообразие Страны пирамид. И если нужно, поддерживающий «принципы толерантности» силой оружия.

В наши дни, как и замышлял Александр Великий, город его имени – не только крупнейший мегаполис Средиземноморья, но и один из самых космополитичных городов мира. На этом перекрестке цивилизаций сейчас соседствуют мечети, коптские, православные, католические храмы. В говоре толпы на улицах звучит речь многих народов. В городе мудрецов, ученых и поэтов сегодня живет много интеллигенции, студенческой молодежи. Но утраченные из-за человеческой глупости, невежества и фанатизма великие памятники древности уже не вернуть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
211
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
2218
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
3403
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
4753

Другие новости