0
872
Газета Акцент Интернет-версия

17.05.2005 00:00:00

Синий сон на берегу канала

Тэги: венеция, фотография, выставка, история


венеция, фотография, выставка, история Леонид Шокин. Бабочки. 1920-е гг.
Из собрания музея «Московский дом фотографии»

Одним из главных мероприятий фестиваля «Встречи в Венеции» стала выставка «Тихое сопротивление», которая открыта в залах Фонда Кверини-Стампалья. Представлено несколько десятков фотографий, выполненных в первой половине XX века. Большинство из них принадлежат российским художникам, работавшим в стиле пикториализма. Выставка организована Московским домом фотографии.

Опоздание как победа

Русские никогда не торопились. Усвоили византийскую иконопись из третьих рук, когда та уже угасала и вырождалась (на это очень легко обратить внимание в Венеции, где искусство Византии было пройдено раньше и лучше). Проникли в классическую европейскую живопись к середине XVIII века, когда та уже прошла вершины своего развития.

Родченко, Игнатович, Шайхет, Бальтерманц – вот мастера, по работам которых сегодня судят о достижениях советской фотографии двадцатых, тридцатых, сороковых. Эти фотографы – конструктивисты и мастера репортажа – вслед за живописцами русского авангарда ликвидировали многовековой разрыв, стилистическое отставание русского искусства от западного.

Парадокс состоит в том, что на международных фотосалонах в двадцатые и тридцатые годы были известны совсем другие имена; Гринберг, Еремин, Андреев, Клепиков – пикториалисты. Сегодня эти имена помнят только историки русской фотографии.

Авангардисты опередили свое время. Пикториалисты отстали от него. И те, и другие стали его жертвами.

Частная жизнь вместо общего дела

Они жили и снимали в одно время. Но при этом видели совершенно разные вещи. Александр Родченко – Маяковского, а Юрий Еремин – пастуха-татарина, пасущего свое крымское стадо. Аркадий Шайхет – крестьян у лампочки Ильича, а Петр Клепиков – веточку дерева, склонившуюся под собственным весом. Борис Игнатович – обнаженных спортсменов, принимающих душ в общественной душевой где-то на стадионе, а Александр Гринберг – голых натурщиц в комнатке своей коммунальной квартиры.

«Эротизм советскому искусству не к лицу», – заметили в НКВД, и Гринберг отправился в лагеря. Сексуальности у Игнатовича никто не приметил. И правильно! Какой эротизм может быть в голой заднице мастера спорта? Ведь спорт – это социальная сублимация: индивидуальное чувство переходит в массовый порыв. А вот «Нюшка» на фоне занавески – это уже опасный уклон, падение в частную жизнь.

Фотография может и должна подражать живописи, – считали пикториалисты. Разнообразные способы печати предоставляют богатейшие возможности для превращения каждого отпечатка в произведение искусства. Анатолий Трапани экспериментировал с офортом, Петр Клепиков – с многоцветным бромойлем. Результат один – субъективное выражение авторской индивидуальности.

Конструктивисты и мастера репортажа пели гимн современности. Пикториалисты пытались ее не заметить. Дело не только в технологии. Дело в направленности взгляда.

Синие против красных

Голодный и холодный 1919 год. В столице не работают водопровод и канализация. «Белые» наступают по всем фронтам. «Красные» отступают.

Леонид Шокин снимает старинный городок Кимры, расположенный более чем в 100 верстах к северу от Москвы. Пожарная каланча, двухэтажный барак, лужа, полная отражений; никаких примет времени – ни «белых», ни «красных». Кимры остаются такими, какими они и были. Сонными.

Цвет отпечатка «Кимры» (1919) – насыщенный синий. Специальная техника печати – синий бромойль – подчеркивает ощущение навсегда застывшего времени. Привычные предметы лишены своей «реальной» плотности и веса. Дорога по фактуре мало чем отличается от неба. Строения-отражения, живущие в луже, так же плоски, как те здания, которые находятся «по сю сторону» реальности. Пространство этого снимка подчиняется логике сновидения.

В Венеции логика сновидения не выглядит странной. Этот город-вывеска, город-привидение как нельзя лучше подходит для выставки «Тихое сопротивление», цель которой – показать, что искусство может и должно быть автономно. От времени, от общества, даже от зрителя. Потому что искусство способно порождать собственное время, собственное общество и своего собственного зрителя. Даже если он приходит через 70 лет.

Венеция–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
801
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2390
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1420
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1763

Другие новости