0
1028
Газета Акцент Интернет-версия

20.07.2005 00:00:00

Минин и Пожарский возвращаются на сцену

Тэги: габт, реставрация, степанова


габт, реставрация, степанова Знаменитые колонны главного портика начали клониться в сторону еще в XIX веке. Их отчистят от черных пятен и поставят прямо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

-На месте Большого последовательно сменяли друг друга несколько театров. Который из них реконструируется?

– Мы имеем три театра на одном месте. Первый, так называемый Петровский театр, построенный по проекту Христиана Розберга, сгорел в 1805 году. Это здание и по планировке, и по внешнему виду значительно отличалось от привычного нашему взгляду театра, хотя представляло собой блестящую инженерную работу для того времени. Достаточно сказать, что его маскарадная зала вмещала 2 тысячи человек.

Второй театр – Большой Петровский – отстроен в 1825 году. Этому предшествовало утверждение в 1818 году плана Театральной площади Осипа Бове, согласно которому и возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра. При всех архитектурных достоинствах творения Бове недостатком театра была плохая акустика зрительного зала, причиной чему, видимо, были пропорции зрительного зала.

Однако в 1853 году сгорел и театр Бове. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Нужно отдать должное Кавосу – он тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.

Сейчас в театре есть фрагменты различных периодов – и в фундаментах, и в кладке стен, и в интерьерах, и в обстановке. Поэтому реконструкция идет на оптимальную историческую дату. Но в основе – безусловно, театр Кавоса, который сам говорил, что строит театр в «византийско-ренессансном стиле».

– И как определялись эти оптимальные исторические даты?

– Мы ориентировались на количество и качество архивных текстовых и фотоматериалов.

Парадные интерьеры были с особой тщательностью реставрированы к коронационным торжествам 1896 года, появились прекрасные интерьеры в стиле модерн – их сохраним. Однако есть и очень удачные интерьеры советского времени – так, мы сохраняем отделку интерьера бывшего главного (Зеленого) буфета в том виде, в котором его спроектировал в 1938 году архитектор Великанов – в добротном классическом «сталинском» стиле. Одновременно в этом зале восстанавливается его первоначальная функция – бокового входа.

– Театр действительно находится в аварийном состоянии?

– Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным.

В здании театра сосуществуют элементы всех трех театров. Их фундаменты находятся на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров появляются трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находятся в аварийном состоянии.

То же и с главным портиком – это видно невооруженным глазом. Колонны отклоняются от вертикали до 30 см. Наклон зафиксирован еще в конце XIX века, и он все увеличивается. Эти колонны из блоков белого камня пытались «лечить» весь ХХ век – влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров. Радикальным решением будет устройство гидроизоляции, которая, видимо, была изначально, но погибла в пожарах, а также сделать под портиком мощение из натурального камня.

– Что изменится в результате реставрации внутри театра?

– Глобальных визуальных изменений не будет. Это наш принцип – сохранить все, что возможно, а обветшавшие элементы восстановить по историческим аналогам и архивным материалам.

Например, позолоченные лепные детали в зрительном зале, сделанные из папье-маше: лепнина утрачена примерно на 30%, особенно на ограждении бенуара и бельэтажа.

Все существующие кресла партера и амфитеатра, стулья лож зала были изготовлены в 1958–1959 годах по историческим аналогам, однако с некоторыми отступлениями: набивной бархат кресел тогда заменили на гладкий, наполнитель сидений из естественных материалов – на поролон. Деревянные детали отполировали (в историческом варианте дерево отполировано не было).

Сейчас кресла партера будут реставрироваться, обветшавшие – отбраковываться. Отреставрированные кресла уйдут в зрительские интерьеры, коридоры, парадные залы, может быть, гримуборные. А в зал заказываем новые кресла по историческим аналогам.

– Что будет происходить со знаменитым красным бархатом театра?

– Ткани со временем ветшают. В ложах, аванложах, на всех ярусах ткани несколько раз восстанавливали, а в 1880-е годы даже красили – и ткани, и их декоративные украшения.

Кавос в свое время доказывал, что бархат стоит ненамного дороже, но эффектнее выглядит и лучше в акустическом отношении. Мы планируем восстановить исторические бархатные и шелковые драпировки, их фактуру и цвет.

В последний раз новые декоративные элементы – шнуры, кисти и прочее – делались вручную в 1950-х годах мастерами в Дмитрове. Этим тоже будем заниматься, восстанавливать утраченное.

А вот в Бетховенском и Круглом залах находятся бесценные панно, вышитые шерстяной нитью по штофу к коронационным торжествам 1896 года. Несмотря на то что они находятся в довольно-таки ветхом состоянии, их решено реставрировать.

– А занавес?

Белое (главное) фойе останется в том виде, в каком спроектировал его Кавос. Литография по рисунку В.С. Садовникова. 1856 год– В 1856 году был объявлен конкурс на картину-занавес, который выиграл художник Козрое Дузи. Его работа представляла собой многофигурную композицию «Въезд Минина и Пожарского в Москву». Занавес был опускным. Позднее его трижды заменяли. Последний сохранился, и его можно будет использовать.

Знакомый всем раздвижной гобеленовый шитый золотой и шелковой нитью занавес, созданный по эскизам Ф.Ф. Федоровского, зрители увидели впервые в 1955 году.

Мы хотим объединить несколько исторических занавесов: опускной, он же пожарный, занавес (который, видимо, и станет главным) будет представлять собой ту, первую, картину – «Въезд Минина и Пожарского в Москву». А раздвижной занавес Федоровского будет обрамлять его по бокам и использоваться либо как антрактный, либо – в зависимости от постановки – как главный.

– В театре два Аполлона – на плафоне и на квадриге. Как будет проходить их реставрация?

– Плафон «Аполлон и Музы» является копией с первоначального оригинала художника Титова (1856 г.), которая выполнена маслом на холсте в начале ХХ века и намертво приклеена к деревянной деке. На плафоне очень много дефектов, кроме того, нужна серьезная реставрация деревянной деки потолка, которая представляет собой часть акустической системы зала.

А квадрига в последний раз реставрировалась в 1990-х годах. Мы будем ее реставрировать на месте, возможно, построим вокруг нее деревянный павильон.

– А знаменитая главная люстра зала?

– Главная люстра сначала была свечной, но уже в 1860-х годах заменена на газовую. Вот эта вторая, бронзовая с позолотой люстра и висит в театре по сей день, правда, переоборудованная в электрическую. Ее высота – около 8 метров, диаметр – немногим меньше, в ней 15 тысяч хрустальных подвесок нескольких видов. Люстра опускается раз в год при помощи механической лебедки, чтобы можно было ее почистить.

Ее отреставрируют. Каждый хрусталик снимут, проверят, утраченные подвески восстановят, саму люстру позолотят. То же будет происходить со всеми светильниками театра.

– О судьбе северного портика Бове ходили разные разговоры. Что в итоге?

– В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличивая полезную площадь.

В июне этого года была одобрена идея разбора фрагмента застроенной стены северного фасада с портиком и переноса сохранившихся деталей портика в проектируемый Камерный зал. Утраченные элементы будут восстановлены в других материалах – возможно, даже в стекле. В течение последних 110 лет северная колоннада Бове была недоступна для публики. После завершения реконструкции театра ее фрагменты с восстановленными утраченными капителями будут открыты для широкого обозрения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1941
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2271
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3330
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2480

Другие новости