0
1122
Газета Акцент Интернет-версия

25.11.2005 00:00:00

Мертвая натура

Тэги: уиткин, фотография, выставка


уиткин, фотография, выставка Уиткин убежден, что фотографирование безобразных вещей делает их прекрасными.
Фото предоставлено Галереей Гари Тацинцяна

28.11–20.01. Выставка Джоэла Питера Уиткина. Галерея Гари Тацинцяна.

«Ни в одной картине не может быть больше жестокости, чем в самой жизни», – отвечал Роджер Бэкон на обвинения в присутствии жестокости на его картинах. Что-то в этом роде может сказать о своих работах и нынешний гость столицы.

Второй раз за этот год в Москве будет представлен шокирующий мир Джоэла Питера Уиткина, фотографа, чьи работы не спутаешь ни с чем. Весной 25 листов этого автора уже экспонировались в стенах МДФ, став гвоздем фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Однако сенсации не случилось. Отбор происходил без участия автора, зато с учетом пожелания руководства «излишне не травмировать публику»┘ Люди, знакомые с его творчеством в более полном объеме, называли эту выставку «гламурненьким» Уиткиным. Подумаешь, всего одна отрезанная грудь на блюде с засохшими гранатами. Вот и весь эпатаж. Мы-то знаем, что настоящий Уиткин – это ого-го, это нечто пострашнее┘

«Он очень милый дядечка, до начала выставки давал мастер-класс. Добрый и скромный. Показывал замечательные фотографии. На одной была запечатлена ступня со вбитыми в нее гвоздями. Рассказывал, что когда он вколачивал в нее гвозди, он испытал религиозный шок. А в целом сильный фотограф, компьютером не пользуется, все эффекты сам!» – щебечет в интернет-форуме юная особа, невинное дитя цифрового века, под впечатлением от встречи с мастером.

Теперь спустя всего полгода нам, похоже, наконец покажут Уиткина настоящего. Целью открывающейся в Галерее Тацинцяна ретроспективы будет представить ключевые работы знаменитого автора с начала 1980-х годов до наших дней. Умственно отсталые, карлики, горбуны, транссексуалы на промежуточной стадии перевоплощения, животные и люди с недостающими либо дополнительными частями тела, живые или мертвые – короче, весь спектр типичных моделей Уиткина займет места на стенах галереи без оглядки на цензурные и вкусовые ограничения.

Среди сорока двух отобранных листов будут помимо достаточно хорошо известных знатокам черно-белых фотографий его редкие цветные работы, коллажи и даже карандашные рисунки. Сам автор уже прибыл в Москву, раздает интервью и готовится провести мастер-класс в помещении галереи в ближайшее воскресенье. По отзывам, в жизни это приятнейший и очень позитивный человек.

«Все-таки, между нами говоря, он, конечно, псих. Здоровый человек такое не снимет», – понизив голос, с заметным облегчением констатируют многие из столкнувшихся с его работами впервые. Отстраниться и объяснить все безумием – самая простая и, наверное, естественная реакция на эстетские натюрморты (буквально – мертвую натуру) Уиткина. Однако некоторые люди завещали этому «психу» свои тела для фотосъемки после собственной смерти. Чтобы на фотоэмульсии превратиться в еще один фантасмагорический и прекрасный образ, отсылающий воображение к Босху и Гойе, к Бодлеру и Рембо.

Мы все боимся смотреть на смерть, мертвую плоть. А также на калек, уродов и просто странных людей. И, однако, когда никто не видит, мы не прочь щекотнуть нервы чем-то таким┘ «Как-то недалеко от дома кошку машина переехала, так я все ходила и смотрела, пока ее дворники не убрали», – простодушно признается в сетевой дискуссии об Уиткине девушка из города Дедовска.

Уиткин, если не отводить взгляд после первого шока, нервы вовсе не щекочет. Его образы полны покоя и величия, иногда даже с долей мягкого юмора. «Я верю в этот парадокс: фотографирование безобразных вещей делает их прекрасными», – говорит он о своей работе «Пир глупцов», созданной среди неопознанных тел в мексиканском судебном морге. А как еще подтолкнуть своего зрителя поискать ответы на вопросы: там ли проходит грань между жизнью и смертью, красотой и уродством, нормой и патологией, где проводит ее обыденное сознание?

Что-то это напоминает? Ах, вот оно: «Триумф цветка наступает, когда он уже срезан, настоящая его жизнь неотрывна от смерти. То же и с человеческим телом. Пока оно живет, ему не дано явить себя во всем великолепии своего восхитительного устройства. Я помогаю телу┘ Я делаю красивыми тех, кто безобразен». Это строка из дневника вымышленного героя – Джека-Потрошителя из повести Бориса Акунина «Декоратор». Что-то в этом есть, не правда ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3492
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2268

Другие новости