0
4785
Газета Акцент Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

В гостях у сказки

Тэги: бармаков, филумнист


бармаков, филумнист Спички детям не игрушка! Это игрушка для взрослых.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Московскому клубу филуменистов «Сувенир» в июле этого года исполняется 50 лет. У его вице-президента Владимира Григорьевича Бармакова в недрах коридорных шкафов хранится несметное количество спичечных этикеток, и не только. На столе он гордо раскладывает новенькие сувенирные наборы с видами Москвы и с портретами царской фамилии, миниатюрные чешские коробочки и громоздкие коробки на 100 спичек с этикетками, увековечившими павильоны ВДНХ. Вот набор, выпущенный к юбилею Высоцкого; прекрасная серия лаконичных рисунков 1950-х годов по мотивам русских народных сказок; лапшинский коробок в отдельном пакетике; спички всех видов. Среди раритетов – почти истлевшая круговая этикетка с тонкими лучинками-спичками, которым 180 лет.

– Владимир Григорьевич, какой ваш стаж как филумениста?

– Небольшой. Начинал я еще в школе, потом перерыв на 28 лет военной службы, после чего при выходе на пенсию решил систематизировать все то, что я накопил за эти годы. Пошел в архивы библиотек, засел там на несколько лет и в результате что-то получилось.

– Насколько велик объем вашей коллекции?

– Самая большая коллекция находится в запаснике Калужского краеведческого музея, куда Московский клуб филуменистов «Сувенир» более 20 лет назад передал свою общую коллекцию: там находится несколько сотен тысяч этикеток, начиная с царского времени и по 1980 год. К сожалению, она не выставляется целиком вся, а только по определенным каким-то датам.

– Вы – вице-президент московского клуба филуменистов «Сувенир». Чем занимается клуб?

– Клуб образовался в июле 1957 года, в дни Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Все филуменисты представляли собой небольшую группку, которая затем выросла в секцию, а потом и в отдельный клуб. Сейчас клуб выпускает каталоги и популярную литературу по филумении, объединяет всех филуменистов Москвы и области, общается с коллекционерами из 40 российских городов. Очень мощные группы есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. Есть даже казаки! Мы снабжаем всех литературой, каталогами, выпускаем с 2000 года журнал «Московский филуменист». И главное – мы комплектуем их коллекции новыми поступлениями, которыми нас снабжают спичечные фабрики.

– Как вообще сегодня филуменисты пополняют коллекции?

– Специализированного спичечного магазина в Москве нет: если раньше коллекционер мог купить в любом киоске «Союзпечати» комплекты по 100 штук, то сейчас этого нет. Остатки роскоши можно найти в антикварных салонах, куда люди сдают свои коллекции. В букинистических отделах некоторых книжных магазинов продают именно старые коллекции. А новый материал можно приобрести непосредственно у нас в клубе.

– За рубежом проявляют интерес к отечественной спичечной этикетке?

– Да-да, у нас большие деловые связи с коллекционерами Белоруссии, Украины, Казахстана, с болгарами, поляками, чехами. Немцы, итальянцы первыми появляются при выходе новой литературы по этому вопросу. Большой интерес сейчас стали проявлять французы и американцы.

– А вот этикетки Лапшинской фабрики очень дорогие?

– Вот как раз лапшинские-то не очень. Их выпущено очень много. А у нас было 1200 предприятий – вот там этикетки да, там были временные этикетки и оформлены они даже интереснее, чем у Василия Андреевича Лапшина.

– Какой вообще порядок цен у антикварных этикеток?

– Если на почтовые марки и открытки существуют каталоги и установлены все мировые цены, то по спичечным этикеткам этого нет. Если мы возьмем рядовую этикетку, она в Московском клубе филуменистов стоит ну 40 копеек. Если вы эту же этикетку найдете в интернете, там ее предлагают за 4 доллара. В парижском магазине она стоит уже 10 евро. Вот вам, пожалуйста, разброс цен.

– Это то, что касается отечественной этикетки?

– Да. Не существует пока установленного прейскуранта цен. Цена складывается из тиража выпуска. На сегодняшний день известны этикетки, например, царской России, которых осталось в обращении среди филуменистов единицы, не более 10 штук, а может быть, даже в единственном экземпляре. Они очень высоко ценятся иностранными коллекционерами, которые готовы платить любые деньги, чтобы их заполучить.

– Сколько стоит такая этикетка? Какой высший порог?

– Самая дорогая почтовая марка в мире – это «Голубой Маврикий», он стоит миллион фунтов стерлингов. Спичечная этикетка не может столько стоить. Тем не менее стоимость некоторых экземпляров подобных этикеток царской России периода 1850–1860-х годов в настоящее время может доходить в 1000 долларов. Московская фирма «Гелос» несколько лет назад проводила аукционы, где представлялись целые коллекции спичечных этикеток, и там все исчислялось несколькими тысячами долларов.

– А как определить, сколько точно или примерно осталось на сегодня данной этикетки в частных коллекциях?

– Если выпускам открыток, почтовых марок и тем более денег ведется строгий отчет, то спичечные этикетки ни в каких бухгалтерских документах не фиксируются. Например, в 1920–1930-е годы или в 1917–1918 годах, когда и бумаги-то не было, на чем это печатать? Этикетки печатались даже на листовках. И если, например, соединить некоторые собранные в нашем клубе этикетки с обратной стороны, получается настоящая листовка. Или когда этикетки делали на остатках упаковки консервных банок или на тетрадях, на географических картах в годы Великой Отечественной войны.

– У чехов такие же красивые спичечные этикетки, как и марки?

– Самыми красивыми всегда считались венгерские марки – там была совершенно другая печать, которая с 1950-х годов отличается своей красотой. Более того, с 1960-х годов, чтобы заполучить марки Венгрии, нужно было выкупить специальный абонемент. Этикеточное производство зарубежья, конечно, очень разнообразно. Вот, например, перед вами миниатюрные коробочки Чехии. Что же касается особенностей нашей этикеточно-спичечной индустрии, то на нее влияют резкие климатические условия, в которых приходится зажигать спички. Вот я могу вам навскидку сказать, что, например, есть беспламенные спички, ветровые, восковые, вечная спичка уже выпущена!

– А что делать с вечной спичкой?

– Это особый вид спички, которая водонепроницаемая, ударопрочная и так далее. Она выпускается с 1966 года┘ Так вот: кабинетные спички, каминные, кислотные, спички-«люкс», спички-«малютка», мгновенные спички, медицинские, охотничьи, сигнальные, спички-колодки, спички-книжечки, туристические, стеариновые и еще десятки других. Поэтому по разновидности выпускаемой спичечно-этикеточной продукции наша – самая обширная.

– На ваш вкус, какие самые изящные спичечные этикетки? Какой страны?

– Мне нравятся этикетки Болгарии и Финляндии. У этикеток Польши достаточно ясная и понятная картинка.

– Как складывалась ваша коллекция? Многие коллекционируют конкретно по интересующей их тематике. Вы стараетесь собирать только старинные этикетки?

– Кто-то собирает все. Но порой вещи начинают постепенно вытеснять людей, и тут нужно остановиться на чем-то. Поэтому кому-то интересна флора-фауна, кто-то питает страсть к космосу. Когда-то я коллекционировал «транспорт», и Политехнический музей попросил собрать им фонд этикеток под названием «Транспорт на спичечной этикетке». Туда я передал несколько тысяч этикеток, с изображением видов транспорта – от колеса повозки и до космического корабля. Моя коллекция, например, собиралась долгие годы, в основном это этикетки царской России, этикетки до 1941 года и этикетки 1950-х годов.

– А если посчитать, сколько всего этикеточного материала прошло через ваши руки, учитывая то, что вы уже отдали в музеи?

– Ну это, наверно, тысяч 150 этикеток. Но я не чемпион в этом вопросе. В Екатеринбурге живет коллекционер, у него одних этикеток около 700 тысяч. Но это не означает, что он все знает об этих этикетках. Ведь есть исследователь-коллекционер, вот как я, а есть просто собиратель. Один делает для того, чтобы было, а другой – чтобы изучить и рассказать людям историю этикетки, нашего русского купечества, развития и падения некоторых наших спичечных фабрик, которые закрываются.

– Известно, что самая многочисленная коллекция шахмат находится в Мексике: у человека четырехэтажный особняк забит доверху комплектами. А есть ли подобный рекордсмен в области филумении?

– Да, есть. Это Анатолий Карпов. Кроме почтовых марок он собирает еще и спичечные этикетки. У него уникальная коллекция, которую он никому не показывает и нигде не выставляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1430
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
714
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3756
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2915

Другие новости