0
2624
Газета Акцент Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

Огнепоклонники

Тэги: рузвельт, лейблисты, боксисты, филуменисты


рузвельт, лейблисты, боксисты, филуменисты Спички могут выглядеть весьма неожиданно.

Слабость к спичечным этикеткам питали многие сильные мира сего – от президента США Франклина Рузвельта до нидерландской королевы Вильгельмины, вступившей на престол в 14 лет: фабриканты по этому поводу напечатали этикетки с ее портретом. А в 1912 году сиамский король Чулалонгкорн однажды чуть не попал под автомобиль, нагнувшись за понравившейся ему спичечной коробкой.

Лейблисты, боксисты, филуменисты

Филумения (от греч. «phileo» – «люблю» и лат. «lumen» – «свет, светильник») – как вид коллекционирования спичек и всего, что с ними связано, возникла в середине XIX века. Сам термин «phillumeny» в 1943 году предложила британская обладательница коллекции в 35 тысяч образцов и председательница старейшего Британского общества собирателей спичечных этикеток и буклетов Марджони Эванс – до этого таких людей называли «labelist» (от англ. «label» – «этикетка»). Изобретение спичек в Венгрии приписывают Яношу Ирини, во Франции – Шарлю Сории, в Германии – Иоганну Каммереру.

Да будет свет

Принято считать, что спичку придумал английский аптекарь Джон Уокер (John Walker). В 1826 году он догадался обмакивать кончик деревянной палочки в смесь, сделанную на основе легко воспламеняющегося желтого фосфора. Теперь не нужно было носить с собой флакончик с серной кислотой, в которую опускали длинные лучины с головками из зажигательной смеси («маканки»), добывая довольно опасный «мгновенный свет». Секвисульфидные спички, правда, делают до сих пор: они не дают осечки при взрывных работах, а в руках киноковбоев вспыхивают от чиркания о каблук со шпорами.

Карманный Дюрер

Чего только не делали спичечные фабриканты, чтобы привлечь покупателей: выпускали коробки круглые, в виде шкатулочек и башенок; для тех же целей были придуманы и серийные пронумерованные этикетки – купив один номер, коллекционер тянулся и за остальными. Первую красочную серию с 30 пейзажами издала шведская фабрика братьев Лундстрем в Йенчепинге в 1853 году, а в 90-х годах появилась серия из 60 иллюстраций к английским сказкам и пословицам. По серийным этикеткам можно было изучать национальные костюмы, портреты индийских махараджей, членов королевских фамилий. Мексиканские этикетки знакомили с шедеврами Лувра и Дрезденской галереи: тут и Рафаэль, и Дюрер, и Рубенс. Со временем оформление этикеток сильно унифицировалось из-за монополизации спичечных фабрик.

Рашн деревяшн

В России первые «самогарные» спички начал выпускать лесопромышленник Иван Чурилов в 1837 году, а через 50 лет в Российской империи работало уже 360 спичечных фабрик. Однако производство оказалось делом довольно опасным: желтый фосфор возгорался даже от трения спичек в коробке, а едкий дым вызывал отравления (в 1914 году производство фосфорных спичек было запрещено). В 1844 году было предложено заменить желтый фосфор на красный, а в 1855 году шведские братья Лундстрем, а вслед за ними и их соотечественник «спичечный король» Ивар Крейгер наладили масштабное производство безопасных спичек, известных в России как «шведские». Самый знаменитый русский спичечник Василий Андреевич Лапшин создал на изготовлении этих спичек целую индустрию, выкупив лицензию на продажу зажигательной смеси.

«Спички лучшие!»

В оформлении спичечного «этикета» (так вначале назывались этикетки) русские фабриканты изощрялись как могли: уверяли, что «Спички лучшие!», привлекали к оформлению профессиональных граверов и художников, втискивали на этикетку изображения медалей, полученных на выставках, а сама фамилия владельца фабрики тонула в виньетках. Каких только спичек не было в царской России: салонные спички, кабинетные, каминные┘ В конце XIX века молодые фабрики взяли моду воровать этикеточные рисунки у своих именитых предшественников. С тех пор изображения на этикетках утверждало правительство.

Буржуазный предрассудок

Первыми филуменистами в России были русские путешественники, привозившие сувениры – заграничные спичечные коробки. К началу Первой мировой войны уже упоминались огромные по тем временам коллекции – более 1000 штук. В годы революции филумения вместе с прочими видами коллекционирования попала в ряд опальных «буржуазных предрассудков» и возобновилась лишь в 1930-х годах, и то под зорким присмотром «органов». Например, на этикетках было запрещено изображать «отца народов» – художники выкручивались с помощью надписи: «Слава Сталину!» Именно благодаря спичечной этикетке да открыткам сегодня можно увидеть, как выглядел проект Дворца Советов или первые стратостаты, узнать, как назывались первые станции метро.

Война на выдумки хитра

В первые месяцы Великой Отечественной практически 70% спичечных фабрик были разбомблены. Началось строительство новых фабрик в Сибири, а в 1942 году производство спичек организовали на фабриках по изготовлению искусственных зубов и детских игрушек, в автомеханических и обувных мастерских, в НИИ и на химзаводах. В экстремальных условиях на Московской экспериментальной спичечной фабрике были изобретены спички для поджога «коктейля Молотова» и бикфордовых шнуров, фотоспички, заменявшие фотокорам вспышки, медицинские спички для прижигания небольших ран, спички-книжечки, не оттопыривавшие карманы военной формы, и много другого. Спичками, которыми спаивали тонкие проводки радисты, позже «залечивали» мелкие трещины в трамвайных рельсах.

Москва–Балабаново

После войны, в 1953 году, оборудование из Москвы вывезли в Калужскую область и устроили Балабановскую фабрику, до сих пор крупнейшую в России. Расцвет ее в СССР пришелся на 1960–1980-е годы, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, где печаталось большинство этикеток, выпускала специальные наборы для филуменистов: по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты сувенирных этикеток. Аналогичные наборы выпускали и прибалтийские фабрики. Коллекционеры хорошо их помнят – они регулярно продавались вместе с марками и открытками в киосках «Союзпечати». В конце 1980-х, отчасти из-за перехода на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках, производство наборов для коллекционеров было прекращено. После кризиса 1990-х годов выжили только Московский и Санкт-Петербургский клубы филуменистов, а коллекционеры спичечных этикеток вывешивают свои сокровища в виртуальных музеях.


1. Сталина не всегда разрешалось изображать на спичечных коробках.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2880
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1986

Другие новости