0
2075
Газета ВВС Интернет-версия

10.08.2001 00:00:00

Перспективы развития боевой авиации

Тэги: Корнуков, авиация, ввс


-Анатолий Михайлович, министр обороны РФ Сергей Иванов 1 августа в Хабаровске заявил, что "для обеспечения деятельности ВВС необходимы экстраординарные меры". Чем, по вашему мнению, вызвана такая позиция?

- Безусловно, тем, что ситуация в ВВС тяжелая. И если не принять решительных мер, мы можем потерять все: авиацию, статус великой авиационной державы, промышленное производство и, самое главное, умы и разработки.

Финансирование ВВС можно охарактеризовать как явно ущербное. Средний возраст летчиков ВВС 35-40 лет, а молодежь не готова к решению поставленных задач. Техника физически и морально устаревает, мы продлеваем ее ресурс и модернизируем, но это - паллиативы.

По-прежнему мал налет - в среднем по ВВС 20-25 часов. Причины две. Во-первых, неритмичное финансирование поставок ГСМ. В этом году топлива нам обещают меньше, чем в прошлом. Во-вторых, все более серьезным ограничивающим фактором становится состояние вооружения и военной техники. Мы поставили в войска и отремонтировали очень мало двигателей. Ресурс продлевается только тем самолетам, которые проходят модернизацию.

Удельный вес расходов на ВВС должен решительно вырасти. До объединения ВВС и ПВО получали из бюджета по 22-23%. Ныне доля объединенных ВВС - менее 12%. Между тем в ведущих авиационных державах - США, Франции, Индии, Германии, Великобритании - расходы на ВВС превышают 30% и доходят до 38%. Как я понимаю, министр обороны призвал по-новому оценить значение ВВС и увеличить их финансирование.

- Между тем планами военной реформы ВВС, как и другие виды Вооруженных сил, предписано сокращать. Как выполняются эти планы?

- В основном широкомасштабные организационно-штатные мероприятия идут по графику. Затруднения есть с перебазированием техники, особенно авиационной. Из-за недостатка двигателей вынуждены перегонять самолеты к новым местам дислокации, снимать с них двигатели, перевозить их обратно, устанавливать на оставшиеся машины, облетывать и вновь выполнять перелеты. Это долгий процесс. По отдельным полкам, особенно на МиГ-31, мы попросили руководство Минобороны перенести сроки расформирования, и нам пошли навстречу.

При этом мы делаем все, чтобы боевой потенциал ВВС не был снижен. В частности, резкому сокращению подвергаются обеспечивающие и вспомогательные части, органы управления. Однако полностью избежать уменьшения числа боевых полков не удается, поскольку нам предписано в 2001-2002 годах сократить 42 тысячи военнослужащих.

Тем не менее мы не свертываем оперативную и боевую подготовку органов управления и войск. Пусть в полку 10, 8 или 6 полностью боеготовых самолетов, но надо летать и выполнять задачи тем, что есть. Небольшой ресурс остальных машин поддерживаем, чтобы иметь резерв на угрожаемый период. Для компенсации потерь мы разработали комплекс мер по повышению боевого потенциала: оружия будет меньше, но по своим качествам и возможностям оно будет гораздо лучше.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

- Вы, видимо, имеете в виду программу модернизации ВВТ?

- Да. Презентация новой и модернизированной техники на базе Государственного летно-испытательного центра состоявшаяся 6-7 августа сего года демонстрирует обществу и государственному руководству завершение одного из этапов огромной работы, начатой в 1998-1999 годах. Мы ставили задачу обеспечить многофункциональность, всепогодность и круглосуточность боевых авиационных комплексов, переход к высокоточным боеприпасам и высокоточному применению обычных средств поражения, решительную интеллектуализацию борта. Кроме того, шла борьба за оптимальную унификацию проектов. Этот показатель внутри самолетов семейства "Су" достигает 80%, между самолетами и вертолетами Ми-8 (Ми-24) - 68%, что снижает стоимость и облегчает взаимодействие при решении боевых задач.

Очень важно, что Су-30, усовершенствованный по ТТЗ ВВС, сможет в реальном масштабе времени передавать разведывательную информацию об обстановке для Сухопутных войск (в частности, для комплексов огневого поражения), ударных авиационных групп и сил флота. В последнем случае на корабли могут транслироваться данные об обстановке на море на удалении до 350-400 километров от истребителя - это очень много.

- Будут ли модернизироваться МиГи?

- Действительно, впереди в программах модернизации идет вся техника семейства "Су". Несмотря на то что разработчиками этих самолетов некоторое время было упущено, они и серийные заводы быстро откликнулись на наши предложения, изыскали внутренние резервы (в основном за счет экспортных поставок) и за короткое время модернизировали два самолета Су-30, Су-27УБ, Су-24М и Су-25.

На очереди, я полагаю, работа с фирмой "МИГ" по модернизации МиГ-29. Вариант избран. К сожалению, два последних года, видимо из-за недопонимания, модернизация была заторможена. В этом году мы передаем на завод четыре МиГ-31 для модернизации в вариант МиГ-31БМ. Это будет качественно новый перехватчик.

- Какими будут серийные программы ВВС?

- Нынешняя программа модернизации продолжится до 2005 года. За это время мы усовершенствуем 20-25% авиатехники до уровня "4+". После этого в войска начнет поступать Су-27ИБ под новым названием, скорее всего - Су-32, испытания которого будут закончены к 2004-2005 году.

Дальнейшее развитие связано с перспективным авиационным комплексом. Как определило совещание под руководством вице-премьера Ильи Клебанова, в 2006-2007 годах должен взлететь его опытный образец, к 2010 году предполагается завершить испытания и начать серийное производство.

В дальней авиации идет разработка новых средств поражения, результаты их испытаний обнадеживают. Фактически у ВВС уже есть высокоточное оружие в обычном снаряжении, после небольших улучшений оно будет принято на вооружение. Под него дорабатываются Ту-160 и Ту-95. Один Ту-160 проходит ремонт, по результатам которого будет принято решение о продлении ресурса машин. В 2002 году в состав ВВС войдет еще один новый Ту-160, который достраивается на Казанском авиазаводе.

В ВТА продолжается модернизация Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 будем оснащать двигателями ПС-90А. Постараемся в ближайшее время получить несколько Ил-76МФ, поскольку это очень важно для выполнения специальных задач по плану президента и министра обороны. Ан-22 дорабатывают свой ресурс и уходят. ВВС не отказываются от программы Ан-70, испытания этой машины будут продолжаться. До конца года должно быть принято решение о закупке многоцелевого (грузопассажирского) туполевского самолета. Будет ли это Ту-204 или другая машина - пока не ясно.

- В ВВС входит не только авиация. Что делается по вооружению ЗРВ и РТВ?

- В ЗРВ будем модернизировать систему С-300 по программе "Фаворит". В этом году подпишем все акты по С-400 и будем решать, в каком полку лучше эту систему развернуть. В 2002 году получим два или три комплекса этого типа. В августе "Триумф" выстрелит на большую дальность в замкнутом контуре, правда, пока старой ракетой. Кроме того, планируется испытать новую ракету для этой системы. Есть новые разработки и в области локации.

Очень много уже сделано по комплексу средств автоматизации. На пунктах управления установлены три комплекса оперативно-тактического звена "Универсал", и этот процесс продолжится. Новая система - "Бастион" - будет внедряться в оперативном звене, ее фрагменты уже есть в ряде объединений ВВС и ПВО. В конце года, видимо, будет принято решение о принятии на вооружение и размещении в авиадивизиях автоматизированного командного пункта.

Вообще в области автоматизации ВВС впереди многих других. Все компоненты по родам войск и родам авиации уже готовы. Сейчас нужно объединить единую АСУ ВВС.

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

- Министр обороны США предложил создать "космический бомбардировщик", способный в течение часа нанести удар по объекту в любом районе планеты. Когда такая угроза станет реальной и что нужно сделать для ее парирования?

- Прежде всего отмечу, что эта идея не нова. В нашей стране над подобной проблематикой работали, выполнялась программа, которая сейчас законсервирована. Но НПО "Молния", которое ею занималось, существует. Мы шли впереди США в этом вопросе, и я не исключаю, что в американской программе реализуются идеи тех, кто в недавнем прошлом уехал из России.

Другой аспект состоит в том, что в силу непонятных для меня подходов понятие "воздушно-космическая оборона" у нас не просто не принималось, а изживалось, несмотря на то, что ее необходимость была определена указом президента еще в 1993 году. В результате этого и под влиянием экономических факторов работа была свернута.

Да и, как говорится, Бог отвернулся - все летчики-испытатели, которые готовились по программе "Буран", погибли при различных обстоятельствах, остался один Игорь Волк, но он не молод. А ведь они готовились летать не только на "Буране", но и на многоразовой авиационно-космической системе.

- Появление космического бомбардировщика может потребовать объединения системы ПВО и РКО?

- Несомненно потребует, но этот вопрос лучше задавать не мне. Конечно, на данном этапе никакого объединения не будет - это слишком дорого, да и положение нужно исправлять и в ПВО, и в РКО.

Но уже очевидно, что необходимо объединять усилия всех видов ВС и родов войск, сопрягать различные по дальности, высоте системы, в том числе "Триумф" и "Фаворит". Да и отечественным многоразовым авиационно-космическим системам здесь есть место. Нужно думать о решительном продвижении и внедрении мощных РЛС, станций пассивной локации, средств космической разведки. Все это должно быть в одних руках. Моему преемнику или тому, кто будет после него, обязательно придется заниматься этим вопросом.

- Связано ли с проблемами интеграции готовящееся преобразование Московского округа ВВС и ПВО в командование специального назначения?

- Отчасти связано. Это будет первый орган военного управления, который должен обеспечить безопасность Москвы и центрального промышленного района от любых средств нападения.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

- В России в этом году резко увеличилось число авиационных катастроф. Большая часть из них не связана с ВВС. Тем не менее что необходимо сделать, чтобы повысить безопасность полетов?

- Во-первых, изменить отношение к летной работе. Те, кто летает и обеспечивает полеты, должны быть лучше обеспечены.

Во-вторых, следует повысить качество подготовки экипажей, в том числе на тренажерах, а также больше внимания уделять предупредительной работе. Дело в том, что большинство тяжелых летных происшествий - результат воздействия "человеческого фактора".

В-третьих, необходимо принять самые решительные меры по увеличению исправности и работоспособности техники. Например, анализ записей показал, что разбившийся в июле Ан-12 выполнял полет без замечаний. Вдруг - мгновенное возникновение аварийной ситуации и прекращение записи. Причина, видимо, не будет установлена. Предполагается, что произошел отказ двигателя, а винт зафлюгировался не полностью. В результате появился тормозящий момент силой 10-11 тонн, самолет свалился в крен, который стал роковым из-за малой высоты.

И, конечно, нужны спрос и дисциплина. Я не хочу комментировать катастрофу Ту-154, но вот то, что произошло в с Ил-76, это вопиющее безобразие, чистая недисциплинированность экипажа. На борту было 60 тонн - двухкратный перегруз. Взлет в этих условиях - самоубийство.

- Что предполагается сделать для борьбы с подобными ситуациями?

- Разрабатывается постановление правительства по расследованию всех недавних происшествий. Им намечаются очень жесткие меры, в том числе и по показательным полетам. Они будут проводиться только на определенных аэродромах и только специально подготовленными летчиками.

- Входят ли в их число большие авиационные начальники?

- Не входят. Генералы будут летать, но демонстрация предельных режимов - это прерогатива пилотов из Центра показа авиатехники и Центра боевого применения.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ

- ВВС в отличие от других видов ВС умеют сами зарабатывать деньги. Какова роль внебюджетных доходов в финансировании?

- К сожалению, мы их практически полностью отдаем в централизованный фонд Минобороны, в различные государственные фонды, например, в Пенсионный. У ВВС от платных перевозок остается не более 2-3%, а от утилизации и реализации техники и того меньше. Дело доходит до того, что нам экономически невыгодно заниматься этим делом, поскольку транспортные расходы и предэкспортная подготовка возлагаются на нас. Конечно, министр выделяет нам средства из централизованного фонда, но наши просьбы не всегда удовлетворяются.

Мы бы хотели вернуться к прежней практике, когда 60% доставалось тому, кто занимается получением доходов, а Главкомат и Минобороны получали по 20%. К сожалению, поддержки в правительстве наши просьбы не находят. Более того, есть попытки заблокировать выполнение постановления # 862 от 1999 года, которое разрешало нам выполнять платные перевозки. Механизм его выполнения не выработан из-за позиции Минтранса и Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), хотя мы разъясняем, что не собираемся вторгаться в сферы деятельности тех компаний, которые уже осуществляют грузовые перевозки. ВТА сейчас попутно перевозит товары первой необходимости в те районы, куда самолеты ГСГА никогда даже не садились, а мы вынуждены летать.

- Насколько велики средства, о которых идет речь?

- Тех средств, которые мы зарабатываем от платных перевозок, от утилизации, реализации, передачи в аренду, оплаты за обучение иностранных специалистов и от мероприятий, связанных с экспортом техники из боевого состава, хватило бы для решения очень многих проблем даже с учетом отчислений во всевозможные фонды. Речь идет о поддержании исправности вооружения и военной техники, о премиях, предусмотренных нормативными документами, частично - о проблеме жилья.

- Но сегодня этих денег у ВВС нет. Как в этих условиях решаются социальные проблемы?

- Средств на решение всех социальных проблем недостаточно. Очевидно, что выходить из положения опять придется за счет бюджетных средств Минобороны.

Оргштатные изменения предполагают не только выплаты по увольнению, но и перемещение офицеров, выплаты подъемных, расходов на всевозможные перевозки. Тех 3,5 миллиардов рублей, которые целевым назначением выделены на реформу, явно мало. Скорее всего их не хватит даже на строительство жилья и положенные выплаты.

- Не создает ли это дух упадка среди личного состава ВВС?

- Пессимизма и упаднических настроений в Военно-воздушных силах нет. Да и сделано за последние годы немало. Нет тех проблем с выплатой денежного содержания и денежного довольствия, которые отравляли жизнь в конце 90-х годов. Идут деньги на боевую подготовку, коммунальные расходы, содержание органов управления и командных пунктов. Стабилизировалась ситуация в военно-учебных заведениях. До 140-160 часов увеличен налет выпускников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
702
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
771
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
757
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
581

Другие новости