0
2376
Газета Антиквариат Интернет-версия

11.11.2005 00:00:00

Семен Лиссим – друг и душеприказчик Александры Экстер

Тэги: антиквариат, лиссим


антиквариат, лиссим Семен Лиссим в США, 1970-е годы.
Фото из архива художника

Живопись так называемых амазонок русского авангарда – Гончаровой, Экстер, Поповой, Степановой... – стала особенно популярна в последнее время, после проведения в Третьяковской галерее одноименной выставки. Как известно, многие из «амазонок» заканчивали свой жизненный и творческий путь за пределами России. Немудрено, что значительная часть их наследия осталась за границей.

Сейчас известный французский искусствовед Андре Наков, автор блестящей монографии о Казимире Малевиче, активно работает как раз над художественным наследием одной из «амазонок» – Александры Экстер, чье имя и талант ставят ее в один ряд с Малевичем, Татлиным, Розановой.

Как рассказал профессор Наков, часть архива Экстер он получил от близкого друга художницы, живописца Семена Лиссима. По завещанию Экстер, большинство рисунков и личный архив после ее смерти были переданы другу.

В 1920–1930-е годы русский художник-эмигрант Семен Михайлович Лиссим был очень популярен в Париже. Известный французским любителям искусства как Simon Lissim, он был не только живописцем, но и сценографом, расписывал фарфор, делал эскизы декоративных тканей.

У нас в России имя этого художника пока малоизвестно. Однако, учитывая растущий интерес операторов отечественного антикварного рынка к художникам русского зарубежья вообще, а «парижской школы», к которой, несомненно, принадлежит Лиссим, в особенности, перспективы в изучении и коллекционировании его работ явно существуют.

Лиссим родился в 1900 году в Киеве. В юные годы увлекался музыкой и живописью. В 1917-м работал в Киевском городском театре, где и познакомился с Александрой Экстер.

В 1919 году, в разгар иностранной интервенции и Гражданской войны на Украине, вместе с волной русской эмиграции он оказался в Берлине, где поступил в художественную школу Реймана. В конце 1921 года уехал в Париж, где поступил в Национальную школу декоративных искусств, но вскоре оставил учебу и начал самостоятельно заниматься в музеях и библиотеках, посещать выставки. Основательно изучив историю декоративного искусства и сценографии, Лиссим получил возможность приобщиться ко всем видам прикладного искусства.

В 1924 году начинается его многолетнее сотрудничество с фабриками фарфора в Севре и Лиможе, для которых он исполнял росписи декоративных ваз и тарелок. С 1925 года работал для фабрики шелка Баре в Лионе, делая эскизы для декоративных ширм, занавесов и тканей.

С начала 1920-х годов Лиссим, уже известный в театральном мире, исполняет эскизы декораций и костюмов к операм «Сказка о царе Салтане» и «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова (Барселона, 1924), «Князь Игорь» Бородина (Брюссель, 1925), к пьесе «Орленок» Ростана (Латвийский национальный театр, 1927).

Рыбы. Семен Лиссим. Рисунок «Les Poissons». 1933 г.Как живописец Лиссим начинает выставляться с 1922 года в парижских салонах Независимых, Общества художников-декораторов, Осеннем, Общества французских художников и Тюильри. Он участник многочисленных групповых выставок в Париже, Берлине, Лондоне, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и Риге. Его персональные выставки проходят в парижских и нью-йоркских галереях. На выставках экспонируются эскизы декораций, художественная керамика и акварели на русские темы: «Жар-птица», «Прогулка бояр», «Богатырь», «Владимиров Киев».

Творчество Лиссима заслужило высокую оценку. За эскизы декораций он получает серебряную медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925) и золотую – на Международной выставке в Брюсселе (1929).

В эти годы художник занимается общественной работой, работает секретарем в русском Художественном издательстве Когана, где знакомится с видными представителями русской арт-эмиграции Лукомским, Судейкиным, Бенуа и Бакстом. Лиссим является автором многих статей по вопросам декоративного искусства и театра, в том числе об Экстер и Кустодиеве, в журналах «Beaux-Arts» и «L’Art et les Artistes».

Уже в 1920–1930-е годы творчество Лиссима широко освещалось во французской и эмигрантской прессе, в Париже даже были изданы две французские монографии о нем, в 1928 и 1933 годах.

Перед войной, в 1941 году, Семен Лиссим переехал в Соединенные Штаты, поселился в Нью-Йорке. Продолжал заниматься станковой живописью и декоративно-прикладным искусством. В 1940-е он увлекся книжной графикой, иллюстрировал русские сказки. С 1944 по 1971 год вел курс сценографии в Городском колледже. Был другом и душеприказчиком Экстер, часть ее творческого наследия распределил по музеям США.

С 1930-х по 1970-е годы прошло множество персональных выставок Лиссима в частных галереях Нью-Йорка. В 1979–1980 годы в США прошла большая передвижная выставка «Мир Симона Лиссима». Ныне его работы представлены в Музее современного искусства и Музея декоративных искусств в Париже, музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, музее «Альбертинум» в Вене, Шекспировском мемориальном музее в Стратфорде-на-Эйвоне, Музее керамики в Севре, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Умер Лиссим в 1981 году в штате Флорида (США).

В России пока нет даже рисунков этого художника. Однако собирательство его работ – дело ближайшего будущего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
825
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
450
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2726
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2159

Другие новости