0
1333
Газета Антиквариат Интернет-версия

08.10.2010 00:00:00

Гитлер и русская балерина

Юлия Виноградова

Об авторе: Юлия Виноградова, Берлин

Тэги: берлин, выставка, art forum, искусство


В Берлине проходит Art Forum, главная выставка-ярмарка современного искусства столицы Германии. Пока еще она не вытеснила с ведущий позиции авторитетнейшую ярмарку в Кельне, но специалисты поговаривают, что если берлинский смотр будет развиваться такими темпами, то скоро он составит крупнейшим ярмаркам мира нешуточную конкуренцию.

Смотреть Art Forum тем интереснее, что он происходит сразу за Арт-Москвой. Некоторое параллели напрашиваются сами собой: ярмарки почти ровесницы (Арт-Москва прошла в 14-й раз, Art Forum – в 15-й), обе пытаются вписать современное искусство в архитектурное пространство 1970-х (выставочный комплекс Messe Berlin с его высокими залами, характерными деревянными панелями и люстрами потрясающе напоминает родной ЦДХ). И главное – обе руководствуются установкой на то, чтобы стать важнейшей национальной ярмаркой с международным уклоном.

Впрочем, у Art Forum это пока получается гораздо удачнее: ярмарка производит впечатление и размахом, и выставленными работами, и уровнем организации, и посетителями. Подтверждают разницу и дилеры: Екатерина Ираги, владелица единственной русской галереи, принимающей участие в Art Forum, берлинской ярмаркой довольна: «Участие стоит столько же, а уровень ярмарки значительно выше. И публика заинтересованная, а не праздношатающаяся, уже в первую пару часов ярмарки у нас со стенда купили работу». На стенде же у Iragui графика Павла Пеперштейна, Сергея Ануфриева, Дениса Салаутина, а также большой вязаный носок с расцветкой под березку Ольги Бошко. И то и другое, кстати, отражает заметные особенности ярмарки.

Во-первых, обилие объектов из текстиля (включая гигантский домотканый ковер и блуждавшее между стендами странное существо, которое оказалось берлинской художницей, также создающей объекты из ткани). Во-вторых, явно внимательное отношение немецкой публики к графике, тонкой, эстетской и многосмысловой (ее на ярмарке на удивление много).

В целом же Art Forum – ярмарка не огромная, но достойная. В одном большом пространстве выставлены и опытные старожилы, и впервые допущенные новички. Все, что висит, стоит, лежит и движется, – можно купить. Цены варьируются, техники – на любой вкус. Есть видеоарт и работы с люминесцентными лампами. Есть не вызывающие никаких эмоций большеформатные декоративные живописные полотна (их поставщиками, кстати, чаще всего являются сами берлинские дилеры). Есть чернуха в духе братьев Чепменов, есть заигрывания с этнографией (индейской, индийской, африканской), есть свои «полисские», плетущие картины из сена и строящие деревянные космические корабли пятиметровой высоты. Есть просто смешные объекты, например полутораметровая бронзовая дубина с надписью «Культура» (20 тыс. евро) или декоративные разноцветные «паразиты» (название авторское) австрийца Петера Вейбеля (7–40 тыс. евро). Конечно, есть и концептуализм. А у галереи Yvon Lambert стенд целиком посвящен шотландцу Дугласу Гордону: его витрины-инсталляции зарезервировали почти сразу, а вот собственноручно вырезанная во временной стенке стенда надпись «I am an author of my own addictions» («я автор моих собственных привычек») пока продается (150 тыс. евро).

Хватает, правда, и сомнительного искусства: за фанеру, присыпанную песочком (концепцию к ней подогнать несложно) просят 10 тыс. евро, за два десятка истертых придверных ковриков – 15 тыс. евро. Выставлено на Art Forum и то, что продать непросто. Двухметровые аквариумы с дачно-помоечным хламом и нежными названиями типа «Русская балерина» (35 тыс. евро). Громадный звеняще-шкворчащий агрегат, составленный из ящиков и старой бытовой техники (30 тыс. евро). Или инсталляция, цитирующая классиков редимейда и называющаяся Don’t do it (за идею просят 100 тыс. евро).

Среди всего этого разнообразия нет, пожалуй, только искусства, апеллирующего к политическим темам. Чуть ли не единственный пример принадлежит творчеству киевского художника Стаса Волязловского (его работы известны и в России, в частности их совсем недавно возили в Пермь на выставку «Якщо»). В его «Магическом зеркале» Джордж Буш превращается, конечно, в Гитлера. И похоже, что добропочтенную, но любящую современное искусство немецкую публику это нисколько не смущает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
809
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1006
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1305
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
895

Другие новости