0
934
Газета Антиквариат Интернет-версия

22.10.2010 00:00:00

Великолепный Ларри

Тэги: рейтинг, искусство


рейтинг, искусство Арт-дилер всегда знает, какую таблетку предложить арт-рынку в любой ситуации. Работа Дэмиена Херста, одного из тех, кого раскрутил Ларри Гагосян.
Из собрания Gagosian Gallery.

Британский журнал Art Review опубликовал свой ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства за подходящий к концу 2010 год. Как пишут составители, этот список не говорит о том, «кто есть кто в современном искусстве. И конечно, это не гид, составленный в угоду любимым авторам или людям, которым бы хотелось польстить. Это путеводитель по общим тенденциям, связям и силам, которые определяют сегодня состояние арт-мира». А арт-мир сегодня основан на изменчивом, но притягательном художественном рынке, и нынешний рейтинг как никогда ярко об этом заявляет.

В этом году золотую сотню возглавил Ларри Гагосян, представлять которого не надо. Ведущего нью-йоркского дилера современного искусства хорошо знают в Москве – в 2007-м он привез выставку работ из своей галереи в Барвиху, а через год – на «Красный Октябрь». В Нью-Йорке же Гагосяна называют не иначе как королем арт-мира и с завистью поговаривают, что он способен купить вещь за тысячу долларов, а продать за миллион. По слухам, в год господин Го-Го (как Гагосяна называют за глаза) зарабатывает около 30 млн. долл. Ему принадлежит самая большая в мире сеть галерей – Gagosian Gallery, и в 2010 году он открыл свою девятую площадку – в Париже. Слухов и сплетен о сверхудачливом арт-дилере не перечесть. Пресса сплошь и рядом повторяет истории о том, как Гагосян вырос в самого влиятельного человека в арт-мире из простого парковщика. Что у него самое холодное в мире рукопожатие. Что он, будучи гениальным в бизнесе, абсолютно беспомощен в обычной жизни и даже не может сделать себе чашку кофе. У него репутация человека, которому лучше не переходить дорогу, а удачная сделка для него куда важнее любви к искусству. Что он не переносит журналистов и ненавидит давать интервью. И так далее и так далее. Но в одном Ларри Гагосяну точно никто отказать не может: этот человек обладает потрясающей интуицией, финансовым чутьем. Говорят, он всегда знает, кто будет следующим на Олимпе современного искусства. Хотя этот самый Олимп он во многом создает сам.

То, что на вершине списка Art Review в этом году оказался арт-дилер, отражает лишь естественный круговорот арт-рынка. Гагосян уже занимал ту же позицию в 2004-м – именно этот год считается временем начала бурного роста рынка современного искусства. Его пик приходится на 2007-й, когда аукционные цены на современное искусство зашкаливали, а рекорды сыпались как из мешка. На первом месте рейтинга тогда логично стоял владелец крупнейшего в мире аукционного дома Christie's Франсуа Пино. Стремительный спад, который пришелся на конец 2008 года, ознаменовался лидерством в списке художника и гениального самопиарщика Дэмиена Херста с его аукционом, ставшим агонией рынка современного искусства (сегодня Херст скатился на 53-е место). Наконец, тяжелый кризисный 2009-й прошел под знаменем куратора Ханса Ульриха Обриста. Тогда вновь заговорили о возвращении к собственно искусствоведческим (а не рыночным) аспектам творчества художников, отрезвлении и оздоровлении арт-мира, об определяющей роли кураторов. Но вот рынок снова рванул вверх (достаточно посмотреть на результаты публичных торгов за 2010 год и как никогда успешную ярмарку Art Basel), и на вершине опять восседает его главный двигатель – арт-дилер.

В десятке «наивлиятельнейших» Гагосян не одинок. Здесь же успешный швейцарский галерист Иван Вирт, открывший в этом году новые галереи в Нью-Йорке и Цюрихе; еще один продавец «вечных ценностей» нью-йоркский коллега Гагосяна Дэвид Цвирнер; тот же Франсуа Пино, а также один из клиентов Гагосяна коллекционер Эли Брод, собрание которого насчитывает более 2 тыс. произведений современного искусства. Впрочем, и кураторы, похоже, сохраняют сильные позиции. Помимо Обриста, спустившегося на 2-е место, в первой десятке также два крупнейших музейщика – директор нью-йоркского музея современного искусства МоМА Гленн Лоури и директор лондонской Tate Николас Сирота. Кроме того, в списке оказались две дамы: куратор Розли Голдберг с ее биеннале перформативного искусства Performa и впервые попавшая в рейтинг швейцарский историк искусства Биче Куригер, которая стала куратором Венецианской биеннале будущего года.

В связи с биеннале в рейтинг был включен и единственный русский. Впервые Art Review отметил Бориса Гройса, назвав его «самым влиятельным теоретиком искусства периода после холодной войны». В следующем году Гройс будет куратором Российского павильона на Венецианской биеннале.

Третий год в рейтинг попадает и украинский бизнесмен и коллекционер Виктор Пинчук (он поднялся с 53-го места на 37-е). Восхождению Пинчука способствовало то, что в этом году он вошел в состав директоров Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, а также учредил крупный приз для молодых художников (100 тыс. долл.). К этому конкурсу он, кстати, привлек куратора Даниэля Бирнбаума и художника Ай Вэйвэя, имена которых также есть в рейтинге.

Традиционно в рейтинге можно найти художников Такеши Мураками, Брюса Наумана, Синди Шерман, Джеффа Кунса, коллекционеров Бернара Арно и Стивена Коэна, галеристов Чарльза Саатчи, Барбару Гледстоун, Марианну Гудмен. Все они не покидают рейтинг годами, лишь меняясь местами в зависимости от того, на какой крутой вираж снова выйдет художественный рынок. Которым, по крайней мере в этом году, со всей полнотой власти правит его величество арт-дилер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
362
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
160
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
623
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
206

Другие новости

Загрузка...
24smi.org