0
1542
Газета Антиквариат Интернет-версия

12.11.2010 00:00:00

Работники арт-индустрии

Тэги: россия, франция, выставка, искусство, сколково


россия, франция, выставка, искусство, сколково Посол Франции в России Жан де Глиниасти с супругой на открытии выставки Renault.
Фото пресс-службы Renault

В рамках продолжающего года Франции в России в Москве открылись две новые выставки, посвященные современному искусству. В только что отстроенной бизнес-школе «Сколково» российский и французский кураторы попытались провести параллели между творчеством молодых художников обеих стран, а в Новый Манеж привезла свою корпоративную коллекцию компания Renault.

Выставка в Сколкове – первый художественный проект бизнес-школы. Он разместился в холле нового здания, сложно сочиненное пространство которого, к сожалению, совсем не задумывалось как выставочное. Так что у кураторов – Евгении Кикодзе и Александры Фо – возникло немало проблем как чисто технического свойства (говорят, в стены не вбивались гвозди), так и концептуального. Несмотря на то что в экспозиции участвуют три десятка разноформатных произведений, они все равно теряются и блекнут на фоне замысловатых кривых современной архитектуры. Из-за особенностей пространства с трудом удается проследить и главную кураторскую задумку – диалог между двумя доминирующими художественными концепциями. Выставка называется «Рабочие и философы» – то есть те, кто стремится своим творчеством повлиять на окружающую жизнь, и те, кто предпочитает наблюдать и анализировать.

«Философская» сторона в этом с трудом читающемся противопоставлении получилась, пожалуй, сильнее и интереснее. Начиная с видео французской художница Сильви Блоше, которое изучает территорию человеческой чувственности, интимного пространства, свободы (художница позволяет незнакомой китайской женщине как угодно до себя дотрагиваться). Блоше наблюдает за собой, за своими эмоциями и ощущениями. Так же как предлагает сделать в своей инсталляции другая французская художница Марселин Дельбек, для которой камертонами настроения выступает классический пейзаж и традиционная русская литература.

Пристальное созерцание порой вызывает почти галлюцинации, во всяком случае явное изменение визуального мира. Так, у Кирилла Асса и Анны Ратафьевой в проекте «Родня» реальные люди скукоживаются до знаков, эмблем, геральдических знаков. А у Давида Рено легендарные и недосягаемые вершины Эверест и Лхоцзе превращаются в картографические макеты, одновременно материализуясь до формата игрушки и окончательно утрачивая свою реальную сущность.
Их оппоненты – «рабочие» – оказались объединены на первый взгляд лишь работой с простыми, дешевыми и очевидными материалами. Именно эти очевидные предметы меняют свои функции, преобразовываются в новый вещественный мир.═


В новой архитектуре Сколкова искусству пока неуютно.
Фото предоставлено пресс-службой Сколкова

Банальные кухонные клеенки и клетчатые сумки челноков превращаются по воле Ирины Кориной в почти вычурную скульптуру. Громоздкий металлический рельс у Пьера Мальфета переплавляется в тонкое кружево. А обычные бутылки кока-колы Сергей Братков использует как ловушки для мух, соблазнившихся, почти как люди, не столько сахарным напитком, сколько яркой этикеткой.
При пристальном всматривании-вдумывании в эти работы становится понятно, что на самом деле никакого разделения на «рабочих» и «философов» нет. «Философы» так же способны преобразовывать мир, как «рабочие» – философствовать. А вот является ли этот вывод кураторской задумкой или кураторским промахом – каждый решает для себя сам.

Рабоче-философскую тему, только в более прямом ее выражении, исследует и второй проект. Коллекция Renault в России ранее никогда не показывалась. Легендарное собрание, с которого начиналась мода на корпоративное коллекционирование и арт-инвестирование, насчитывает несколько сотен произведений. Из них привезли около 70.

Куратор выставки Анн Эндри постаралась передать в экспозиции изначальную идею коллекции – приглашать к сотрудничеству художников, интересующихся промышленностью и индустрией. Поэтому все на выставке так или иначе отсылает к индустриальной эстетике. Начиная с фотографа Робера Дуано, который много лет работал для Renault, фиксируя деятельность предприятий и жизнь его людей, а также создавая рекламу для новой продукции компании. Сегодня эти черно-белые снимки меньше всего воспринимаются как хроника событий. Производственные цеха с их машинами у Дуано превращаются почти в абстракции, заводские бытовые сценки насыщены теплотой и трогательностью, а реклама выстроена с таким художественным и композиционным вкусом, что в нескольких кадрах отражает всю стилистику 1950-х.


Коллекция Renault вызывает восхищение и у публики, и у куратора Анн Эндри.
Фото предоставлено пресс-службой Renault

Почти игрушечные машинки на рекламах Дуано идеально перекликаются с работами художника Эрро, на которых роскошные автомобили сливаются в каком-то странном симбиозе уже не с длинноногими моделями в модных платьях, а с героинями классической живописи – таитянками Гогена, Олимпией Мане, мадоннами старых мастеров. А механические внутренности заводских цехов с черно-белых фотографий превращаются в массивные металлические объекты Жан Тингели. Эти «сумасшедшие машины» (как охарактеризовала их Анн Эндри) отличаются как от заводских механизмов, так и самой продукции Renault тем, что действие их абсолютно бесцельно. Завершают тему работы Армана, который исследовал вопрос массового производства. В экспозиции его скульптуры – запаянные в плексиглас десятки одинаковых предметов (ключей, шпателей, проводов) и холсты с отпечатками технических инструментов вместо кистей.

Наконец, отдельный зал на выставке посвящен Жану Дюбюффе. Его масштабные полотна, скульптуры, объекты, выполненные в одной стилистике, сливаются в особый мир, воображаемый, хаотичный и, по словам Анн Эндри, разрастающийся на всех поверхностях подобно биологическим клеткам. Многие из этих произведений впервые экспонируются не только в России, но и вообще где бы то ни было. Сегодня, вероятно, куратор коллекции решил, что пришло их время поработать на имидж автомобильной компании, которая вот уже полвека не понаслышке знает, как искусство помогает пиару. Как сказал на открытии атташе по культуре посольства Франции Николя Мазек, было бы здорово, если бы эту идею перенял, например, «АвтоВАЗ». Хотя, несмотря на моду в России на корпоративные коллекции, представить это пока все еще сложно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Саудовская Аравия ставит под угрозу стабильность и рынка нефти, и мировой экономики

Саудовская Аравия ставит под угрозу стабильность и рынка нефти, и мировой экономики

Денис Писарев

Эр-Рияд намерен добиться экспортных преимуществ любой ценой

0
711
В Киргизии внутренние авиарейсы возобновляются с 5 июня

В Киргизии внутренние авиарейсы возобновляются с 5 июня

0
209
Завод по производству автоматов Калашникова в Армении начнет работу в июле

Завод по производству автоматов Калашникова в Армении начнет работу в июле

0
238
Центр "Э" усмотрел в проповедях схиигумена Сергия признаки экстремизма

Центр "Э" усмотрел в проповедях схиигумена Сергия признаки экстремизма

0
448

Другие новости

Загрузка...
24smi.org