0
942
Газета Антиквариат Интернет-версия

12.11.2010

Обладать обнаженной

Тэги: ньюйорк, аукцион, модильяни


нью-йорк, аукцион, модильяни Об «Обнаженной» Модильяни теперь говорят и специалисты, и пресса, и зрители.
Фото Reuters

В начале ноября в Нью-Йорке аукционные дома Sotheby's и Christie's провели традиционные торги произведениями импрессионистов и модернистов, которые не только подтвердили жизнеспособность и наметившийся еще весной подъем арт-рынка, но и показали некоторое смещение акцентов спроса и даже новые проблески аукционного сумасшествия.

Началось все, впрочем, с того, что в каталоге вечерних торгов Sotheby's была обнаружена работа Эдгара Дега, 40 лет назад украденная из музея французского Гавра. Сотрудник музея, просматривая каталог, наткнулся на пастель с не самым привлекательным названием – «Прачки, страдающие от головной боли». В работе, оцененной аукционным домом в 350–450 тыс. долл., он узнал пропавший в 1973 году из музейного собрания экспонат. Любителям скандалов не повезло – по просьбе Министерства культуры Франции Sotheby's без лишнего шума снял работу с торгов, а французская полиция, которая уже начала расследование, не раскрывает ни имени владельца, ни других подробностей дела.

Так что случившееся мало повлияло на ход вечерних торгов импрессионистов и модернистов Sotheby's, с которых началась серия нью-йоркских аукционов. Громкий рекорд грянул уже на седьмом лоте – полотно «Обнаженная на диване» Модильяни, от которого ждали хороших результатов, было не просто куплено со значительным превышением эстимейта, но стало самым дорогим произведением художника, проданным с молотка. В течение 10 минут пять покупателей разыграли этот соблазнительный во всех отношениях лот. Работа досталась самому настойчивому из них, который согласился уплатить за модель, стыдливо прикрывшуюся руками и смущенно опустившую голову, 69 млн. долл. Что превзошло все ожидания аукционного дома, рассчитывавшего выручить за полотно около 40 млн. долл.

Модильяни создал свою «Прекрасную римлянку» (одно из названий картины) в 1917 году, а в 1980–1990-е, в период взрыва интереса к этому на долгие десятилетия забытому художнику, «Обнаженная» успела засветиться на многих важных ретроспективах. На торгах она также появлялась – тот же Sotheby's выручил за полотно в 1999 году 17 млн. долл., и тогда установив рекорд на живопись Модильяни. С 2004 года самым дорогим полотном художника считался портрет Жанны Эбютерн 1919 года, проданный за 31 млн. долл. Нынешний же результат обошел предыдущий более чем в два раза.

Вместе с тем самым дорогим произведением художника, когда-либо проданным на аукционе, до настоящего момента была его известняковая «Голова», купленная в июне 2010-го за 52 млн. долл. Кто бы мог еще недавно подумать, что скульптурные работы будут на порядок превосходить по стоимости живописные. И уж тем более входить в десятку самых дорогих произведений мира, как это случилось с «Идущим человеком» Джакометти. С его февральского рекорда (напомним, скульптура была продана за 104 млн. долл.) и началась, похоже, новая эпоха на арт-рынке – эпоха скульптуры. И весь год рынок настойчиво это доказывает. Поэтому можно не удивляться, что самым дорогим произведением на торгах Christie's, которые прошли сразу за аукционом его конкурента, стала именно скульптура.

Четвертый вариант «Обнаженной со спины» Анри Матисса был оценен не так чтобы вопиюще дорого – в 25–35 млн. долл. Скульптура эта не уникальная (всего существует 12 бронзовых отливок), да к тому же отливка неприжизненная. Во всех крупных собраниях есть сколько-то, а то и полные комплекты этих Nu de dos. Теперь своя «Спина» есть и у галерейного гиганта Ларри Гагосяна. Именно он обошел прочих претендентов на эту монументальную леди, заплатив за нее почти 49 млн. долл. Впрочем, как пояснил Гагосян, он торговался по заказу своего клиента. Одним из них является миллиардер Стивен Коэн, который, кстати, был замечен на торгах. Возможно, именно ему принадлежит честь установить новый рекорд на самое дорогое произведение Анри Матисса, когда-либо проданное на аукционе.

На Christie's это не единственный рекорд – гораздо дешевле, но не менее достойно было продано полотно Хуана Гриса «Скрипка и гитара». Анонимный европейский покупатель заплатил за него 28 млн. долл. при эстимейте 18–25 млн. Всего же Christie's получил 231 млн. долл. с вечерних торгов плюс еще почти 40 млн. долл. с дневных. Результат Sotheby's – 227 млн. долл.

Многомиллионных страстей, кипевших на поле битвы за модернистов, на русских торгах, которые Sotheby's аккуратно прицепил к импрессионистам, конечно, не было. Но и здесь случились свои чудеса. Эксперты уже давно говорили о скором росте цен на произведения художников советского периода, но чтобы этот рост скакнул сразу до 1,5 млн. долл., такого, конечно, никто не ожидал. Но это случилось – с работой Юрия Пименова «Первомай», изначально оцененной в 400 тыс. долл. Почти трехметровое полотно монументально и по формальным характеристикам, и по художественным. Советские монтажницы, водружающие классное знамя на одну из сталинских высоток, хоть и не обнажены, но страсть как хороши, осязаемы и мясисты. И если с точки зрения инвестиции эту покупку можно считать сущим сумасшествием, то ее оставалось бы списать на причуды и вкусовые пристрастия русского капитала. Если бы не одно обстоятельство – последовавшая сразу за Пименовым работа Виктора Попкова, вообще не очень часто встречающегося на торгах, подорожала до 842 тыс. долл. Это, разумеется, тоже рекорд, и говорить о случайностях теперь не приходится.

Остальные же работы продавались сугубо в рамках эстимейтов. Или не продавались вовсе. В московских антикварных кулуарах поговаривают, что большинство из них не были куплены из-за сомнений в подлинности. Поэтому, дескать, работами Коровина, Гончаровой, Рериха, Серебряковой, Бурлюка никто не заинтересовался. Но даже несмотря на это, аукционный дом продал 70% лотов, заработав при этом 10,5 млн. долл.

Наконец, завершилось нью-йоркское выступление мировых аукционных гигантов приятным доказательством того, что не только русские покупатели дуреют от количества собственных денег и азарта на торгах. На аукционе европейских произведений XIX века за 36 млн. долл. было продано полотно британского академического живописца Лауренса Альма-Тадемы. Изначально работу «Обретение Моисея» оценили в 3–5 млн. долл., что и так для Альма-Тадемы было предельно много. Рекорд на его произведения держался с 1995 года – та же картина была тогда куплена за 2,8 млн. долл. Кто теперь купил это приторно красивое полотно с хорошенькими большеглазыми, как диснеевские персонажи, героями знаменитой библейской истории, неизвестно. Но он, как и клиенты русских торгов, вряд ли думал об инвестициях, повинуясь скорее своей загадочной и противоречивой натуре арт-покупателя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

Евгений Солотин

Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

0
2750
Камень падает вверх, злодей женится на принцессе

Камень падает вверх, злодей женится на принцессе

Наталья Рубанова

Валерий Бочков о мультимедийном восприятии, диффузии культур и о том, считать ли лингвистическую мастурбацию литературой

1
3748
На психодроме встретился Крученых

На психодроме встретился Крученых

Наталья Рубанова

Наталья Иванова о Бродском, его кошке Миссисипи и бабочках на витрине редактора

0
2513
След от подошвы

След от подошвы

Александр Гальпер

Маленькие эмигрантские истории о сибирском гее, мамаше с коляской и любви к марихуане

0
2106

Другие новости

Загрузка...
24smi.org