0
1534
Газета Антиквариат Интернет-версия

26.11.2010 00:00:00

Образы ушедшего века

Тэги: выставка, музей, исторический портрет


выставка, музей, исторический портрет Неизвестный художник.
Портрет Петра I. Начало 1700-х.

На следующей неделе в ГИМе открывается выставка русской портретной миниатюры из собрания SEPHEROT Foundation, крупнейшей коллекции такого рода, хранящейся в частных руках. Коллекция выставляется впервые и входит в большой проект музея «Русский исторический портрет».

Ни в одном другом частном собрании русской миниатюры нельзя столь полно проследить историю ее развития от эпохи Петра Великого до середины XIX столетия. Почти все крупнейшие художники-миниатюристы представлены здесь яркими и качественными образцами своего творчества. Это и работы петровских современников Ш.Буата, первого европейского мастера, заронившего интерес к искусству миниатюры в сердце русского монарха, и Г.С.Мусикийского, русского миниатюриста, едва ли не первым оторвавшегося от иностранных образцов и создавшего собственную манеру и стилистику, ни в чем не уступая лучшим европейским миниатюристам. И произведения А.Х.Ритта и П.О.Росси, которых называют гениями миниатюрного портрета, стоящими в ряду лучших мировых мастеров этого жанра. Интимные, дарственные, парадные, наградные – все эти миниатюрные портреты не только удивительные свидетели времени. Прижизненные изображения монархов, высшей аристократической элиты России, безымянные портреты жен, мужей, детей, влюбленных – это жизни и судьбы, запечатленные на трех–пяти сантиметрах драгоценной живописи. Все эти произведения можно будет видеть в Историческом музее с 3 декабря.

Золотым временем для коллекционирования миниатюры стало начало ХХ столетия. Модное увлечение захватило многих представителей буржуазии и аристократии. Обожавшие, собиравшие и изучавшие миниатюру великий князь Николай Михайлович, бароны Врангель, художники Александр Бенуа и Константин Сомов проделали колоссальную работу по популяризации этого вида искусства. Ситуацию изменил 1917 год. Новому государству оказались не нужны излишне утонченные изображения представителей «эксплуататорских классов». Реквизированные миниатюры из императорских и великокняжеских дворцов, из домов князей Юсуповых, графов Строгановых и Шереметевых распылялись по провинциальным собраниям или поступали в Государственный фонд ценностей для внешней торговли.


Петр Жарков. Портрет Екатерины II. 1791 год.
Из каталога выставки

Ярким примером может служить собрание великого князя Николая Михайловича, расстрелянного в 1919 году. Из его обширного собрания лишь восемь (!) предметов хранятся ныне в Эрмитаже и Русском музее. О судьбе прочих в России долгое время вообще ничего не было известно. Как оказалось, большая их часть была продана на лондонском аукционе в 1922 году. Многие из этих предметов теперь вошли в коллекцию SEPHEROT Foundation.

Коллекция почти целиком была сформирована в Европе. В ее основе лежит собрание Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, часть предметов происходят из европейских коллекций Д.Давид-Вейлла и Ч.Клора, парижского антиквара Александра Попова, из собраний русской аристократии, в частности Марии Васильчиковой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
731
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
901
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
715
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
849

Другие новости