0
1768
Газета Антиквариат Интернет-версия

08.04.2011 00:00:00

Фаберже и уральская колбаса

Тэги: выставка, кремль, самоцветы


выставка, кремль, самоцветы Без яиц не обходится ни одна выставка Фаберже.
Фото автора

В Кремле открылась выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». В трудоемком и масштабном проекте (400 экспонатов, из которых около половины пришлось на Фаберже) задействованы, кажется, все мыслимые музеи. Помимо Кремля, Эрмитажа и других московско-питерских поучаствовали уральские и сибирские музейные инстанции. Плюс частные собиратели и коллекция Cartier. Так что всем неравнодушным к россыпям всевозможных камней, к лютикам-цветочкам, а также к хрюшкам-кошечкам-собачкам и тем, кто не страшится увидеть, как идея таких изделий соскальзывает в вычурность, сюда. Музею же – благодарность за азарт все это показать.

В Успенской звоннице восемь лет назад уже показывали Фаберже под вывеской «Пасхальные подарки». Тогда публике предъявили «новинку» – найденное относительно незадолго до того в фондах Минералогического музея имени Ферсмана незавершенное (наступил 1917-й) яйцо «Созвездие цесаревича». Задуманное как подарок Александре Федоровне, в музейное собрание оно попало в виде трех фрагментов. Воедино, в целое яйцо, их свели лишь в 2005-м – и снова привезли в Кремль. К слову, до 15 апреля в Костромском государственном музее-заповеднике «на гастролях» Фаберже из музея его имени, который открылся в Баден-Бадене в 2009 году. В костромской экспозиции имеется свое «Созвездие цесаревича», но с некоторыми отличиями.

В 2004-м в Кремле и два года назад в Пушкинском музее показывали Фаберже из собрания Виктора Вексельберга. Сегодня просто показывать Фаберже, конечно, не моветон, однако ему стараются подыскать достойную аранжировку. В Кремле, будто перефразируя известное выражение, выбрали ракурс на гранит искусства. И прихватили контекст. К примеру, современники тут – известные в свое время камнерезы Авенир Сумин и Алексей Денисов-Уральский. Но вообще корни традиции камнерезного дела здесь проследили до XVIII века.

Необычайно четко обустроенное выставочное пространство зала кремлевской Успенской звонницы можно было бы снабдить комментарием-подзаголовком «На все случаи жизни». В одной витрине – каменный зоопарк, популярный при дворе жанр. Со всеми сидящими, спящими, нахохлившимися, гордыми своей ролью украшать знатный интерьер представителями земли, воздуха и воды. В другом месте – украшения. То с намеком на томность модерна, то посмелее да поярче.

В третьем – каменные цветки всех мастей. Среди них механизированные «Анютины глазки» – лепестки разлетаются, вместо них остаются миниатюрные портреты детей Николая II. В четвертом – едкие для неприятелей аллегории стран – участниц Первой мировой войны из фирмы Алексея Денисова-Уральского. Если противница Австро-Венгрия – мартышка у разбитого корыта, то союзница Франция – свободолюбивая, но воинственная девица.

Специальный акцент – изящно подобранные параллели изделий Фаберже и Cartier: ландыши к ландышам, бульдоги к бульдогам. Ну и, само собой разумеется, ни один показ Фаберже, какой теме его ни посвятить, не обходится без создававшихся по императорскому заказу пасхальных яиц. Без них Фаберже – уже сам не свой. Их шесть, а в дополнение – целый набор разнокалиберных маленьких яиц-подвесок, вариантов более бюджетных подарков.

Отдельной строкой – советское камнерезное творчество, в том числе «Опричник» и «Данилушка» Василия Коноваленко (1929–1989). Некогда довольно известного мастера (как театральный художник он оформлял балет «Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича в 1957-м), затем пришедшегося не ко двору и в 1981-м переехавшего в Штаты.

Фаберже – образец сожительства красоты с китчем. Но если при мастере камень превращался в понурого цитринового бульдога с сапфировыми глазами, то советское время внесло в картинку существенные поправки. Апофеоз – тяжеловесная основательность пепельницы «Серп и молот», а прямо перед ней – початый батон колбасы из красного с белым мрамора (все – с Урала). Замечательно-характерный, хотя и импровизированно возникший советский натюрморт!

Смелость прочертить такую траекторию пути, не боясь показать и дорогу в китч, – здорово и, главное, очень честно по отношению к тому самому камнерезному делу. К лицу ли это выставке? Смелость – безусловно. А китч – тут уж кому что нравится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
686
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
897
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
735
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
603

Другие новости