Проект Нормана Фостера – офисно-жилой комплекс "Апельсин". В связи с кризисом строительство отложено на неопределенный срок.
С марта культурная Москва обсуждает судьбу, пожалуй, самого крупного и популярного московского культурного центра – Центрального дома художника. Появившийся слух о том, что ЦДХ собираются сносить, а на его месте возвести офисно-жилой комплекс «Апельсин» мастерской Нормана Фостера, поднял волну возмущения и протеста. Вопрос муссируется который месяц, но до сих пор остается открытым. И это неудивительно, ведь проблема сноса ЦДХ слишком многопланова.
Во-первых, встает вопрос эстетический. Многие чиновники считают здание ЦДХ морально устаревшим и просто портящим городской пейзаж. В то же время профессиональные архитекторы отстаивают право построек 1960–1970-х на существование, утверждая, что это не здания устарели, а мы не доросли до понимания значения архитектуры этого времени. Их позиция – ЦДХ требует не сноса, а модернизации.
Во-вторых, аспект этический. 60% здания принадлежит Третьяковской галерее, которая совсем не против увеличить свои площади и получить более современные пространства. В то же время нужно понимать, что хранилище шедевров мирового значения (именно на Крымском Валу расположена коллекция русского авангарда, особо почитаемого за рубежом) не может быть совмещено с офисами и уж тем более жилыми помещениями. Оставшиеся 40% здания принадлежат Международной конфедерации союзов художников, которая проводит около 300 выставок художников со всей России. Для них ЦДХ – главное выставочное пространство, обладающее уникальными экспозиционными качествами. Кроме того, окружающий парк искусств – один из немногих зеленых оазисов в центре столицы, который одновременно является выставочной площадкой.
В-третьих, возникают и чисто практические проблемы – на время сноса ЦДХ и строительства нового здания запасники Третьяковки необходимо куда-то переместить, а крупным выставкам придется искать другие площадки.
Пока велись ожесточенные споры, власти всерьез взялись за освоение участка незастроенной и очевидно убыточной территории в самом центре Москвы. Летом в правительстве России была создана рабочая группа по решению этого вопроса, а институт Генплана начал разрабатывать детальный проект застройки территории. В ответ на это в сентябре деятели культуры и искусства – около 60 человек – создали Общественный совет по культурным центрам для защиты московских памятников архитектуры, прежде всего ЦДХ. Совет инициировал слушания в Общественной палате, в результате которых было решено, что снос ЦДХ может создать прецедент, опасный для сохранения национального культурного наследия. Пока же в связи с кризисом любое строительство откладывается на неопределенный срок, так что остается надежда, что в 2009 году будет найдено решение, удовлетворяющее все стороны.