0
1687
Газета Антропология Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Губернатор Крузо подает в отставку

Тэги: Монтескье, антропология


Норбер Рулан. Юридическая антропология. Учебник для вузов. - М.: Норма, 1999, 310 с.

Юридическая антропология. Закон и жизнь. - М.: Издательский дом "Стратегия", 2000, 224 с.

Предоставляемые на суд читателя книги приоткрывают завесу над проблемой, история которой в западноевропейской правовой мысли насчитывает многие десятилетия. Сущность этой проблемы и одновременно сущность юридической антропологии как науки - попытаться описать и объяснить зазор, возникающий между реальной жизнью и правосознанием каждого конкретного индивидуума и тем государственно-правовым механизмом, внутрь которого он помещен с момента своего рождения. В нашей стране о юридической антропологии начали говорить всего несколько лет назад. И дело не в том, что эта проблема коснулась нас лишь совсем недавно, нет. Просто для тоталитарного государства любые отклонения от жестко сформулированной правовой нормы рассматривались в качестве патологии и изучались соответственно совсем иными дисциплинами.

"Юридическая антропология" Норбера Рулана является первым учебником по этой дисциплине в нашей стране. Возможно, именно он станет отправной точкой для будущих отечественных юристов-антропологов.

Однако, несмотря на грозную марку "учебника для вузов", эта книга привлечет внимание не только специалистов. Норбер Рулан известен также как автор нескольких художественных произведений, что, безусловно, сказывается на манере изложения материала: перед нами редкий случай сочетания литературного дарования автора и теоретических изысканий специалиста, несколько десятилетий подвизавшегося на поприще полевых исследований правовых обычаев эскимосов Северной Канады. Последний факт особенно замечателен, если припомнить характерную реплику Джеймса Фрейзера, который на вопрос о том, видел ли он когда-либо хотя бы одного из описываемых им дикарей, ответил: "Упаси меня Бог!" Норбер Рулан, напротив, умудрялся сочетать и кабинетное теоретизирование, и полевую практику, и литературное творчество. Кроме того, успел и в Москве побывать, прочитав цикл лекций по юридической антропологии во Французском колледже при МГУ. A propos, видимо, именно с его появлением связан тот факт, что в России впервые стал читаться курс лекций по юридической антропологии для студентов Академического правового университета при Институте государства и права РАН (т.е. при головном исследовательском центре по юридическим дисциплинам).

"Юридическая антропология" в русском ее переводе имеет трехчастную структуру. Часть первая - историческая - посвящена двухвековым идейным перипетиям, начиная с замеченного еще Монтескье влияния на правовые явления таких неправовых элементов, как климат, географическое положение и пр., и заканчивая концептуальным спором между нормативистами и процессуалистами. Первые, как известно, считали, что "социальная жизнь управляется правилами, что нормальное поведение состоит в следовании этим правилам, а конфликт выглядит как патологическое поведение". Вторые, напротив, полагали, что "человек сотрудничает с себе подобными главным образом благодаря интересу, в результате чего придавали меньшее значение нормам, предпочитая их конкретному поведению подобных себе, с которыми они вовлечены в отношения взаимности". Этот спор особенно интересен с точки зрения современных постколониальных проблем, ведь бездумное применение нормативистского подхода привело к крушению европейских надежд на всемирное шествие принципов европейского права. Альтернатива, по мнению Рулана, очевидна: "Лишь при процессуалистской постановке вопроса конфликт перестает быть выражением патологического состояния, а становится одним из условий развития индивида и человечества; следует лишь стараться регулировать его, а не подавлять".

Вторая и третья части строятся на анализе четырех наиболее важных компонентов правовой жизни - родственных, земельных и договорных отношений, а также способов урегулирования конфликтов. Часть вторая - африканская - представляет собой увлекательнейшее путешествие в мир, где правят традиция, ритуал, обычай, - путешествие, украшенное чудеснейшими образчиками туземной мудрости. Однако литературные достоинства изложения - всего лишь форма по отношению к сложному и многообразному содержанию, полученному в результате кропотливой работы по сбору, обобщению и анализу бесчисленных данных полевых исследований.

И, наконец, часть третья - западноевропейская - вот, действительно, новый и на первый взгляд неожиданный ход для юриста-антрополога. По мнению самого Рулана, "современное западное общество представляет собой обширное поле для применения антропологического метода". Причем "речь идет не о большинстве индивидуумов, находящихся в непосредственных административного рода сношениях с государством". Ибо право официальное - право кодексов, законов, постановлений и указов, преподаваемое на юридических факультетах, - "останавливается на пороге семейного очага, обнаруживаясь лишь в кризисных ситуациях", как, например, развод. Более того, именно для Запада "свойственно наличие множества разновидностей неофициального права, которые регулируют процессы, целиком или частично находящиеся вне контроля государства, но о них учебники умалчивают". В результате разрыв между реальностью и официальным правом в некоторых областях оказался слишком очевидным. И именно юридическая антропология призвана обращать на этот разрыв внимание, своевременно и достоверно описывая любые проявления неофициального права.

Другая представляемая читателю книга с симптоматичным названием "Закон и жизнь" явилась плодом нашего отечественного "круглого стола", проведенного в Институте этнологии и антропологии РАН под вывеской "Правовой плюрализм в современной России". Этот сборник статей может послужить неплохим продолжением "Юридической антропологии" Рулана с пометкой "russe".

Действительно, далеко на каждое государство на современной политической карте мира может похвастать таким колоссальным количеством нерешенных юридико-антропологических проблем. Сюда можно отнести и многонациональный состав государства, и сильнейшую дифференциацию в уровне правосознания и культурного развития. Добавьте сюда наследство тоталитаризма, которое не одно десятилетие дамокловым мечом будет нависать над нашими головами.

Материалы сборника можно условно разделить на четыре части: юридико-лингвистические аспекты из области истории права, теоретические проблемы соотношения права и закона, практические проблемы правового плюрализма на Северном Кавказе и в среднеазиатских государствах и, наконец, проблемы обычно-правового и государственного регулирования традиционного природопользования.

Хочу предупредить, что профанному читателю, изнеженному литературными изысками Рулана, зубодробительный "научный" стиль некоторых авторов сборника мгновенно набьет оскомину. Однако наиболее дотошные получат-таки моральную компенсацию. Ибо вряд ли найдется человек, который положа руку на сердце скажет, что обширная полемика во вопросу многобрачия в некоторых уголках нашей страны сможет оставить его равнодушным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1439
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
718
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3775
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2926

Другие новости