0
1431
Газета Антропология Интернет-версия

08.05.2001 00:00:00

Этрусский ковчег

Тэги: Наговицын, Этруски, Мифология, религия


Алексей Наговицын. Этруски. Мифология и религия. - М.: Рефл-бук, 2000, 469 с.

ПОМНИТСЯ, у нашего школьного историка была интересная теория развития мировой цивилизации. Не знаю, выдумал ли он ее сам или вычитал из какого-нибудь никому не известного научного трактата. "Да-с, - говаривал Дмитрий Петрович, в задумчивости поглаживая подбородок, - так вот, когда-то, еще до Троянской войны, на Пелопоннесе жила одна основная нация - пеласги. Они трудились в поте лица на своих полях, пасли скот, возводили городские стены, осваивали ремесла. Конечно, у них случались войны, но это были войны не совсем серьезные, вялые и недолгие. Все у них было тихо и спокойно. И вдруг┘ - тут Дмитрий Петрович делал патетическую паузу. - На Пелопоннесе появились новые люди, ни в малой степени не похожие на пеласгов. Это были кочевники, которые сами ничего не производили. Они привыкли получать все в бою с такими, как пеласги. Эти люди были прекрасны телом, высоки и стройны, их глаза были голубыми, а волосы сияли, как солнце. Их песни были красивы и протяжны, и многие среди них были поэтами. Их называли ахалявы". Из дальнейшего рассказа выяснялось, что именно ахалявы разрушили Трою, построили Рим, а в конечном счете перебрались на северо-восток. Сейчас наиболее близки к ахалявам по крови русские.

В этой удивительной теории многое смущало: в первую очередь, конечно, само слово "ахалявы", приобретенное этим народом, видимо, из-за привычки получать все на халяву.

Так вот, к чему я все это рассказываю: эта странная и абсурдная теория, плод воображения школьного учителя, странным и удивительным образом напоминает многие модные нынче теории исторического развития.

Книга Наговицына начинается с утверждения, что автор собирается вступить в полемику с одной из таких теорий, которая утверждает, что "этруски - это русские". На самом деле по прочтении выясняется, что это как раз и не входило в планы автора. Не утверждая, конечно, что этруски и русские это одно и то же, Наговицын пытается выявить то общее в религии, культуре, даже государственном устройстве, что их объединяет. Алексей Евгеньевич создает всеобъемлющую картину общества этрусков. Он описывает этрусский пантеон, городское устройство, магию чисел и многое другое. Более того, будучи кандидатом психологических наук, он предпринимает попытку описать все это изнутри, с точки зрения этруска. Должна признаться, читается все это достаточно интересно. Проблема заключается в том, что при чтении не покидает вопрос: неужели об этрусках действительно известно так много. Не являясь специалистом в истории Древнего мира, я могу только высказать некоторое удивление. Понятно, что сохранились какие-то произведения искусства, захоронения, упоминания древних историков, но, как мне кажется, всего этого недостаточно, чтобы рассказывать об этом народе так подробно и так уверенно. Подробнейшее описание этрусского пантеона занимает в книге более двухсот страниц. При всей эрудиции автора такой подробной информации ему просто было неоткуда взять.

Далее пресловутая связь этрусской и славянской культур. Разумеется, автор объединяет этрусков не только с русскими, но и с греками, римлянами, финикийцами и др. Просто славяне в этом отношении представляют для Наговицына наибольший интерес. Сравнивает он в первую очередь мифы и ритуалы этрусков и древних славян. Не говоря уже о том, что и этрусская и славянская мифология не слишком хорошо изучены за недостатком материала, следует отметить, что сходство ритуалов или мифов вовсе не обозначает родственность культур. Тут мы вступаем в область, которой занимается антропология. И здесь можно найти немало примеров того, что никогда не соприкасавшиеся культуры обладают похожей мифологией или ритуалами. Например, значимость порога признается не только этрусками и русскими, но и рядом племен северной Америки. Ритуальная проституция, наличие которой, согласно Наговицыну, является одним из доказательств родственности этрусков и лидийцев, до сих пор существует в некоторых княжествах Индии (или индусы и этруски тоже родственные народы?). Священная гора - один из самых распространенных мотивов мифологии. Он есть у народов, пути которых вряд ли когда-либо пересекались. Что же касается переселения духа предка в маску (куклу, идола и др.), то это едва ли не самое распространенное верование в архаическом обществе. Тут есть два выхода: либо утверждать, что именно от этрусков есть пошла вся человеческая цивилизация, включая австралийских аборигенов, либо найти какой-то другой подход к этому вопросу. Ну, почитать эволюционистов, структуралистов, Леви-Строса, Фрэзера, в конце концов.

Впрочем, нужно ли это? Ведь тогда все волшебство этой книги пропадет. Останется пусть более близкая к истине, но и гораздо более сухая и скупая теория. Пусть лучше автор оставит все как есть и предоставит читателю наслаждаться его эрудицией, умом и великолепной фантазией. Ведь всего этого у книги не отнять. А истина┘ Все равно история - наука не точная. Вот про ахалявов тоже было очень интересно слушать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1041
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2898
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1626
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1995

Другие новости