0
1346
Газета Архитектура Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Сквознячок глобализма

Тэги: коолхаас, архитектор, голландия


- ГОСПОДИН Коолхаас, вы известны как автор выражения "Fuck the context!". Каково было иметь Лас-Вегас в виде контекста для проектирования?

- Это было ошеломляюще. Американский коммерческий вернакуляр, квинтэссенцией которого является Лас-Вегас, - безумно сильная по своей образности и витальной силе вещь. Ее жизненность и успешность показывает, насколько узки рамки того, что принято считать архитектурой в традиционном понимании. Бороться с ней нельзя - съест. Даже дистанцироваться от нее можно, только приняв ее правила игры. Поверив, что ли, в нее.

- Но ваши лас-вегасские вещи сильны как никогда. И кроме того, они разительно отличаются от своего окружения.

- Это потому, что я не делал здесь архитектуры. Я проектировал подчиненные своей функции музейные пространства. Нет, лучше сказать - выставочные машины.

- В таком случае объясните принцип их действия.

- Галерея "Эрмитаж - Гуггенхайм" - "Коробка драгоценностей" - представляет собой коробку из стали кортен, которая сделана для того, чтобы защитить высокое искусство от внешнего "низкого" окружения. Здесь же казино в двух шагах! Другая цель - создать пространство, которое было бы настолько не похоже на все то, что рядом, чтобы человек, переступая порог, оказывался в другом времени и месте.

"Большая коробка" антагонистична малой. Она вся открывается: боковая стена целиком отъезжает, перекрытия могут изменять высоту, сквозь окно в потолке можно спускать гигантские объекты искусства - с помощью вертолета. Теоретически здесь можно смонтировать все, вплоть до четырехэтажных экспозиций. Ну и кран, конечно, тридцатипятитонный под потолком. Он везде ездит и все может поднять. В отличие от "Коробки драгоценностей", рассчитанной на ограниченное количество шедевров, этот зал может принять в себя любые объекты.

- Не кажется ли вам, что размещение в "Большой коробке" в качестве первой выставки "Искусства мотоцикла" с фирменными загогулинами Фрэнка Гери - не слишком удачный ход? Зал так хорош, что в нем и на Дональда Джадда не скучно было бы смотреть.

- Есть немного. Но, во-первых, Фрэнк - amigo, а во-вторых... Все ведь хорошо?

- Ну да, даже очень. Просто ваши архитектуры несколько противоре┘

- (Не дослушивая.) В таком случае это доказывает универсальность созданной мною машины. Здесь действительно можно выставлять все.

- Ваша архитектура обыкновенно груба. Чем вы это объясните?

- Мощная, почти скульптурная деталь - средство сохранения архитектурной идентичности в эпоху глобализации.

- В своей речи вы говорили, что "Лас-Вегас - единственный в своем роде город взаимодействия частного и общего, где стал возможен брак между высокой и низкой культурами". Не кажется ли вам, что на этом американском празднике жизни европейская культура выглядит бесприданницей, а брак, строго говоря, неравный?

- Во-первых, пятьдесят полотен постимпрессионистов - это не то чтобы не приданое. А во-вторых, я ведь дал ей великолепный сейф - ту самую "Коробку драгоценностей". Сейф, где она будет save (спасена).

- К вопросу о глобальной сети. На открытии ваших музеев презентовался еще и сайт www.guggenheim.com Хани Рашида. Влияет ли на вас виртуальная реальность?

- Нет. То есть в той же степени, как и на остальной мир. Значит, да. Естественно, волей-неволей сталкиваешься с компьютерными образами - как при проектировании, так и в повседневной жизни. Но я не работаю на компьютере, не вижу там формы и не интересуюсь видеоиграми. Наш мир кажется мне настолько интересным сценарием, что грех искать ему подмену. Глобализация - это бесконечно интересный процесс организации материи в любых ее проявлениях: от информации до физических структур, коими являются здания.

- Вас часто определяют как неомодерниста. Пусть это и условный термин, но в чем отличие модернизма современного от интернационального стиля?

- Современный глокальный (термин, соединяющий противоположные аспекты архитектурной практики - глобальный и локальный) модернизм работает более широко. Мы не хотим, чтобы всем или везде было ОДИНАКОВО хорошо. Мы пытаемся создавать пространства, где человек любой культуры, религии или направления мысли чувствует себя ХОРОШО.

- И какими же методами это достигается? Ведь попытка напичкать здание различной культурной начинкой чаще всего превращает его в постмодернистский компот или эклектический пирог.

- Мы не делаем ничего сладкого. Скорее жесткие, но подвижные телескопические рамы. Современная архитектура предоставляет своему пользователю и обитателю большую вариативность пространств, а значит - свободу выбора. Но все это лишь ячейки для размещения личного культурного багажа.

- То есть наш мир - вокзал?

- Нет. Скорее аэропорт.

- Последний вопрос. Чего, на взгляд Рэма Коолхааса, не хватает современной архитектуре?

- Интуиции.

Лас-Вегас-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1621
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2552

Другие новости