ОДНИМ из важных событий МАКС-99 стало подписание германским концерном "ДАСА", российскими ВПК "МАПО" и госкомпанией "Росвооружение" заявления о намерении создания предприятия по модернизации истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении государств бывшего Варшавского договора. Еще в 1994 г. этими организациями был создан концерн МАПС, который занимался доведением самолетов, доставшихся люфтваффе в наследство от Народной армии ГДР, до стандартов НАТО. К этому времени фирма "ДАСА" уже накопила некоторый опыт в ремонте МиГ-29, которые эксплуатировались в ВВС ФРГ с 1991 г. Теперь МАПС займется обновлением парка этих машин в Центральной и Восточной Европе. Последняя подпись под совместным заявлением "ДАСА", ВПК "МАПО" и "Росвооружения" была поставлена несколько недель назад, однако объявить о достигнутой договоренности эти компании решили именно в дни проведения МАКС-99.
В МАПС половина капитала принадлежит фирме "ДАСА", другая - двум российским компаниям. Совместный проект обещает быть довольно выгодным. Во всяком случае, ни российская, ни немецкая стороны не хотят, чтобы проблемой обновления ВВС новых и потенциальных членов НАТО из Восточной Европы занялись США. По словам президента компании МАПС Хорста Мюклея, "мы не хотим, чтобы американцы дарили этим странам свои самолеты, мы хотим заключать с ними сделки и получать выгоду".
МАПС должна модернизировать 120-130 самолетов Польши и Венгрии, уже вступивших в НАТО, а также Словакии, Болгарии и Румынии. После модернизации МиГи этих стран будут служить как минимум до 2015 г. Дальнейшим развитием МАПС может стать присоединение к этой компании в качестве международного члена группы национальных предприятий бывших соцстран, которые также будут участвовать в работах по усовершенствованию и последующему обслуживанию МиГ-29.
Минимальный обязательный набор операции, уже произведенный на немецких истребителях: установка натовской системы опознавания "свой-чужой", увеличение дальности действия за счет дополнительных топливных баков и установка навигационных систем GPS и ТАКАН. Российская сторона готова предоставить многоуровневую программу модернизации, конечным пунктом которой может стать доведение МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ, - все зависит от финансовых возможностей заказчика. В начале сентября эксперты МАПС приступят к рассмотрению конкретных предложений стран, эксплуатирующих МиГи.
Еще одно возможное направление деятельности "Росвооружения" и ВПК "МАПО" в Центральной Европе - обновление авиапарка Австрии. ВВС этой страны имеют на вооружении 24 истребителя J-35ОЕ "Дракен", закупленных в Швеции в середине 1980-х гг. "Дракены" можно назвать уже безнадежно устаревшими машинами - первый вариант этого самолета был принят на вооружение шведских ВВС в 1960 г., и уже несколько лет Австрия занимается изучением вопроса обновления своего авиапарка. Сейчас уже намечены основные претенденты на роль нового основного боевого самолета для ВВС этой страны, одним из которых является МиГ-29. Его шансы некоторые эксперты оценивают как довольно высокие, поскольку рассматривается вариант оплаты поставок в счет взаимозачетов по долгам. Представители "ДАСА" заявляют о своей поддержке возможной поставки МиГов Австрии.