ПОДРОБНОСТИ
Результат воздействия фугасного предзаряда тандемной БЧ на контейнер встроенной ДЗ: задний план - пробоина в 15-мм крышке контейнера и оторванная по сварке донная часть; передний план - элементы ДЗ без ПВВ, зоны, свободные от ПВВ, образовались от соударения выбитой из 15-мм экрана "пробки" с элементами динамической защиты. |
Комплексная защита современных танков обеспечивается маскировкой в видимой, тепловой, радиолокационной и других частях спектра, а также стойкостью броневой конструкции с использованием металлических, неметаллических материалов и даже взрывчатых веществ, а также другими мероприятиями. Однако слабое бронирование крыши, днища и бортов является главным недостатком их классической компоновочной схемы. Резкий рост эффективности новых БЧ ПТУР и БПС привел танкостроителей к созданию динамической защиты (ДЗ), в конструкции которой используются пластичные взрывчатые вещества (ПВВ). Сегодня ДЗ стала играть определяющую роль в повышении параметров защиты танков от различных средств их уничтожения.
Напомним, что динамическая защита представляет собой стальные контейнеры, в которых размещены плоские элементы ДЗ, состоящие из слоя пластичного взрывчатого вещества, заключенного между двумя стальными пластинами.
Взаимодействие динамической защиты с кумулятивной струей противотанкового боеприпаса можно представить следующим образом:
- головная часть струи пробивает корпус ДЗ и инициирует слой ПВВ;
- образовавшиеся продукты взрыва вызывают разлет стальных пластин;
- при подходе кумулятивной струи под углом движущиеся стальные пластины осуществляют непрерывное боковое воздействие на проходящие части струи;
- боковое воздействие пластин вызывает разрушение кумулятивной струи, чем достигается резкое снижение ее бронепробивного действия.
Для борьбы с танками, оснащенными ДЗ, были созданы ПТУР с тандемными БЧ. По замыслу разработчиков, первый по ходу движения ракеты кумулятивный заряд или предзаряд (ПЗ) обеспечивает инициирование ПВВ в динамической защите, а второй - основной (ОЗ) - срабатывает через период времени, достаточный для ухода стальных фрагментов ДЗ с траектории кумулятивной струи. В результате ОЗ воздействует на "голый" корпус бронецели. Типовая компоновочная схема отечественных ПТУР с тандемной БЧ представляет следующую последовательность: аппаратурный отсек с органами управления и ПЗ, маршевый двигатель (с каналом для прохождении кумулятивной струи ОЗ), основной заряд, приборный отсек. Главный недостаток такой схемы - отсутствие неконтактного взрывателя, обеспечивающего необходимую временную задержку между подрывами ПЗ и ОЗ, что позволило бы более надежно преодолевать ДЗ.
Для повышения защищенности отечественных танков в 1983 г. на них (Т-64БВ, Т-72АВ, Т-72С, Т-80БВ) была установлена навесная динамическая защита, предназначенная для борьбы в основном со старыми боеприпасами, имеющими один кумулятивный заряд. Но навесная ДЗ оказалась совершенно неэффективной при обстреле танков БПС. Поэтому в 1985 г. завершилось создание встроенной ДЗ, которая позволила бороться как с кумулятивными боеприпасами, так и с БПС. Она была установлена на танках Т-72Б, Т-80УД, а затем и на Т-90.
Почему навесная динамическая защита неэффективна против БПС? Требования к взрывчатым веществам, которыми снаряжаются элементы ДЗ - не детонировать при простреле пулями, малокалиберными снарядами и осколками, - обусловили использование малочувствительных ПВВ. По этой причине пластичные взрывчатые вещества детонируют в результате воздействия только головных участков кумулятивной струи, которые из-за их большой скорости (10 км/с) обладают энергетическими параметрами, способными вызвать детонацию. Бронебойный подкалиберный снаряд при взаимодействии с блоком навесной ДЗ с ударной скоростью порядка 1500 м/с не способен вызвать детонацию взрывчатого вещества. Проблема борьбы с БПС с помощью динамической защиты решалась путем замены верхней крышки контейнера толщиной 3 мм на 15 мм из стали высокой твердости (очень хрупкой). Появился новый механизм возбуждения детонации ПВВ в элементах ДЗ. При взаимодействии БПС с крышкой из хрупкой стали образуется мощный поток осколков, который и является причиной детонации.
При экспериментальной отработке встроенной ДЗ наших танков использовались отечественные БПС, которые отличаются по своим характеристикам от зарубежных, имеющих меньшую начальную скорость и большую массу. При низких начальных скоростях западные снаряды будут иметь меньшие ударные скорости взаимодействия с встроенной динамической защитой. Сформированные осколочные потоки не обеспечат детонацию ПВВ, т.е. низкоскоростные БПС будут свободно преодолевать ДЗ. Таким образом, создана встроенная динамическая защита от своих снарядов, а то, как она будет защищать от зарубежных боеприпасов, требует объективной проверки.
Есть мнение, что излишне беспокоиться о защите отечественных танков благодаря наличию в их боекомплекте ПТУР с дальностью стрельбы 4 км. У зарубежных танков они отсутствуют, а имеющиеся БПС могут применяться по нашим бронемашинам только с дальности порядка 2 км. Но использование 125-мм танковой пушки в качестве пусковой установки накладывает на конструкцию ракеты ряд нежелательных дополнительных ограничений, снижающих ее боевые и эксплуатационные характеристики. Главной из них является калибр пушки, который в основном и определяет величину бронепробиваемости боевой части противотанковой управляемой ракеты.
Обязанности по борьбе с танками на поле боя с помощью ПТУР страны НАТО возложили на самоходные и вертолетные противотанковые ракетные комплексы, калибр БЧ у которых достиг уже 150-180 мм, с бронепробиваемостью 1000-1200 мм. У отечественных танковых ПТУР этот показатель составляет 700 мм. Поэтому фронтальные фрагменты защиты (даже без ДЗ) новейшего представителя семейства танков "Абрамс" М1А2 с противокумулятивной бронестойкостью, равной 850 мм, не будут пробиваться кумулятивной струей боевой части отечественных ракет.
Между тем гипотетическая дуэль российских танков с западными продолжает широко рекламироваться со счастливым концом в нашу пользу. В реальных же условиях отечественные бронемашины будут подвергаться мощному огневому воздействию авиации и ракетных систем залпового огня еще задолго до их боевого соприкосновения с танками противника. На поле боя это воздействие усилится за счет адресного применения различного типа новейших противотанковых средств.
И, наконец, эффективность стрельбы определяется не только параметрами дальности и точности, но и поражающим действием боеприпаса по цепи. Противотанковые ракеты 9М128, 9М119М, входящие в боекомплект наших танков, оснащены тандемными боевыми частями, которые в определенных условиях не преодолевают динамическую защиту зарубежных машин (см. "НВО" N 31, 1999 г.). Таким образом, присутствие в боекомплекте наших танков противотанковых ракет с невысокой эффективностью требует:
- переоценки эффективности танковых ПТУР с выработкой решений по оптимальному составу боезапаса и повышению его могущества;
- разработки плана мероприятий по повышению параметров защиты отечественных танков с учетом развития противотанковых средств НАТО.
Вернемся к штатной встроенной ДЗ наших танков, которая преодолевается:
- зарубежными ПТУР, в которых благодаря неконтактному взрывателю обеспечивается либо предконтактный подрыв предзаряда (ПТУР PARS-3) на расстоянии нескольких метров до цели, либо осуществляется отстрел предзаряда (ПТУР НОТ-2Т), что обусловливает после подрыва ДЗ уход с траектории кумулятивной струи ОЗ всех разлетающихся стальных фрагментов; предконтактный подрыв и отстрел предзаряда позволяют увеличить временную задержку между подрывами ПЗ и ОЗ, что создает благоприятные условия действия кумулятивной струи по совершенно "голой" броне;
- тандемной БЧ, в состав которой входит сплющивающийся фугасный предзаряд, обеспечивающий своим воздействием создание в ДЗ зоны, свободной от ПВВ без его детонации, следовательно, в этом случае отсутствуют метаемые взрывом фрагменты ДЗ, воздействующие на кумулятивную струю ОЗ;
- штатными зарубежными БПС, имеющими невысокие ударные скорости.
Таким образом, встроенная ДЗ российских танков не соответствует новым требованиям по обеспечению защиты. Думается, что настала пора для разработчиков заняться ее серьезной доработкой.
Представленные соображения позволяют констатировать, что, во-первых, одновременное использование странами НАТО вместе с танками специализированных высокоэффективных самоходных и вертолетных противотанковых ракетных комплексов, поражающих бронецели на дальностях до 10 км, обусловило опережающий по поражающему действию уровень развития этого вида вооружения, и, во-вторых, требуется незамедлительное совершенствование защиты отечественных танков, поскольку появление у нас бронемашины следующего поколения с более мощной защитой и вооружением в ближайшее десятилетие не предвидится.
Какие же мероприятия необходимы для повышения защищенности отечественных танков? В условиях острейшего дефицита возможностей по массово-габаритным характеристикам основным направлением остается совершенствование ДЗ. Одним из перспективных вариантов может быть размещение на бронемашинах тандемной динамической защиты, которая представляет конструкцию с двумя разнесенными рядами элементов ДЗ. Первый ряд нейтрализует действие ПЗ тандемной БЧ, второй уменьшает глубину проникновения кумулятивной струи ОЗ на 50-70%. Важнейшим направлением защиты крыши башни и моторно-трансмиссионного отделения может быть использование сочетания встроенной ДЗ и активной защиты или "козырька" с ДЗ. Принцип действия активной защиты состоит в том, что с помощью радиолокационных средств, установленных на танке, обнаруживается подлетающий боеприпас, на который оказывается воздействие с помощью создания на его пути высокоскоростного осколочного потока для его разрушения. Одновременно необходимо совершенствовать защитные системы, действующие на аппаратуру управления зарубежных противотанковых управляемых боеприпасов при их подлете.