0
3018
Газета Вооружения Интернет-версия

15.10.1999

Призраки в океане

Тэги: стелс, флот


"ОБНАРУЖЕН - значит уничтожен": это утверждение становится универсальным алгоритмом, определяющим тенденции развития средств вооруженной борьбы. Отсюда следует, что "шапка-невидимка" становится более эффективной защитой, чем мощная броня. Первыми это осознали авиаторы. Теперь за ними потянулись моряки и сухопутчики.

ОТ "НОЧНОГО ЯСТРЕБА" К "МОРСКОМУ ПРИЗРАКУ"

Корабль-призрак "Си Шэдоу" ВМС Соединенных Штатов на ходовых испытаниях.
Фото из журнала "Наваль Форс"
Специалисты американской корпорации "Локхид-Мартин" сконструировали и построили опытное судно-невидимку "Си Шэдоу", что означает "Морской призрак". Надводная часть этого весьма необычного корабля опирается на два узких подводных корпуса, что позволяет уменьшить сопротивление морских волн, а значит, и свести до минимума демаскирующий кильватерный след. Несущие конструкции, соединяющие под углом в 45 градусов надводный корпус с подводными, не только повышают поперечную устойчивость судна, но и снижают его эффективную площадь рассеивания (ЭПР) - характеристику радиолокационной заметности. Особая структура металлического корпуса заставляет луч корабельных и авиационных радиолокационных станций (РЛС) не возвращаться назад, а как бы отскакивать в сторону. Носовая и кормовая оконечности тоже сделаны с таким расчетом, чтобы "отпасовывать" радиолокационные лучи. Плюс к тому специальный радиопоглощающий состав, покрывающий места сопряжения конструкций корпуса (эти неровности - главные источники радиолокационной заметности).

Специалисты "Локхид" не случайно взялись за создание "Си Шэдоу". Именно этой корпорацией был сконструирован первый в мире серийный истребитель по технологии "стелс" - F-117A "Найт хок" ("Ночной ястреб"). Правда, они без напряжения обнаруживаются РЛС метрового диапазона, что и послужило вероятной причиной потери самолета такого типа во время войны на Балканах.

Заметим, однако, что антенны РЛС метрового диапазона имеют значительные габариты. Развернуть их на земле не составляет проблемы, а вот разместить на кораблях сравнительно небольшого водоизмещения и эксплуатировать в штормовых условиях - крайне затруднительно.

НЕПОХОЖИЙ НА ВСЕ ПОХОЖЕЕ

Фрегат "Лафайет", созданный по технологии "стелс" для военно-морских сил Франции.
Фото DCN

Первыми начали строить корабли-невидимки отнюдь не американцы. Ведь "Си Шэдоу" - экспериментальное судно, не имеющее вооружения. А лидерство захватили французы. Их фрегат "Лафайет" в отличие от американского "Призрака" имеет традиционную компоновку: у него один корпус, надстройка, мачты... И тем не менее он так же необычен, как и "Си Шэдоу". К нему применима формула "не похож на все похожее". Верхняя часть корпуса "Лафайета" завалена к палубе, все сопряжения элементов конструкции закруглены. Значительная часть антенных устройств скрыта в обтекаемых мачтах. И вообще все, что можно, из наружного оборудования спрятано в подпалубном пространстве и надстройке, сделанных из радиопоглощающих композиционных материалов, покрытых краской, "смазывающей" радиолокационный сигнал. В результате эффективная площадь рассеивания у "Лафайета" (водоизмещением в 3600 тонн) оказалась такой же, как у 500-тонного патрульного корабля.

Французы приобрели для своего флота пять фрегатов типа "Лафайет". Три из них - в строю, а два - в постройке. Появился спрос и на внешнем рынке. Шесть кораблей заказал Тайвань и три - Саудовская Аравия. Окрыленная успехом, французская государственная компания DCN, чьи специалисты конструировали "Лафайет", с прошлого года предлагает потенциальным зарубежным покупателям новинку - корвет-"стелс" проекта ССХ21, т.е. корвет XXI в. К корветам, однако, эта невидимка может быть причислена с большой натяжкой, поскольку ее водоизмещение составляет около 3000 тонн, в то время как у ныне существующих кораблей данного класса (малых сторожевых кораблей) оно не превышает 1500 тонн. Здесь есть элемент рекламной уловки: современные фрегаты дорого стоят, и само слово "фрегат" отпугивает потенциальных покупателей.

ССХ21 не только вобрал в себя все самое лучшее от "Лафайета", но и многое прибавил. Претерпела изменения подводная часть корпуса: носовая оконечность приобрела узкие очертания гоночных яхт типа "тримаран", что позволит ССХ21 развивать и поддерживать высокую скорость в 30 узлов при существенно уменьшенном уровне шумов. Выхлопные газы двигателя пройдут через охладители, дабы уменьшить инфракрасную заметность.

Превзойдет ССХ21 "Лафайета" и по боевой мощи. Корвет получит новейшие сверхзвуковые противокорабельные ракеты ANF дальностью стрельбы в 180 километров, а также франко-германские ракеты "Полифем" с волоконно-оптической системой наведения (на конечном этапе оператор будет видеть цель на телевизионном экране и корректировать полет снаряда), которые способны поражать противника на дистанции 40 километров. Противовоздушную оборону обеспечат 32 зенитные ракеты "Астер" и "Кроталь", запускаемые из вертикальных подпалубных шахт. Вертолет и торпедные аппараты призваны бороться с подводными лодками. Весь этот арсенал дополняют автоматические универсальная и зенитные пушки. Уступит ССХ21 "Лафайету" лишь в дальности плавания (6000 и 9000 миль соответственно). Однако и цена его наверняка окажется больше первенца-невидимки. А это неизбежно скажется на объемах продаж.

С подобной проблемой уже столкнулись американцы. Построив для Израиля три малозаметных корвета типа "Эйлат" (проект Saar V), они попытались предложить эти корабли другим странам. Однако заказов на эти слишком дорогие корабли, приобрести которые Израилю позволила программа военной помощи со стороны США, не последовало.

КОРВЕТ ИЗ НИТОК В ТЕНИ БЕРЕГОВ

Самый пристальный интерес корабли-невидимки вызывают у наших северных соседей - скандинавов. Особенно преуспели шведы. В 1993 г. в состав шведских ВМС вошел экспериментальный ракетный катер "Смюге" на воздушной подушке скегового типа (воздушная подушка создается между жесткими стенками по бортам - скегами). При водоизмещении в 140 тонн он развивает скорость в 50 и более узлов. Вооружение: две противокорабельные ракеты, автоматическая 40-мм артиллерийская установка, два торпедных аппарата. Но "изюминка" катера - не в вооружении и высокой скорости, а в малой заметности.

"Смюге" архитектурными изысками не блещет. Она напоминает черепаху, способную, правда, передвигаться со стокилометровой скоростью. Внутри низкого корпуса и горбатой сглаженной надстройки находятся выдвижные ракетные установки, мачта, антенны связи и РЛС. Как и положено, у "черепахи" есть "панцирь" - корабль покрыт радиопоглощающим материалом. На воздухозаборниках - противорадарная сетка. Трехслойная обшивка не выпускает инфракрасного излучения. Испытания "Смюге" прошли успешно. И было принято решение построить для ВМС Швеции серию малозаметных корветов (проект YS 2000) из 14 единиц. Головному, который достраивается в Карлскруне, дали название "Висбю". Как нетрудно догадаться, корвет многое перенял от "Смюге". Но конструкторы отказались от воздушной подушки по причине того, что водоизмещение корабля возросло до 600 тонн. У "Висбю" - узкий "граненый" корпус. И сделан он... из ниток. Это новинка в стелсовских технологиях. Корпус и надстройка формируются из склеенных жгутов углеродного волокна. Каждый жгут толщиной около сантиметра состоит из 12-24 тыс. отдельных нитей. Углеродные материалы сами по себе являются "поглотителями" радиоволн, но у "Висбю" нитки еще и закручены, что позволяет "распылять" сигналы РЛС. Обычный корабль длиной 60-80 метров в хорошую погоду обнаруживается радиолокатором на расстоянии 50 километров, а при плохой - 25 километров. Для кораблей-"стелсов" эти дистанции уменьшаются до 22 и 13 километров соответственно. А "Висбю" РЛС "разглядит" на спокойном море не дальше 11 километров и 8 километров - в штормовом.

Корветы типа "Висбю" планируется строить двумя сериями. Первая из четырех единиц предназначена преимущественно для противолодочных и противоминных операций, а вторая - для наступательных, ударных. Корабли вооружаются противокорабельными и зенитными ракетами, торпедами. В корме оборудована вертолетная площадка. Для придания "невидимости" 57-мм автоматическому артиллерийскому орудию его ствол в походном положении опускается вниз, утапливаясь в башне, и закрывается шторками.

Шведы очень хотят продавать корветы типа "Висбю" другим странам. Концерн "Цельсиус" на международных выставках вооружений и на страницах военно-морских журналов ведет агрессивную рекламную кампанию под девизом "Висбю" - истинно невидимый корабль". Многие эксперты соглашаются с такой оценкой. И не только потому, что в проекте YS 2000 воплощены самые передовые стелсовские технологии. Сам театр, на котором предстоит действовать корветам типа "Висбю", способствует незаметности. Балтийское море с многочисленными островами, шхерами, фьордами, ломаной береговой линией "сводит с ума" радары. Классический тому пример - эпопея советской подводной лодки С-363, которая в октябре 1981 г. в буквальном смысле слова заблудилась в Балтийском море. Но в открытых акваториях новым корветам вряд ли удастся в полном объеме реализовать уникальные стелсовские ноу-хау. Впрочем, эти корветы и не годятся для изнурительной океанской службы. Водоизмещение не позволит (оно в пять раз меньше, чем у французского корвета ССХ21). Зато там, где много островов, где узкие проливы, корабли проекта YS 2000 придутся кстати. И шведы делают ставку прежде всего на государства Юго-Восточной Азии, которые соответствуют этим условиям.

Другая скандинавская страна, богатая фьордами, - Норвегия в военном кораблестроении тоже делает упор на малозаметность. После передачи флоту девяти тральщиков на воздушной подушке типов "Оксен" и "Альта" с элементами технологий "стелс" верфь "Квернер Мандал" построила 220-тонный ракетный катер на воздушной подушке "Скельд" (проект SMP 6081), на котором "невидимые" технологии использованы в гораздо более полном объеме. Однако решение о заказе серии таких кораблей пока не принято. Если испытания подтвердят расчетные характеристики, то будут закуплены еще шесть SMP 6081.

МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ РАБОТАЮТ НА ЭКСПОРТ

А вот британцы до сих пор не построили ни одного корабля-невидимки. Зато на международных выставках военно-морских вооружений они предлагают широкую гамму проектов. Компания "Бритиш Аэроспейс", например, проект корвета "Когуар", фирма "Ярроу", недавно перешедшая под контроль электронной корпорации "Маркони", - еще один проект корвета-"стелс". Технологии, в них заложенные, близки к тем, что реализованы на французском "Лафайете".

Наиболее радикальным признан проект корабля "Си Рэйт" ("Морское привидение", или, если угодно, тот же "Морской призрак") фирмы "Воспер Торникрофт". "Обтекаемая" для лучей радиолокаторов носовая оконечность снижает и сопротивление морских волн. Через систему магистралей под давлением разбрызгивается вода - завеса из мельчайших капель, уменьшающая тепловое излучение и создающая помехи высокочастотным радарам. Финансировать строительство "Си Рэйт" пока желающих не нашлось.

Специалисты другой известной западноевропейской кораблестроительной державы - Голландии - нашли решение похожей инженерной головоломки. Проект экзотического катамарана-невидимки компании "Ройял Шельде" имеет реальный прототип - скоростной пассажирский паром, который эксплуатируется в Северном море. Его сглаженная надстройка простирается от носа до кормы, накрывая оба корпуса. В военном варианте надстройка срезана в кормовой части, где размещается вертолетная площадка.

Компания "Ройял Шельде" разработала и предлагает зарубежным заказчикам проекты целого семейства корветов-"невидимок" "Си Эрроу".

Как видим, ведущие военно-морские державы, за исключением Франции, не спешат обзаводиться кораблями-"стелс", но энергично предлагают их на экспорт. Не является ли "невидимость" модным поветрием? Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим: английское слово "stealth" означает вовсе не "невидимость", а "скрытность", что, согласитесь, не одно и то же. К скрытности военные моряки стремились всегда. Старались подобраться к неприятелю или оторваться от него, спрятавшись в тумане или за пеленой дождя. Перед боем хотели занять такую позицию, чтобы солнце светило в глаза врагу и т.д. В Первую мировую войну появились камуфляжная раскраска и дымовая завеса. Эти методы обеспечения малозаметности не утратили своего значения и поныне, хотя радары и гидроакустические станции значительно снизили эффективность подобных ухищрений. Появление противокорабельных ракет востребовало новых средств защиты. Значительное развитие получили зенитное оружие (ракетное и артиллерийское), средства радиоподавления и создания тепловых помех. Но всему есть предел. По мнению не только отечественных, но и зарубежных экспертов, от таких российских высокоскоростных маневрирующих противокорабельных ракет, как "Москит", "Яхонт" и ЗМ-54Э1 комплекса "Клаб", практически нет спасения. При благоприятном стечении обстоятельств и высокой выучке экипажей можно сбить одну атакующую ракету, а при организации зональной ПВО соединения - две. Однако при залповой их стрельбе любая цель обречена. Можно увеличить число активных средств противоракетной обороны. Но это ведет к безудержному росту водоизмещения кораблей и их стоимости. Кроме того, они просто потеряют способность решать другие задачи, кроме самозащиты. Эта проблема и породила повышенный интерес к технологиям "стелс". По мнению ряда зарубежных специалистов, внедрение данных технологий, понижающих радиолокационную, тепловую и акустическую заметность, более эффективно и потребует меньше затрат, чем разработка новых средств обороны.

НАСЛЕДНИКИ "МОНИТОРА"

Но сейчас реализация технологий "стелс" - затея весьма дорогостоящая. Она требует комплексного подхода, необычных технических решений и материалов, создания силовых установок с низким уровнем собственных шумов. В военном кораблестроении обозначилось три направления применения средств малой заметности. Первое - это максимально возможное на сегодняшний день внедрение стелсовских технологий на строящиеся и проектируемые корабли (французские "Лафайет" и ССХ21, шведский "Висбю"). Второе - использование отдельных элементов "невидимости", что вызывается отсутствием достаточных финансовых средств у разработчиков и заказчиков.

К последним относится проект корвета "Мираж" водоизмещением 1200 тонн разработки Исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины при участии польской фирмы "Пертрон". Его архитектура во многом повторяет конструкцию западных кораблей-невидимок. Но отсутствуют противорадиолокационное покрытие, водометные движители и некоторые другие элементы полноценных "стелсов".

И, наконец, третье направление, которого придерживаются ведущие западные военно-морские державы. Оно близко ко второму. Но здесь не идет речь об острой нехватке финансовых средств. Командование ВМС США и других стран НАТО с полным на то основанием считает, что в ближайшие полтора-два десятилетия у них не будет сколько-нибудь серьезных соперников на море. Поэтому спешить некуда и, прежде чем внедрять новшества в полном объеме, лучше семь раз отмерить, а потом уже резать. Отдельные элементы технологий "стелс", зарекомендовавшие себя на "Морском призраке", применяются при строительстве серии эсминцев типа "Орли Берк" и других кораблей ВМС США. Полноценный корабль-невидимку в состав американского флота планируется ввести в 2010 г. Им станет эсминец DD 21. О нем мало что известно в деталях, но, несомненно, в этом корабле найдут воплощение передовые технологии "стелс".

Классификация этого корабля с непривычки режет глаз и ухо. "Land-attack destroyer" - т.е. "эсминец (точнее, истребитель), атакующий берег". Эсминцы, или истребители (так их называли когда-то и в русском флоте), появились в начале века для защиты эскадр от торпедных атак быстрых и маневренных миноносцев. Потом они довольно быстро превратились в универсальные корабли - "рабочие лошадки" флота. Выполняли задачи противолодочной и противовоздушной обороны. В многочисленные функции входил и артиллерийский обстрел берегов неприятеля. У DD 21 эта функция станет главной. Только обстреливать территорию противника с моря невидимка будет преимущественно высокоточными крылатыми ракетами. DD 21 - эдакий монитор XXI в. Судя по опубликованным в американской печати рисункам, он и внешне похож на знаменитый броненосец "Монитор" времен гражданской войны в США. Низкий борт, широкая, практически ничем не загроможденная верхняя палуба, под которой - вертикальные ракетные пусковые установки. В центральной части - многоугольная надстройка со встроенными РЛС и другими радиотехническими средствами. Ствол 155-мм орудия для обеспечения малозаметности сделан трапециевидным. Сама пушка сможет стрелять на 180-200 километров, а наводиться на цель будет с помощью сигналов системы космической навигации.

НА КОНУ - 271 МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ

Подводя итоги, подчеркнем, что корабли-невидимки XXI в. будут отличаться от современных не только малозаметностью, но и системами оружия, радиолокации, связи и навигации, движителями. Другими словами, в военном кораблестроении происходит революционный качественный скачок. В этой связи не выдерживают критики утверждения, будто технологии "стелс" ничего принципиально нового не таят, что они - никчемная и дорогостоящая затея. Первый линкор "Дредноут" тоже, казалось, не содержал никаких сюрпризов. Броня и пушки - практически как у других броненосцев. Да, паровая турбина увеличивала скорость хода, но открытием вовсе не считалась. И все-таки новая компоновка "Дредноута", внедрение на нем самых современных для того времени элементов в одночасье превратили все прочие корабли в устаревшие калоши.

"Малая заметность станет важнейшей характеристикой надводных боевых кораблей будущего", - отмечает начальник военно-морских операций ВМС США адмирал Джей Джонсон. И это будущее не за горами. По прогнозу американской консалтинговой фирмы "Эй-Эм-Ай интернэшнл", мир стоит на пороге бума в военном кораблестроении. До 2013 г. европейские страны НАТО закупят 394 корабля на сумму 97,6 млрд. долл. Чуть поотстанут ВМС США, которые приобретут 260 кораблей на 93,5 млрд. За лидерами потянутся флоты других государств. Всего, по оценкам, в ближайшие 15 лет будет построено 1443 военных корабля общей стоимостью 271,5 млрд. долл. И наверняка весомую часть в этом объеме составят корабли-невидимки. Вовсе не случайно, что в судостроительный бизнес потянулись крупнейшие аэрокосмические корпорации: американские "Локхид-Мартин", "Нортроп-Грумман" и "Боинг-Макдоннел-Дуглас", английская "Бритиш Аэроспейс".

В 1996 г., после завершения парижской выставки Euronaval-96, где впервые были широко представлены стелсовские технологии в кораблестроении, один из ведущих российских конструкторов подводных лодок академик Игорь Спасский заметил по поводу новинок: "В них очень много фантазии, но с этого все начинается". Фантазии нашим конструкторам, давно работающим над технологиями малой заметности, хватает. Им не хватает денег. Вот почему, блистая на международных выставках не имеющими равных образцами ракет и подводных лодок, мы довольно скромно смотримся в сфере надводного судостроения. Хотя, как заявляет другой известный российский кораблестроитель академик Валентин Пашин, "мы владеем всем необходимым в этой области и можем практически реализовать технологии "стелс" в любом из проектов".

Подтверждением его словам служит сообщение ИТАР-ТАСС о том, что в 2000 г. начнется постройка экспортного корвета "Скорпион", который разработан в Центральном морском конструкторском бюро (Санкт-Петербург) с использованием технологии обеспечения малозаметности. Новый корабль водоизмещением 470 тонн будет нести невиданное для корветов ракетно-артиллерийское вооружение. Основное противокорабельное оружие "Скорпиона" - четыре сверхзвуковые ракеты "Яхонт" (подробнее о них см. "НВО" #35, 1999 г.). ПВО корабля будут обеспечивать два ракетно-артиллерийских комплекса "Каштан".

"Скорпион", за право строить который сейчас борются несколько верфей, предназначен для замены широко поставлявшихся на экспорт ракетных катеров проекта 1241РЭ. По словам генерального конструктора КБ Александра Шляхтенко, разработка аналогичного корабля ведется и для российского ВМФ, однако его постройка начнется позже, чем экспортного варианта.

Отметим, что Россия по-прежнему является бесспорным лидером по судам с динамическими принципами поддержания (корабли на воздушной подушке, экранопланы и т.д.), которые как нельзя лучше соответствуют технологиям "стелс". Значительный эффект могла бы дать консолидация усилий нашей страны с главными зарубежными потребителями нашей военно-морской техники - Китаем и Индией.

Таким образом, заделы и возможности у нас значительные. И все-таки скептики в России и за рубежом не переводятся. Их довод против "стелс" сводится к следующему: мол, самые невидимые корабли - это подводные лодки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Норвежский фрегат "потопила" Россия

Норвежский фрегат "потопила" Россия

Андрей Рискин

В Финляндии неожиданно вспомнили термин "хайли лайкли

0
11487
Дипломатия подлодок на Тихом океане

Дипломатия подлодок на Тихом океане

Валерий Кистанов

Годовщину договора о мире и дружбе Китай и Япония отметили недружественными "визитами" субмарин

0
2808
"Транспортно-логистический комплекс" в Усть-Луге уводят у государства

"Транспортно-логистический комплекс" в Усть-Луге уводят у государства

Михаил Солотин

У участников конкурсных процедур возникли претензии по поводу реализации имущества в стратегически важном порту

0
968
Зачем корветы ВМФ России сопровождает буксир

Зачем корветы ВМФ России сопровождает буксир

Андрей Рискин

1
10661

Другие новости

Загрузка...
24smi.org