0
1406
Газета Вооружения Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

Космический кризис завершается


СОБЫТИЯ последних лет подтвердили важную роль космоса в обеспечении эффективности действий войск в конфликтах и кризисах различного масштаба. В операциях "Буря в пустыне", "Лиса в пустыне", "Союзническая сила" до 80% сеансов связи проходили по спутниковым каналам, когда информационное обеспечение применения ВВС и высокоточного оружия осуществлялось с использованием космических аппаратов (КА) наблюдения и навигационного обеспечения, что значительно повысило точность наносимых ударов при минимальных потерях своей стороны. Наконец, привычные, но чрезвычайно важные для планирования применения войск в современной войне прогнозы метеообстановки получались также из космоса.

Возможности военной космонавтики (которые, естественно, не ограничиваются исключительно обеспечением оперативно-тактического звена ВС) в ходе отражения вторжения международных террористических сил на территорию Дагестана и при создании зоны безопасности в Чечне в полной мере использовать не удалось, хотя и в этом случае роль космических систем нельзя недооценивать. В том числе и с их помощью передавались целеуказания фронтовой авиации, здесь в гористой местности спутниковые каналы связи, инвариантные к характеру земной поверхности, позволили решать задачи, практически не решаемые войсковыми радиосредствами. Вместе с тем значительная часть потенциальных возможностей военного космоса осталась невостребованной. Именно во время войны в Дагестане со всей полнотой можно было бы использовать преимущества высокооперативной навигационной "привязки" артиллерийских батарей, стреляющих с закрытых позиций, что наверняка обеспечило бы более точное поражение целей и меньшие потери за счет сокращения времени пребывания на огневой позиции. Наличие детальной, а главное, оперативно доставляемой, информации о перемещении войск противника, местоположении их опорных пунктов существенно снизило бы расход боеприпасов на поражение целей и повысило точность стрельбы.

Естественно, возникает вопрос: почему при наличии достаточно развитой инфраструктуры военного космоса его влияние на ведение боевых действий минимально?

Попробуем ответить, проанализировав ситуацию, сложившуюся в области военно-космической деятельности в последние годы и те пути, которые предлагается реализовать для решения накопившихся проблем.


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Военный космос может работать эффективно только тогда, когда есть тесная связь и взаимодостаточность трех основных его компонентов (сегментов):

- орбитальной группировки КА различного целевого назначения;

- средств доступа в космическое пространство с их наземной инфраструктурой;

- средств управления орбитальной группировкой космических аппаратов.

Количественный состав орбитальной группировки отечественных космических аппаратов за последние 5 лет уменьшился практически в два раза. В настоящее время на рабочих орбитах находится более 100 КА различного целевого назначения, из которых около 70% используются в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Из числа эксплуатируемых космических аппаратов более 70% функционируют за пределами гарантийных сроков активного существования, а 35% - с ограничениями по целевому использованию.

Существующая орбитальная группировка предназначена для решения следующих основных задач:

- своевременное выявление признаков подготовки и начала военных действий;

- предупреждение о ракетно-ядерном нападении;

- обеспечение непрерывной устойчивой связи и боевого управления в интересах высшего военно-политического руководства страны, стратегических ядерных сил, объединений, соединений и частей видов вооруженных сил и родов войск;

- навигационное, гидрометеорологическое, картографическое, топогеодезическое и частотно-временное обеспечение войск.

Следует отметить, что в целом, говоря о номенклатуре приведенных выше задач, существующая группировка КА обеспечивает их выполнение, но достигаемый при этом уровень их решения значительно отличается от требуемого, изначально заложенного при создании космических систем, и на сегодняшний день обозначается в 75-80%.

Достаточно привести два примера. В соответствии с принятой идеологией построения системы космической разведки она должна осуществляться непрерывно с использованием нескольких типов космических аппаратов: фотонаблюдения, оптико-электронного наблюдения и радиоэлектронного контроля. При современном составе орбитальной группировки КА все эти задачи решаются, хотя такие показатели эффективности их решения, как непрерывность и оперативность, не соответствуют должному уровню, а радиолокационная компонента радиоэлектронного контроля вообще отсутствует. Отсюда и резкое снижение эффективности решения задач разведки, несвоевременность и низкая динамика получения информации, зависимость ее качества от метеоусловий и т.д.

Второй характерный пример: глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. В составе орбитальной группировки этой космической системы на сегодняшний день находятся 11 КА, используемых по целевому назначению (при штатном составе 24 КА). Поэтому навигационные определения могут проводиться, но не в любое, произвольно выбранное время суток, а по так называемому расписанию, что значительно снижает возможности системы. Аналогичная ситуация складывается и при решении других целевых задач.

В настоящее время Российская Федерация располагает сбалансированным рядом средств доступа в космическое пространство, включающим космические ракетные комплексы легкого ("Старт-1", "Космос-3М", "Циклон-2", "Циклон-3"), среднего ("Союз"-У, "Зенит") и тяжелого ("Протон-К") классов, а также разгонные блоки (Л, ДМ), обеспечивающие выведение и размещение КА на рабочих орбитах различной высоты и наклонения.

Для запуска ракет-носителей используются три космодрома, два из которых находятся на территории РФ (Плесецк и Свободный), а космодром Байконур арендуется у Республики Казахстан. Необходимо отметить, что, несмотря на возможность обеспечения запуска всей требуемой номенклатуры КА, свои проблемы, и порой весьма серьезные, имеются и в этой области военно-космической деятельности. В первую очередь необходимо отметить, что недостаточное и неритмичное финансирование, с одной стороны, и резко возросшие цены на производство ракетно-космической техники - с другой, не позволяют производить заказы средств выведения КА в необходимых объемах. В этой связи запуски КА военного назначения проводятся преимущественно за счет накопленного запаса ракет-носителей и разгонных блоков.

Абсолютное количество ежегодно запускаемых КА заметно снизилось (рис. 1), и в 1998 г. впервые за многие годы США осуществили большее количество запусков КА в сравнении с РФ.

Второй весьма важной проблемой в области средств доступа в космическое пространство является крайне тяжелое положение с наземной инфраструктурой космодромов РФ. Большинство стартовых и технических комплексов работает за пределами гарантийных ресурсов, многие объекты нуждаются в проведении технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Например, из 13 пусковых установок космодромов Плесецк и Байконур 85% не имеют технического ресурса и используются по разовым допускам. Целый ряд проблем накопился и в социально-бытовой сфере космодромов.

Аналогичные проблемы имеются и в наземном автоматизированном комплексе управления КА (НАКУ). Трудность их решения связана в том числе и со значительной территориальной распределенностью НАКУ: от западных рубежей РФ до Дальнего Востока. Среди проблем НАКУ есть и особенные, характерные именно для этого сегмента военно-космической инфраструктуры, в высокой степени насыщенной электронно-вычислительной техникой. Это так называемая Проблема-2000, связанная с необходимостью модернизации аппаратно-программных средств, алгоритмического и программного их обеспечения в связи с необходимостью перевода компьютерных временных шкал на отсчет времени с учетом наступления 2000 г. Необходимо отметить, что процесс идет успешно, финансирование в этой части обеспечивается полностью.

Таким образом, несмотря на то что в целом удается решать (хотя и с пониженной эффективностью) целевые задачи, возлагаемые на военный космос, груз накопившихся проблем позволяет сегодня оценить состояние военно-космической деятельности как критическое.

В этой связи необходимо выработать, а главное реализовать, целый комплекс мер, которые позволят исправить существующее положение. Очевидно, что главная причина резкого снижения количественных и качественных показателей всех составных частей военного космоса лежит в хроническом его недофинансировании. На рис. 2 представлена динамика снижения объема финансовых ресурсов, выделяемых на проведение военно-космической деятельности. Подобная картина, очевидно, характерна и для других областей деятельности Министерства обороны, других министерств и ведомств. Однако военная космонавтика особенно чувствительна к подобного рода изменениям из-за чрезвычайно высокой ресурсоемкости, определяемой в первую очередь высокой сложностью и уникальностью создаваемых комплексов и систем. Очевидно, что именно эти свойства определили нужный уровень финансирования федеральных космических программ: 1% от валового внутреннего продукта, что нашло свое отражение в Законе РФ "О космической деятельности".


ПОИСК ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ

Вместе с тем не все проблемы могут и должны решаться за счет экстенсивного подхода. Острота целого ряда из них может быть в существенной степени снижена за счет реализации комплекса мер по оптимизации существующих программ развития военного космоса, по приведению в соответствие реальных потребностей в обеспечении действий войск из космоса и имеющейся инфраструктуры военно-космической деятельности.

Такого рода меры могут быть реализованы по следующим основным направлениям:

1. Оптимизация программ Министерства обороны, предусматривающих создание перспективных и эксплуатацию существующих космических средств.

2. Расширение использования космических средств социально-экономического назначения для решения оборонных задач.

3. Системная интеграция космической наземной инфраструктуры РВСН, Росавиакосмоса, других ведомств в целью исключения дублирования и параллелизма в создании и эксплуатации технических средств.

4. Привлечение внебюджетных источников для финансирования программ развития и поддержания военно-космической деятельности.

5. Сбалансированное развитие основных сегментов военной космонавтики.

Как уже отмечалось, особенностью осуществления военно-космической деятельности является ее направленность на решение целевых задач в интересах практически всех видов вооруженных сил и многих родов войск. В этой связи задача оптимизации программ развития и эксплуатации космических средств сопряжена с необходимостью тесной системной увязки номенклатуры космических комплексов и систем, затрат и сроков их создания с тем целевым эффектом, который обеспечивается при их применении. При этом, конечно, должен быть учтен ряд ограничений, в первую очередь ресурсного характера.

Количество показателей эффективности применения космических средств достаточно велико, а их сущность в значительной степени определяется областью использования космической информации. Поэтому задача оптимизации приобретает сложный многопараметрический характер. РВСН совместно с видами ВС РФ такая работа была проделана и как результат решения был представлен вариант программы развития космических средств военного назначения, в основу которого впервые был положен принцип жесткого соответствия приоритетности той или иной космической системы (разведки, связи, навигационного обеспечения и т.д.) и ее вклада в повышение боевой эффективности войск, оцениваемой по разработанным совместно с видами ВС критериям.

Проект такого варианта программы, позволивший в значительной степени сократить затраты на поддержание военно-космической деятельности и одновременно обеспечивающий с заданной эффективностью решение до 80-85% стоящих задач, был одобрен решением Военно-технического совета Минобороны РФ, состоявшимся в марте 1999 г.

Реализация этих предложений сопряжена с необходимостью перераспределения средств внутри бюджета Министерства обороны между ударной и информационной компонентами вооружения и военной техники и не предусматривает истребования дополнительного финансирования из Государственного бюджета.

Принцип соответствия уровня и приоритетности финансирования космических средств, с одной стороны, и их целевой эффективности, с другой - был наглядно продемонстрирован на примере распределения средств на НИОКР в рамках программы РВСН (рис. 3), где доля выделяемых финансовых ресурсов была существенно увеличена в пользу информационно-обеспечивающих систем, включая космические системы и комплексы, что в целом обеспечивает сохранение заданного уровня боевой эффективности при существенно меньших вкладываемых затратах.

Анализ приведенных данных показывает, что в 1999 г. впервые за достаточно длительный период запланировано значительное увеличение средств на осуществление военно-космической деятельности.


СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Имеющийся опыт широкомасштабного применения космических средств для обеспечения действий вооруженных сил показал важность привлечения космических средств социально-экономического назначения для решения военных задач. В ходе проведения войсковых операций на Ближнем Востоке и на Балканах Вооруженные силы США использовали государственные и коммерческие спутниковые системы общего назначения для обеспечения войск связью, передачей информации, а также метео- и видеоданными. Естественно, гражданские системы использовались в качестве дополнения к военным, поскольку изначально при их создании в них не закладывалась вся совокупность свойств и характеристик, позволяющих решать возлагаемые на них задачи в условиях ведения боевых действий. В перспективе Вооруженные силы США планируют также широко использовать такие гражданские космические системы, как "Иридиум", "Глобалстар", "Орбком", "Орбвью", "Иконос", "Радар" и др. Причем возможность и организационные формы их использования закрепляются соответствующими законодательными актами. В частности, есть сведения о том, что Государственный департамент США, Министерство обороны США и лицензионный отдел Министерства торговли завершают разработку "Инструкции о порядке применения законодательства по космическим системам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)". В ней устанавливается порядок создания и применения частными коммерческими компаниями радиолокационных и оптикоэлектронных средств ДЗЗ высокого разрешения, в том числе и в интересах Минобороны США. Этой же "Инструкцией..." предусматривается введение ограничений на распространение в космических целях изображений земной поверхности в кризисных районах.

В США и Западной Европе ведутся работы по организации совместного управления КА военного и социально-экономического назначения, что также свидетельствует о возрастающем интересе военных ведомств стран НАТО к широкому привлечению гражданских космических систем к решению военных задач.

Отечественная орбитальная группировка космических средств социально-экономического назначения насчитывает около 40 КА, из которых большая часть решает задачи связи, ретрансляции информации и дистанционного зондирования Земли.

Решению вопроса привлечения отечественных космических средств социально-экономического назначения (впрочем, также как и обратному процессу) в последнее время уделяется самое серьезное внимание. По целому ряду космических систем, средств выведения КА, объектов наземной инфраструктуры уже приняты соответствующие решения. В частности, в марте 1999 г. Министерством обороны РФ и генеральным директором Росавиакосмоса утвержден перечень систем и комплексов "двойного" назначения, финансирование разработки и эксплуатация которых будут осуществляться на долевой основе, а получаемые с их помощью информация и услуги будут распределяться в соответствии с согласованными квотами. К таким средствам отнесены прежде всего КА дистанционного зондирования Земли и картографии, связи и ретрансляции, навигационного и метеорологического обеспечения, а также практически все разрабатываемые средства доступа в космическое пространство. Усилия на этом пути предстоит наращивать.

Вместе с тем в настоящее время появился и продолжает расширяться целый ряд чисто коммерческих проектов как в области создания космических системы различного целевого назначения, так и в области средств доставки КА на рабочие орбиты. Степень возможного участия Министерства обороны РФ в формировании требований к подобного рода системам и поддержки реализации таких проектов должна определяться в первую очередь их способностью решать целевые задачи в интересах Минобороны, а также устойчивостью финансовых планов их создания и эксплуатации на протяжении по крайней мере 10-15-летнего периода.

Сложившаяся к настоящему времени ситуация с военным и гражданским космосом характеризуется наличием целого ряда объектов космической наземной инфраструктуры, имеющих ведомственную принадлежность. Эта ситуация приобрела особую значимость в последние годы после принятия решения о передаче объектов космодрома "Байконур" Росавиакосмосу. В соответствии с этим решением после 2000 г. все оборонные задачи в космосе должны решаться с российских космодромов, обеспечивая тем самым проведение военно-космической деятельности вне зависимости от других государств.

В этой ситуации актуальность приобретают вопросы системной интеграции объектов инфраструктуры, решающих аналогичные задачи при реализации Федеральной космической программы и программы Министерства обороны РФ. РВСН и Росавиакосмос уделяют этому самое серьезное внимание. В последнее время принят целый ряд решений по объединению усилий в этой области.

Необходимо отметить решение вопроса о поэтапном переводе задач Министерства обороны с космодрома "Байконур" на российские космодромы. Это достаточно сложно и к настоящему времени находится в процессе практического решения в отношении большинства эксплуатируемых на Байконуре космических средств. Основная трудность состоит в переводе запусков КА военного назначения на высококруговые и геостационарные орбиты, требующие использования ракеты-носителя тяжелого класса "Протон". Такой перевод станет возможным не ранее 2005-2006 гг. после создания на космодроме "Плесецк" космического ракетного комплекса "Ангара". До этого момента выведение на рабочие орбиты таких КА будет осуществляться с "Байконура" на договорной основе с Росавиакосмосом.

Вторым важным моментом в области системной интеграции объектов инфраструктуры РВСН, Росавиакосмоса, РАН, других министерств и ведомств является создание единого наземного автоматизированного комплекса управления КА. Решение о создании Единого ГосНАКУ, принятое в ходе реализации "Концепции создания и поддержания на долевой основе Единого Государственного НАКУ КА и измерений", разработанной ранее, позволит объединить в иерархически упорядоченную структуру имеющиеся территориально-распределенные силы и средства НАКУ, подчинив их решению одной задачи: обеспечению управления орбитальной группировкой КА различного целевого назначения. При этом в единый контур управления объединяются не только средства НАКУ РВСН и Росавиакосмоса, но и средства РАН, Центробанка, Газпрома, некоторых коммерческих организаций. Достигаемый при этом технико-экономический эффект позволит обеспечить дополнительные возможности по управлению КА, а также сократить в 1,5-2 раза ежегодные расходы на поддержание и эксплуатацию средств управления и измерений и примерно в 4-5 раз затраты на проведение одного сеанса управления.


КОНВЕРСИЯ

Как уже отмечалось, на протяжении целого ряда лет наблюдалась устойчивая тенденция к снижению уровня финансирования космических программ Минобороны. По отношению к 1991 г. уровень выделяемых средств на проведение НИОКР упал в 60 раз, а на закупку серийных изделий - в 30. В таких условиях без привлечения дополнительных источников финансирования проведение военно-космической деятельности даже в минимально необходимых объемах практически нереально. Поэтому со стороны РВСН были предприняты интенсивные усилия по поиску таких источников. В основном это поступления от запусков коммерческих КА. В 1998-1999 гг. по коммерческим программам было запущено 30 КА. Большая часть полученных РВСН средств была направлена на поддержание инфраструктуры космодромов и полигонов Министерства обороны РФ. Во многом за счет именно этих поступлений удается обеспечивать функционирование технических и стартовых комплексов космодромов, а также объектов общего назначения. Вторым не менее важным направлением вложений является проведение разработки космической техники с привлечением собственных доходов предприятий промышленности, получаемых ими при реализации своей продукции на международном рынке космических услуг. Такой подход применим в первую очередь к средствам выведения КА, а также некоторым космическим системам.

Значительный потенциал в получении дополнительных средств заложен и при проведении сокращений стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором СНВ-1 и в связи со снятием с боевого дежурства МБР по окончании сроков эксплуатации. Высвобождаемые при этом МБР, особенно тяжелого класса РС-20, РС-18, могут быть при незначительной доработке использованы в качестве ракет-носителей. Положительный опыт "мирного" использования МБР уже есть. Так, 10 апреля 1999 г. был успешно осуществлен запуск КА "Уосат" с использованием МБР РС-20, ранее 7 июля 1998 г. впервые в мире межконтинентальной баллистической ракетой РСМ-54 на околоземную орбиту был запущен коммерческий КА "Тубсат" с борта находящейся в погруженном положении БРПЛ класса "Дельфин". В настоящее время РВСН совместно с Государственной компанией "Росвооружение", НПО "Машиностроение", компанией "Космотрас" проводится совместная работа по формированию программ использования снимаемых с боевого дежурства МБР в качестве средств выведения КА. По имеющимся предварительным оценкам, начиная с 2000-2001 гг. может быть обеспечен достаточно высокий темп их запусков на уровне 10-12 в год в основном для выведения КА таких космических систем, как "Иридиум", "Теледейсик", "Ростелесайт" и других. При таком количестве запусков суммарный экономический эффект от "космического" применения МБР может составить до 100-150 млн. долл. в год, что значительно облегчит решение целого ряда вопросов поддержания военно-космической деятельности.


ЗЕМЛЯ И КОСМОС

Бюджетные и внебюджетные ассигнования могут быть использованы с высоким КПД только в случае рационального их освоения при реализации сбалансированной технической политики по созданию и целевому применению космических систем военного назначения. За кажущейся тривиальностью такого принципа кроется достаточно глубокий смысл. Для того чтобы любая информация или дополнительные технические возможности, предоставляемые космическими комплексами и системами, были востребованы, необходимо как минимум наличие потребителя, оснащенного соответствующей аппаратурой, позволяющей принять, обработать, передать и использовать по целевому назначению получаемые данные. В этой связи совершенно очевидна необходимость тесной увязки проводимых работ по созданию космических комплексов и систем с развитием систем оружия, перспективных ударно информационных средств, требующих для обеспечения своего функционирования космической информации, а также наземной аппаратуры потребителя для ее обработки и доведения до соответствующих звеньев управления.

К сожалению, до настоящего времени этот вопрос до конца не решен, что и является, наряду с вышерассмотренными проблемами, важной причиной, сдерживающей практическое применение военного космоса для повышения боевой эффективности действий войск.

Характерным примером, иллюстрирующим это положение, является сложившаяся ситуация с упомянутой выше спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Эффективное применение этой системы может быть достигнуто при наличии развитой орбитальной группировки КА, насыщения войск навигационной аппаратурой потребителя (НАП), а также необходимого количества потребителей спутниковой навигационной информации. В 1993 г. к моменту полномасштабного развертывания орбитальной группировки космических аппаратов системы ГЛОНАСС в войсках имелось незначительное количество аппаратуры потребителя, более того, характеристики этой аппаратуры не в полной мере удовлетворяли требованиям войск как по точностным, так и по эксплуатационным показателям. Ситуация усугубилась еще и тем, что наличие в войсках высокоточного оружия, для которого наиболее важна космическая навигационная информация, было крайне ограниченным, что также наложило отпечаток на эффективность применения спутниковых систем навигации.

Совершенно по-другому развивался процесс внедрения спутниковой навигации в США. На рис. 4 показана динамика роста количества КА в орбитальной группировке аналогичной ГЛОНАССу системе GPS и количества комплектов НАП, поставляемых в войска. Уже в 1992 г. при наличии в составе орбитального сегмента системы 16 КА в войсках имелось более 8 тыс. комплектов НАП, а после Ближневосточного кризиса, когда система спутниковой навигации GPS в полной мере продемонстрировала свою эффективность, темп поставок НАП резко возрос и суммарное количество аппаратуры потребителя в армии США к настоящему времени составляет более 160 тыс. комплектов.

В принятых к настоящему времени решениях в РВСН обновленного состава по номенклатуре и уровню финансирования работ в области отечественных космических средств военного назначения предусмотрено сбалансированное развитие всех основных компонентов военно-космической деятельности, а также сопряжение сроков создания космических средств и потребителей космической информации, создаваемых по программам видов ВС РФ и родов войск.

В целом сегодня приняты все необходимые техническо-экономические и планово-организационные решения по поддержанию и интенсификации военно-космической деятельности, но степень их реализации определяется ритмичностью и полным выделением минимально необходимых средств на проведение разработки и осуществление закупки космических средств, поддержание объектов космической инфрастуктуры.

Буквально в последние дни стали выполняться принятые правительством планы-графики финансирования военно-космической деятельности. Однако и эти планы, составленные по жестким лимитам, еще недостаточны для полнокровного функционирования военного космоса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
569
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
949
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
685
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
375

Другие новости