0
1542
Газета Вооружения Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

Космический кризис завершается


СОБЫТИЯ последних лет подтвердили важную роль космоса в обеспечении эффективности действий войск в конфликтах и кризисах различного масштаба. В операциях "Буря в пустыне", "Лиса в пустыне", "Союзническая сила" до 80% сеансов связи проходили по спутниковым каналам, когда информационное обеспечение применения ВВС и высокоточного оружия осуществлялось с использованием космических аппаратов (КА) наблюдения и навигационного обеспечения, что значительно повысило точность наносимых ударов при минимальных потерях своей стороны. Наконец, привычные, но чрезвычайно важные для планирования применения войск в современной войне прогнозы метеообстановки получались также из космоса.

Возможности военной космонавтики (которые, естественно, не ограничиваются исключительно обеспечением оперативно-тактического звена ВС) в ходе отражения вторжения международных террористических сил на территорию Дагестана и при создании зоны безопасности в Чечне в полной мере использовать не удалось, хотя и в этом случае роль космических систем нельзя недооценивать. В том числе и с их помощью передавались целеуказания фронтовой авиации, здесь в гористой местности спутниковые каналы связи, инвариантные к характеру земной поверхности, позволили решать задачи, практически не решаемые войсковыми радиосредствами. Вместе с тем значительная часть потенциальных возможностей военного космоса осталась невостребованной. Именно во время войны в Дагестане со всей полнотой можно было бы использовать преимущества высокооперативной навигационной "привязки" артиллерийских батарей, стреляющих с закрытых позиций, что наверняка обеспечило бы более точное поражение целей и меньшие потери за счет сокращения времени пребывания на огневой позиции. Наличие детальной, а главное, оперативно доставляемой, информации о перемещении войск противника, местоположении их опорных пунктов существенно снизило бы расход боеприпасов на поражение целей и повысило точность стрельбы.

Естественно, возникает вопрос: почему при наличии достаточно развитой инфраструктуры военного космоса его влияние на ведение боевых действий минимально?

Попробуем ответить, проанализировав ситуацию, сложившуюся в области военно-космической деятельности в последние годы и те пути, которые предлагается реализовать для решения накопившихся проблем.


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Военный космос может работать эффективно только тогда, когда есть тесная связь и взаимодостаточность трех основных его компонентов (сегментов):

- орбитальной группировки КА различного целевого назначения;

- средств доступа в космическое пространство с их наземной инфраструктурой;

- средств управления орбитальной группировкой космических аппаратов.

Количественный состав орбитальной группировки отечественных космических аппаратов за последние 5 лет уменьшился практически в два раза. В настоящее время на рабочих орбитах находится более 100 КА различного целевого назначения, из которых около 70% используются в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Из числа эксплуатируемых космических аппаратов более 70% функционируют за пределами гарантийных сроков активного существования, а 35% - с ограничениями по целевому использованию.

Существующая орбитальная группировка предназначена для решения следующих основных задач:

- своевременное выявление признаков подготовки и начала военных действий;

- предупреждение о ракетно-ядерном нападении;

- обеспечение непрерывной устойчивой связи и боевого управления в интересах высшего военно-политического руководства страны, стратегических ядерных сил, объединений, соединений и частей видов вооруженных сил и родов войск;

- навигационное, гидрометеорологическое, картографическое, топогеодезическое и частотно-временное обеспечение войск.

Следует отметить, что в целом, говоря о номенклатуре приведенных выше задач, существующая группировка КА обеспечивает их выполнение, но достигаемый при этом уровень их решения значительно отличается от требуемого, изначально заложенного при создании космических систем, и на сегодняшний день обозначается в 75-80%.

Достаточно привести два примера. В соответствии с принятой идеологией построения системы космической разведки она должна осуществляться непрерывно с использованием нескольких типов космических аппаратов: фотонаблюдения, оптико-электронного наблюдения и радиоэлектронного контроля. При современном составе орбитальной группировки КА все эти задачи решаются, хотя такие показатели эффективности их решения, как непрерывность и оперативность, не соответствуют должному уровню, а радиолокационная компонента радиоэлектронного контроля вообще отсутствует. Отсюда и резкое снижение эффективности решения задач разведки, несвоевременность и низкая динамика получения информации, зависимость ее качества от метеоусловий и т.д.

Второй характерный пример: глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. В составе орбитальной группировки этой космической системы на сегодняшний день находятся 11 КА, используемых по целевому назначению (при штатном составе 24 КА). Поэтому навигационные определения могут проводиться, но не в любое, произвольно выбранное время суток, а по так называемому расписанию, что значительно снижает возможности системы. Аналогичная ситуация складывается и при решении других целевых задач.

В настоящее время Российская Федерация располагает сбалансированным рядом средств доступа в космическое пространство, включающим космические ракетные комплексы легкого ("Старт-1", "Космос-3М", "Циклон-2", "Циклон-3"), среднего ("Союз"-У, "Зенит") и тяжелого ("Протон-К") классов, а также разгонные блоки (Л, ДМ), обеспечивающие выведение и размещение КА на рабочих орбитах различной высоты и наклонения.

Для запуска ракет-носителей используются три космодрома, два из которых находятся на территории РФ (Плесецк и Свободный), а космодром Байконур арендуется у Республики Казахстан. Необходимо отметить, что, несмотря на возможность обеспечения запуска всей требуемой номенклатуры КА, свои проблемы, и порой весьма серьезные, имеются и в этой области военно-космической деятельности. В первую очередь необходимо отметить, что недостаточное и неритмичное финансирование, с одной стороны, и резко возросшие цены на производство ракетно-космической техники - с другой, не позволяют производить заказы средств выведения КА в необходимых объемах. В этой связи запуски КА военного назначения проводятся преимущественно за счет накопленного запаса ракет-носителей и разгонных блоков.

Абсолютное количество ежегодно запускаемых КА заметно снизилось (рис. 1), и в 1998 г. впервые за многие годы США осуществили большее количество запусков КА в сравнении с РФ.

Второй весьма важной проблемой в области средств доступа в космическое пространство является крайне тяжелое положение с наземной инфраструктурой космодромов РФ. Большинство стартовых и технических комплексов работает за пределами гарантийных ресурсов, многие объекты нуждаются в проведении технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Например, из 13 пусковых установок космодромов Плесецк и Байконур 85% не имеют технического ресурса и используются по разовым допускам. Целый ряд проблем накопился и в социально-бытовой сфере космодромов.

Аналогичные проблемы имеются и в наземном автоматизированном комплексе управления КА (НАКУ). Трудность их решения связана в том числе и со значительной территориальной распределенностью НАКУ: от западных рубежей РФ до Дальнего Востока. Среди проблем НАКУ есть и особенные, характерные именно для этого сегмента военно-космической инфраструктуры, в высокой степени насыщенной электронно-вычислительной техникой. Это так называемая Проблема-2000, связанная с необходимостью модернизации аппаратно-программных средств, алгоритмического и программного их обеспечения в связи с необходимостью перевода компьютерных временных шкал на отсчет времени с учетом наступления 2000 г. Необходимо отметить, что процесс идет успешно, финансирование в этой части обеспечивается полностью.

Таким образом, несмотря на то что в целом удается решать (хотя и с пониженной эффективностью) целевые задачи, возлагаемые на военный космос, груз накопившихся проблем позволяет сегодня оценить состояние военно-космической деятельности как критическое.

В этой связи необходимо выработать, а главное реализовать, целый комплекс мер, которые позволят исправить существующее положение. Очевидно, что главная причина резкого снижения количественных и качественных показателей всех составных частей военного космоса лежит в хроническом его недофинансировании. На рис. 2 представлена динамика снижения объема финансовых ресурсов, выделяемых на проведение военно-космической деятельности. Подобная картина, очевидно, характерна и для других областей деятельности Министерства обороны, других министерств и ведомств. Однако военная космонавтика особенно чувствительна к подобного рода изменениям из-за чрезвычайно высокой ресурсоемкости, определяемой в первую очередь высокой сложностью и уникальностью создаваемых комплексов и систем. Очевидно, что именно эти свойства определили нужный уровень финансирования федеральных космических программ: 1% от валового внутреннего продукта, что нашло свое отражение в Законе РФ "О космической деятельности".


ПОИСК ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ

Вместе с тем не все проблемы могут и должны решаться за счет экстенсивного подхода. Острота целого ряда из них может быть в существенной степени снижена за счет реализации комплекса мер по оптимизации существующих программ развития военного космоса, по приведению в соответствие реальных потребностей в обеспечении действий войск из космоса и имеющейся инфраструктуры военно-космической деятельности.

Такого рода меры могут быть реализованы по следующим основным направлениям:

1. Оптимизация программ Министерства обороны, предусматривающих создание перспективных и эксплуатацию существующих космических средств.

2. Расширение использования космических средств социально-экономического назначения для решения оборонных задач.

3. Системная интеграция космической наземной инфраструктуры РВСН, Росавиакосмоса, других ведомств в целью исключения дублирования и параллелизма в создании и эксплуатации технических средств.

4. Привлечение внебюджетных источников для финансирования программ развития и поддержания военно-космической деятельности.

5. Сбалансированное развитие основных сегментов военной космонавтики.

Как уже отмечалось, особенностью осуществления военно-космической деятельности является ее направленность на решение целевых задач в интересах практически всех видов вооруженных сил и многих родов войск. В этой связи задача оптимизации программ развития и эксплуатации космических средств сопряжена с необходимостью тесной системной увязки номенклатуры космических комплексов и систем, затрат и сроков их создания с тем целевым эффектом, который обеспечивается при их применении. При этом, конечно, должен быть учтен ряд ограничений, в первую очередь ресурсного характера.

Количество показателей эффективности применения космических средств достаточно велико, а их сущность в значительной степени определяется областью использования космической информации. Поэтому задача оптимизации приобретает сложный многопараметрический характер. РВСН совместно с видами ВС РФ такая работа была проделана и как результат решения был представлен вариант программы развития космических средств военного назначения, в основу которого впервые был положен принцип жесткого соответствия приоритетности той или иной космической системы (разведки, связи, навигационного обеспечения и т.д.) и ее вклада в повышение боевой эффективности войск, оцениваемой по разработанным совместно с видами ВС критериям.

Проект такого варианта программы, позволивший в значительной степени сократить затраты на поддержание военно-космической деятельности и одновременно обеспечивающий с заданной эффективностью решение до 80-85% стоящих задач, был одобрен решением Военно-технического совета Минобороны РФ, состоявшимся в марте 1999 г.

Реализация этих предложений сопряжена с необходимостью перераспределения средств внутри бюджета Министерства обороны между ударной и информационной компонентами вооружения и военной техники и не предусматривает истребования дополнительного финансирования из Государственного бюджета.

Принцип соответствия уровня и приоритетности финансирования космических средств, с одной стороны, и их целевой эффективности, с другой - был наглядно продемонстрирован на примере распределения средств на НИОКР в рамках программы РВСН (рис. 3), где доля выделяемых финансовых ресурсов была существенно увеличена в пользу информационно-обеспечивающих систем, включая космические системы и комплексы, что в целом обеспечивает сохранение заданного уровня боевой эффективности при существенно меньших вкладываемых затратах.

Анализ приведенных данных показывает, что в 1999 г. впервые за достаточно длительный период запланировано значительное увеличение средств на осуществление военно-космической деятельности.


СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Имеющийся опыт широкомасштабного применения космических средств для обеспечения действий вооруженных сил показал важность привлечения космических средств социально-экономического назначения для решения военных задач. В ходе проведения войсковых операций на Ближнем Востоке и на Балканах Вооруженные силы США использовали государственные и коммерческие спутниковые системы общего назначения для обеспечения войск связью, передачей информации, а также метео- и видеоданными. Естественно, гражданские системы использовались в качестве дополнения к военным, поскольку изначально при их создании в них не закладывалась вся совокупность свойств и характеристик, позволяющих решать возлагаемые на них задачи в условиях ведения боевых действий. В перспективе Вооруженные силы США планируют также широко использовать такие гражданские космические системы, как "Иридиум", "Глобалстар", "Орбком", "Орбвью", "Иконос", "Радар" и др. Причем возможность и организационные формы их использования закрепляются соответствующими законодательными актами. В частности, есть сведения о том, что Государственный департамент США, Министерство обороны США и лицензионный отдел Министерства торговли завершают разработку "Инструкции о порядке применения законодательства по космическим системам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)". В ней устанавливается порядок создания и применения частными коммерческими компаниями радиолокационных и оптикоэлектронных средств ДЗЗ высокого разрешения, в том числе и в интересах Минобороны США. Этой же "Инструкцией..." предусматривается введение ограничений на распространение в космических целях изображений земной поверхности в кризисных районах.

В США и Западной Европе ведутся работы по организации совместного управления КА военного и социально-экономического назначения, что также свидетельствует о возрастающем интересе военных ведомств стран НАТО к широкому привлечению гражданских космических систем к решению военных задач.

Отечественная орбитальная группировка космических средств социально-экономического назначения насчитывает около 40 КА, из которых большая часть решает задачи связи, ретрансляции информации и дистанционного зондирования Земли.

Решению вопроса привлечения отечественных космических средств социально-экономического назначения (впрочем, также как и обратному процессу) в последнее время уделяется самое серьезное внимание. По целому ряду космических систем, средств выведения КА, объектов наземной инфраструктуры уже приняты соответствующие решения. В частности, в марте 1999 г. Министерством обороны РФ и генеральным директором Росавиакосмоса утвержден перечень систем и комплексов "двойного" назначения, финансирование разработки и эксплуатация которых будут осуществляться на долевой основе, а получаемые с их помощью информация и услуги будут распределяться в соответствии с согласованными квотами. К таким средствам отнесены прежде всего КА дистанционного зондирования Земли и картографии, связи и ретрансляции, навигационного и метеорологического обеспечения, а также практически все разрабатываемые средства доступа в космическое пространство. Усилия на этом пути предстоит наращивать.

Вместе с тем в настоящее время появился и продолжает расширяться целый ряд чисто коммерческих проектов как в области создания космических системы различного целевого назначения, так и в области средств доставки КА на рабочие орбиты. Степень возможного участия Министерства обороны РФ в формировании требований к подобного рода системам и поддержки реализации таких проектов должна определяться в первую очередь их способностью решать целевые задачи в интересах Минобороны, а также устойчивостью финансовых планов их создания и эксплуатации на протяжении по крайней мере 10-15-летнего периода.

Сложившаяся к настоящему времени ситуация с военным и гражданским космосом характеризуется наличием целого ряда объектов космической наземной инфраструктуры, имеющих ведомственную принадлежность. Эта ситуация приобрела особую значимость в последние годы после принятия решения о передаче объектов космодрома "Байконур" Росавиакосмосу. В соответствии с этим решением после 2000 г. все оборонные задачи в космосе должны решаться с российских космодромов, обеспечивая тем самым проведение военно-космической деятельности вне зависимости от других государств.

В этой ситуации актуальность приобретают вопросы системной интеграции объектов инфраструктуры, решающих аналогичные задачи при реализации Федеральной космической программы и программы Министерства обороны РФ. РВСН и Росавиакосмос уделяют этому самое серьезное внимание. В последнее время принят целый ряд решений по объединению усилий в этой области.

Необходимо отметить решение вопроса о поэтапном переводе задач Министерства обороны с космодрома "Байконур" на российские космодромы. Это достаточно сложно и к настоящему времени находится в процессе практического решения в отношении большинства эксплуатируемых на Байконуре космических средств. Основная трудность состоит в переводе запусков КА военного назначения на высококруговые и геостационарные орбиты, требующие использования ракеты-носителя тяжелого класса "Протон". Такой перевод станет возможным не ранее 2005-2006 гг. после создания на космодроме "Плесецк" космического ракетного комплекса "Ангара". До этого момента выведение на рабочие орбиты таких КА будет осуществляться с "Байконура" на договорной основе с Росавиакосмосом.

Вторым важным моментом в области системной интеграции объектов инфраструктуры РВСН, Росавиакосмоса, РАН, других министерств и ведомств является создание единого наземного автоматизированного комплекса управления КА. Решение о создании Единого ГосНАКУ, принятое в ходе реализации "Концепции создания и поддержания на долевой основе Единого Государственного НАКУ КА и измерений", разработанной ранее, позволит объединить в иерархически упорядоченную структуру имеющиеся территориально-распределенные силы и средства НАКУ, подчинив их решению одной задачи: обеспечению управления орбитальной группировкой КА различного целевого назначения. При этом в единый контур управления объединяются не только средства НАКУ РВСН и Росавиакосмоса, но и средства РАН, Центробанка, Газпрома, некоторых коммерческих организаций. Достигаемый при этом технико-экономический эффект позволит обеспечить дополнительные возможности по управлению КА, а также сократить в 1,5-2 раза ежегодные расходы на поддержание и эксплуатацию средств управления и измерений и примерно в 4-5 раз затраты на проведение одного сеанса управления.


КОНВЕРСИЯ

Как уже отмечалось, на протяжении целого ряда лет наблюдалась устойчивая тенденция к снижению уровня финансирования космических программ Минобороны. По отношению к 1991 г. уровень выделяемых средств на проведение НИОКР упал в 60 раз, а на закупку серийных изделий - в 30. В таких условиях без привлечения дополнительных источников финансирования проведение военно-космической деятельности даже в минимально необходимых объемах практически нереально. Поэтому со стороны РВСН были предприняты интенсивные усилия по поиску таких источников. В основном это поступления от запусков коммерческих КА. В 1998-1999 гг. по коммерческим программам было запущено 30 КА. Большая часть полученных РВСН средств была направлена на поддержание инфраструктуры космодромов и полигонов Министерства обороны РФ. Во многом за счет именно этих поступлений удается обеспечивать функционирование технических и стартовых комплексов космодромов, а также объектов общего назначения. Вторым не менее важным направлением вложений является проведение разработки космической техники с привлечением собственных доходов предприятий промышленности, получаемых ими при реализации своей продукции на международном рынке космических услуг. Такой подход применим в первую очередь к средствам выведения КА, а также некоторым космическим системам.

Значительный потенциал в получении дополнительных средств заложен и при проведении сокращений стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором СНВ-1 и в связи со снятием с боевого дежурства МБР по окончании сроков эксплуатации. Высвобождаемые при этом МБР, особенно тяжелого класса РС-20, РС-18, могут быть при незначительной доработке использованы в качестве ракет-носителей. Положительный опыт "мирного" использования МБР уже есть. Так, 10 апреля 1999 г. был успешно осуществлен запуск КА "Уосат" с использованием МБР РС-20, ранее 7 июля 1998 г. впервые в мире межконтинентальной баллистической ракетой РСМ-54 на околоземную орбиту был запущен коммерческий КА "Тубсат" с борта находящейся в погруженном положении БРПЛ класса "Дельфин". В настоящее время РВСН совместно с Государственной компанией "Росвооружение", НПО "Машиностроение", компанией "Космотрас" проводится совместная работа по формированию программ использования снимаемых с боевого дежурства МБР в качестве средств выведения КА. По имеющимся предварительным оценкам, начиная с 2000-2001 гг. может быть обеспечен достаточно высокий темп их запусков на уровне 10-12 в год в основном для выведения КА таких космических систем, как "Иридиум", "Теледейсик", "Ростелесайт" и других. При таком количестве запусков суммарный экономический эффект от "космического" применения МБР может составить до 100-150 млн. долл. в год, что значительно облегчит решение целого ряда вопросов поддержания военно-космической деятельности.


ЗЕМЛЯ И КОСМОС

Бюджетные и внебюджетные ассигнования могут быть использованы с высоким КПД только в случае рационального их освоения при реализации сбалансированной технической политики по созданию и целевому применению космических систем военного назначения. За кажущейся тривиальностью такого принципа кроется достаточно глубокий смысл. Для того чтобы любая информация или дополнительные технические возможности, предоставляемые космическими комплексами и системами, были востребованы, необходимо как минимум наличие потребителя, оснащенного соответствующей аппаратурой, позволяющей принять, обработать, передать и использовать по целевому назначению получаемые данные. В этой связи совершенно очевидна необходимость тесной увязки проводимых работ по созданию космических комплексов и систем с развитием систем оружия, перспективных ударно информационных средств, требующих для обеспечения своего функционирования космической информации, а также наземной аппаратуры потребителя для ее обработки и доведения до соответствующих звеньев управления.

К сожалению, до настоящего времени этот вопрос до конца не решен, что и является, наряду с вышерассмотренными проблемами, важной причиной, сдерживающей практическое применение военного космоса для повышения боевой эффективности действий войск.

Характерным примером, иллюстрирующим это положение, является сложившаяся ситуация с упомянутой выше спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Эффективное применение этой системы может быть достигнуто при наличии развитой орбитальной группировки КА, насыщения войск навигационной аппаратурой потребителя (НАП), а также необходимого количества потребителей спутниковой навигационной информации. В 1993 г. к моменту полномасштабного развертывания орбитальной группировки космических аппаратов системы ГЛОНАСС в войсках имелось незначительное количество аппаратуры потребителя, более того, характеристики этой аппаратуры не в полной мере удовлетворяли требованиям войск как по точностным, так и по эксплуатационным показателям. Ситуация усугубилась еще и тем, что наличие в войсках высокоточного оружия, для которого наиболее важна космическая навигационная информация, было крайне ограниченным, что также наложило отпечаток на эффективность применения спутниковых систем навигации.

Совершенно по-другому развивался процесс внедрения спутниковой навигации в США. На рис. 4 показана динамика роста количества КА в орбитальной группировке аналогичной ГЛОНАССу системе GPS и количества комплектов НАП, поставляемых в войска. Уже в 1992 г. при наличии в составе орбитального сегмента системы 16 КА в войсках имелось более 8 тыс. комплектов НАП, а после Ближневосточного кризиса, когда система спутниковой навигации GPS в полной мере продемонстрировала свою эффективность, темп поставок НАП резко возрос и суммарное количество аппаратуры потребителя в армии США к настоящему времени составляет более 160 тыс. комплектов.

В принятых к настоящему времени решениях в РВСН обновленного состава по номенклатуре и уровню финансирования работ в области отечественных космических средств военного назначения предусмотрено сбалансированное развитие всех основных компонентов военно-космической деятельности, а также сопряжение сроков создания космических средств и потребителей космической информации, создаваемых по программам видов ВС РФ и родов войск.

В целом сегодня приняты все необходимые техническо-экономические и планово-организационные решения по поддержанию и интенсификации военно-космической деятельности, но степень их реализации определяется ритмичностью и полным выделением минимально необходимых средств на проведение разработки и осуществление закупки космических средств, поддержание объектов космической инфрастуктуры.

Буквально в последние дни стали выполняться принятые правительством планы-графики финансирования военно-космической деятельности. Однако и эти планы, составленные по жестким лимитам, еще недостаточны для полнокровного функционирования военного космоса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
453
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
659
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
523
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
652

Другие новости