0
1159
Газета Вооружения Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Дутая инициатива


Судьба крейсеров проекта 1144 незавидна - большую часть своей службы они стоят у причальной стенки.
Фото пресс-службы ВМФ
НЕ ТАК давно некоторые средства массовой информации от имени благотворительного фонда по восстановлению и модернизации крейсера "Адмирал Ушаков" распространили обращение с призывом собрать средства на ремонт и сохранение в составе боевых сил Военно-морского флота этого корабля.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (таркр) "Адмирал Ушаков" (бывший "Киров") был заложен на ленинградском Балтийском заводе 27 марта 1974 г. и спущен на воду 27 декабря 1977 г. Он вошел в строй 30 декабря 1980-го и стал головным в серии из четырех однотипных крейсеров проекта 1144. За ним последовали "Фрунзе" (в строю с октября 1984 г.) и "Калинин" (с декабря 1988 г.). В мае 1992 г. они были переименованы соответственно в "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Нахимов".

Четвертым однотипным, хотя существенно усовершенствованным, стал крейсер "Петр Великий", ввод в строй которого был приурочен к празднованию 300-летия Российского флота.

Крейсеры проекта 1144 - самые большие в мире неавианесущие ударные боевые корабли. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты "Гранит". Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX в.

Но создание новых кораблей не самоцель. Они рождаются, чтобы плавать, решать учебно-боевые задачи. К сожалению, в этом смысле "послужной список" таркр "Адмирал Ушаков" весьма небогат.

Единственный раз крейсер нес боевую службу в Средиземном море в 1984 г. Потом дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам. Второй и последний раз крейсер отправился в дальний поход 1 декабря 1989 г. Но через два месяца на корабле вышел из строя носовой реактор, и по приказу командующего Северным флотом 17 февраля 1990 г. "Адмирал Ушаков" возвратился в главную базу СФ город Североморск. С тех пор он так и стоит у причала.

В принципе крейсер восстановить было бы можно, но даже при самом благополучном финансовом раскладе экономически нецелесообразно. К тому же наличие кораблей такого класса не предусматривается и концепцией развития ВМФ России до 2015 г.

Есть и еще одна существенная проблема боевого использования кораблей такого класса. При современном уровне развития средств поражения надводных целей они могут эффективно решать свои задачи только в сопровождении кораблей боевого охранения. Для этого нужны дополнительные силы и средства, которыми ВМФ России сегодня не располагает.

Но в дело неожиданно вмешались политики. Уже в начале декабря 1998 г. в Государственной Думе состоялось координационное совещание по вопросу сохранения в боевом составе ВМФ России тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков". А 13 января текущего года было принято и соответствующее постановление Государственной Думы, которая рекомендовала правительству в плане ремонта кораблей ВМФ предусмотреть на 1999-2002 гг. ремонт "Ушакова". Кроме того, в бюджете на следующий год предусмотреть отдельную защищенную статью расходов на эти работы.

Многое стало ясно, когда инициатор этой программы и руководитель фонда господин Лопатин со всеми бумагами обратился в главное техническое управление ВМФ, где о проблемах флота знают не понаслышке. Но здесь затею Лопатина и депутатской группы "Российские регионы" сразу определили как авантюру, лишенную экономического и технического обоснования.

Судите сами: в обращении к президенту и правительству указывается, что на ремонт крейсера требуется около 1,5 млрд. руб., а в другом, более позднем документе, - уже 2 млрд. Между тем люди, знающие истинное положение дел, называют другую цифру - не менее 7 млрд.

Не сомневаюсь, что слабо верят в успех предприятия и сами инициаторы ремонта корабля. Их замысел скорее всего можно представить следующим образом. Главное - решить вопрос принципиально, поставить корабль на ремонт. А деньги найдутся и в госбюджете, щедрость которого можно стимулировать периодическими выступлениями в СМИ.

Последнее обстоятельство для тех, кто истинно болеет за боеготовность Российского флота, обиднее всего. Ведь на совершенно безнадежное дело пойдут деньги, крайне необходимые для решения жизненно важных вопросов ВМФ. К примеру, для ремонта однотипных, но более новых и совершенных крейсеров "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Нахимов". Да и на содержание пока еще ходового таркр "Петр Великий" также требуются немалые средства.

Военные и политики просто обязаны время от времени предъявлять общественности свидетельства своего патриотизма. Однако стоит ли ради этого ввергать державу в миллиардные убытки? Адмирал Ушаков поступал иначе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1094
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1303
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1770
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1460

Другие новости