ПО СООБЩЕНИЯМ информационных агентств, в Израиле началась установка радиоэлектронного оборудования местного производства на российский самолет Ил-76, который в перспективе станет первой китайской системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ).
Контракт на создание этой машины в свое время стал одной из сенсаций авиасалона Ле Бурже 1997 г. Тогда "Росвооружение" подписало контракт с израильской фирмой "Элта", исполнителем которого с российской стороны стал Таганрогский АНТК им. Бериева. Сумма контракта при подписании не сообщалась, однако позже стало известно, что Китай заплатит за самолет 250 млн. долл.
От сделки выигрывают все стороны. Китай, имеющий большую территорию и устаревшую наземную систему разведки воздушного пространства и управления авиацией, получает современный летающий командный пункт. Средства ПВО КНР под управлением самолета ДРЛОУ смогут перехватывать низколетящие цели, такие, как американские крылатые ракеты большой дальности. Сочетание АВАКСа с истребителями Су-27, которые Пекин покупает в России и строит по лицензии, позволяет вести борьбу за господство в воздухе не только над территорией страны, но и на значительном удалении от нее. После 2002 г., когда в Китай поступят многофункциональные истребители Су-30МКК, авиационная группировка в составе самолета ДРЛОУ и "сушек" сможет решать и наступательные задачи, например, бороться с авианосной группой. Официальной информации о том, сколько новых машин хотел бы получить Пекин, нет. Неофициальные источники оперируют цифрами от 3 до 8 машин.
Таганрогский АНТК благодаря сделке получает столь необходимые ему средства. Этому предприятию, которое в советские времена специализировалось на создании "штучных", специализированных самолетов, в последние 10-15 лет не везло. Здесь, например, разработаны и построены уникальные амфибии А-40, Бе-200, Бе-103, которые с большим трудом пробивают дорогу на рынки. Исполнителем контракта на создание АВАКСа для Китая это предприятие стало потому, что в 80-е годы здесь велись работы по установке радиолокационного комплекса "Шмель" на самолет Ил-76МД. В результате был создан отечественный АВАКС А-50.
Не в накладе и "Элта" (дочернее предприятие фирмы IAI - "Израэль эйркрафт индастриз"), для которой исполнение контракта не представляет особой трудности. Ранее она переоборудовала в АВАКСы "Боинги-707", которые поступили на вооружение израильских ВВС под наименованием "Фалкон". Эксперты считают, что по своим возможностям они вполне сопоставимы с американскими Е-3, которые являются основными самолетами ДРЛОУ США и НАТО.
Работа над самолетом в России велась в обстановке строжайшей секретности. Представители ТАНТК им. Бериева отказывались сообщать любую информацию о новой системе и лишь на авиасалоне МАКС-99 признали, что самолет построен и проходит испытания. В России у него нет даже официального названия (за рубежом его иногда называют А-50И). Не раскрываются и подробности конструкции самолета. Сообщалось лишь, что его РЛС будет оснащена тремя активными фазированными решетками. Это увеличивает производительность системы и упрощает конструкцию самолета, в частности позволяет сделать антенну и ее обтекатель неподвижными (у Е-3 и А-50 обтекатель вращается).
Впрочем, обстановка строгой секретности вокруг сделки вполне объяснима. У проекта масса противников. Основные из них - США и Тайвань, недовольные тем, что с принятием на вооружение АВАКСов в Китае коренным образом изменится соотношение военно-воздушной мощи в южноазиатском регионе.
По совсем другим мотивам недовольны контрактом в России. В апреле 1999 г. генеральный директор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов заявил, что "экспортные варианты А-50 необходимо оснащать отечественным оборудованием". По словам Ливанова, российские предприятия могут оснастить новые варианты А-50 новейшим оборудованием.
Проблема заключается в том, что планы модернизации А-50 у российских ВВС существуют, наработки в промышленности есть, но средств на их воплощение в жизнь нет. Выход из положения в обозримом будущем может быть найден лишь с помощью иностранного заказчика. В частности, сообщалось, что российскими А-50 интересуется Индия, которая недавно отказалась от реализации собственной программы создания самолета ДРЛОУ и теперь остро нуждается в подобной системе. В настоящее время изучается возможность передачи части из двадцати А-50 ВВС России индийской стороне в аренду. Заметим, что для нашей страны, видимо, было предпочтительнее сформировать совместную программу совершенствования А-50 в интересах обеих стран. Если бы Россия более активно сотрудничала с Индией в области сложной авиационной и космической техники, такой вариант был бы вполне возможен. Однако на ряде направлений на пути этого сотрудничества стоят необоснованные барьеры секретности, в результате которых российский ВПК нищенствует, а иностранные конкуренты процветают. АВАКСы для Индии - характерный пример. Пока мы раздумываем, в Дели, похоже, уже решили, что аренда российских машин - это промежуточный вариант, а в будущем закупать самолеты ДРЛОУ надо у того же Израиля.