0
2157
Газета Вооружения Интернет-версия

26.11.1999 00:00:00

Единая картина поля боя

Игорь Карташов

Об авторе: Игорь Иванович Карташов - военный летчик 1 класса, полковник в отставке.


НА НЕДАВНО состоявшейся научно-практической конференции в Ногинске обсуждались проблемы применения перспективных технологий в единой автоматизированной системе управления (АСУ) ВВС новой структуры. Те, кто готовил выступление министра обороны РФ маршала Сергеева на этом форуме, отлично понимают, что технологическую независимость и информационную безопасность системы нельзя рассматривать в отрыве от самого процесса боевого управления и его методической основы. Но, видимо, существующая неопределенность в выборе путей решения обсуждаемых на конференции проблем вынудила их сосредоточиться лишь на лозунге "...учесть специфику" слияния ПВО страны и ВВС в один вид ВС. Это обстоятельство в сочетании с выбором приоритетов организаторами конференции наводят на мысль о том, что может быть сформирован такой облик системы боевого управления (СБУ) авиацией, который вряд ли сможет отражать объективные закономерности ее боевого использования. Не надо удивляться тому, что в результате гора денег, которые может под новую разработку получить "оборонка", снова породит такую же мышь, какой сорок лет тому назад стала система "Воздух-1". Разобраться в существе проблем боевого управления авиацией можно только с точки зрения особенностей содержания этого процесса и его методической основы.

Известно, что структура и функциональные возможности системы боевого управления приводятся в соответствие уровню принимаемых решений. Их три - стратегический, оперативный и тактический. Каждому из них соответствует своя область воздушного и космического пространства, свой масштаб последствий принимаемых решений как функция вероятного ущерба для каждой из противоборствующих сторон и степени его неотвратимости.

Материальная основа СБУ стратегического уровня должна обеспечивать Верховное командование своевременной и достоверной информацией аналитического содержания, необходимой для выбора способов решения военно-политических проблем.

На оперативном уровне речь идет о планировании совместных боевых действий соединений и частей различных родов войск (видов ВС) в рамках создаваемой группировки. Противника упреждают в принятии решений на боевые действия, в перегруппировке сил и достигают информационного превосходства над ним. О качестве СБУ этого уровня обычно судят по времени, затраченному на постановку боевой задачи и получение результатов ее выполнения. Основное направление ее совершенствования - приведение функциональных возможностей к реальному масштабу времени.

Поскольку в основе решения оперативного уровня и в ВВС, и в ПВО всегда было определение боевой задачи и способа ее решения, то функциональное совмещение их СБУ особых проблем не создает. Другое дело - соединение двух систем боевого управления тактического уровня, сложившихся в этих видах ВС к настоящему времени. Чтобы осмыслить существо проблемы и правильно расставить приоритеты, необходимо совершить краткий экскурс в историю.

Начнем с проблем, связанных с взаимодействием авиации с зенитной артиллерией (ЗА). Во Второй мировой войне ЗА прикрывала объекты от ударов с воздуха в зоне, ограниченной дальностью стрельбы, истребители - в районе на подступах к этой зоне. ЗА и истребительная авиация (ИА) действовали самостоятельно, т.е. так же, как и при решении других свойственных им задач. Основной формой боевых действий ИА был воздушный бой.

В бою командир группы подавал своим подчиненным команды или эволюциями самолета, или по радио. До ввода в бой командир истребителей получал информацию от наземной радиостанции наведения, а с началом сближения управлял боем, находясь в воздухе. Эскадрилья самолетов в этом случае была пределом возможностей командира по объему воспринимаемой информации и по ее получению, так как дальность обнаружения самолетов в воздухе была соизмерима с радиусом зоны очага группового воздушного боя.

Совместными действиями больших групп авиации управлял командир соединения, находясь со своим КП в районе выполнения ими своей задачи. Он наблюдал с земли за воздушной обстановкой, информировал о ее динамике командиров групп, осуществлял целеуказание, вводил и выводил их из боя. Это была первая СБУ авиацией, обеспечившая активное и непосредственное участие авиационного командира в процессе выполнения поставленной подчиненным боевой задачи в реальном масштабе времени.

Параметры пространственных маневров реактивных самолетов вывели их из поля зрения наблюдающих за ними с земли и управление их действиями ограничилось этапом ввода в бой. Командир эскадрильи истребителей с началом боя сначала становился командиром группы тактического назначения, а затем превращался в ведущего пары. Только с началом выхода эскадрильи из боя он снова становился ее командиром.

Ударная авиация в отличие от истребителей осталась в поле зрения командира и авианаводчика. Осталась потому, что ее экипажи свою цель могли обнаружить только визуально, да и поразить с дальностей, соизмеримых с дальностью видимости цели невооруженным глазом.

Совершенствовались самолеты, совершенствовались и радиолокационные средства. Но картинку на индикаторе кругового обзора РЛС можно было уверенно "читать" только после специальной тренировки, так как она существенно отличалась от пространственного образа воздушной обстановки, сложившегося в процессе практических полетов и наблюдения за ними с земли. И командиры поручили управление истребителями списанным летчикам - специально подготовленным штурманам командных пунктов (КП). В распоряжении командира на КП остался вертикальный планшет, на обратной стороне которого планшетист вручную наносил проводку цели и перехватчика по устной информации оператора РЛС. Обстановка "отставала" от динамики боевых действий на 2-3 мин. и исключала оперативное вмешательство командира в действия вводимых в бой истребителей. Из-за ограничений по воспроизведению обстановки на индикаторе РЛС штурман КП управлял ими до доклада экипажа "Цель вижу" и до выхода его из боя в действия летчика не вмешивался. В курсе летной подготовки появилось название упражнения "Полет на перехват и воздушный бой".

Дальнобойность оружия и рассредоточенные боевые порядки истребителей, действующих по единому замыслу, сделали процесс боевого управления полностью приборным и по-прежнему коренным образом отличающимся от сформированного в процессе летной полготовки пространственного образа полета. Штурману КП пришлось полностью включиться в динамику боя. Он стал называться офицером боевого управления и делить юридически ответственность за исход боя с экипажем.

Сверхзвуковые самолеты и зенитные ракеты поступили на вооружение почти одновременно. Но авиация и зенитная артиллерия взаимодействовали по-прежнему по месту и времени. Процессы распознавания и целераспределения были у каждого из них свои. Поскольку работой РЛС управлял свой КП, своими стали и радиолокационные поля. Фронтовые истребители ВВС дежурили в системе ПВО страны вместе с ИА ПВО, а задачи по своему боевому предназначению они решали совместно с ПВО Сухопутных войск. У каждого был свой противник и своя тактическая обстановка, обусловившая многообразие боевых задач у ИА ВВС и узкую специализацию в подготовке истребителей ПВО. Особенности боевого использования ИА ВВС и ИА ПВО предопределили структуру и функционирование систем их боевого управления, границы зон ответственности. Но с появлением дальнобойного и высокоточного оружия, способного проходить через тактическую зону, прикрываемую ПВО Сухопутных войск, и объектовую ПВО в оперативной глубине, эти зоны стали совпадать, превращаясь в одну.

В этих условиях наиболее предпочтительным было бы действовать и авиации, и зенитным ракетным частям одновременно в одной зоне. Но у этого решения есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, скоротечности и непредсказуемости воздушной обстановки можно противопоставить только своевременность и слаженность действий истребителей и ЗРК, действующих по одной цели. А с другой - преимущества данного способа взаимодействия могут быть сведены на нет высокой вероятностью уничтожения зенитчиками своих самолетов.

Основная причина этих противоречий кроется в значительном отставании по времени процесса распознавания принадлежности воздушной цели и последующего целераспределения от динамики развития ситуации в воздухе. Казалось бы, что эту задачу можно было бы разрешить, создав одно радиолокационное поле с одним способом кодирования информации и поручив принятие решения кого и чем именно уничтожить кому-то одному.

Но авиационный командир досконально не знает, как управлять огнем ЗРК, а командир-зенитчик некомпетентен в боевом управлении истребителями, ведущими групповой воздушный бой, или штурмовиками, осуществляющими огневую поддержку.

20 лет назад эти проблемы были "расшиты" на исследовательских летно-тактических учениях, в ходе которых фронтовая ИА отражала налет смешанных групп "противника" совместно с ПВО Сухопутных войск, действуя одновременно с зенитными ракетными частями в одной с ними зоне.

Но для этого пришлось офицеров боевого управления КП соединения истребителей посадить на рабочие места командиров зенитных ракетных дивизионов в кабины их боевого управления. В ходе учений "гости" управляли действиями истребителей, "хозяева" - огнем ЗРК, не отставая от динамики обстановки, складывающейся в воздухе.

Правомерен вопрос - почему именно авиаторы были размещены на рабочих местах зенитчиков, а не наоборот? Поскольку это было впервые, то учению предшествовало практическое апробирование этой идеи с участием ограниченных по составу сил - два противника в воздухе и один ЗРК. Оказалось, что офицер боевого управления авиационного командного пункта без затруднений "читает" картинку, предоставляемую командиру зенитного ракетного дивизиона, и одновременно с ним осмысливает воздушную обстановку и тенденцию ее развития. Но в отличие от последнего, зная предполагаемый характер пространственных маневров своих истребителей и владея навыками управления их действиями в бою, офицер боевого управления смог своевременно "подстраховать" промах ЗРК за счет их перенацеливания или увода из опасной зоны.

Анализируя итоги эксперимента, можно было бы утверждать, что с помощью такого рода взаимодействия можно решить все проблемы боевого управления авиацией и зенитными ракетными войсками (ЗРВ) тактического звена. Но этого делать пока нельзя - авторам этой идеи так и не удалось включить в процесс боевого управления авиацией командира авиачасти или соединения, как это было в годы Второй мировой войны. А все дело в том, что и офицер боевого управления КП авиации, и командир ракетного дивизиона владеют своими, особенными навыками перевода плоской картинки индикатора кругового обзора РЛС в пространственный трехмерный образ воздушной обстановки, а вот командир истребительного полка - далеко не каждый. Но зато каждый командир-летчик без труда разбирается в уже нарисованной компьютером трехмерной картине, полностью совпадающей с любой методической схемой и с привычным восприятием воздушной обстановки, наблюдаемой с земли. Автору известно, что такую картинку компьютер нарисует, и это обстоятельство в итоге позволит сначала заменить индикатор кругового обзора РЛС монитором, а затем вернуть командира летчика на то рабочее место, с которого он без ограничений по объему информации и в реальном масштабе времени будет управлять боевыми действиями.

Требуется несколько иначе расставить приоритеты в выборе путей совершенствования АСУ и объединения систем ВВС и ПВО.

Во-первых, можно полагать, что объединение органов управления ВВС оперативного уровня в рамках единого информационного поля АСУ ВС РФ представляет в основном лишь технические трудности, так как в методическом плане уже сложилось содержание информационных потоков и определено содержание информационных программ.

Во-вторых, органы боевого управления силами ПВО, действующими в отрыве от Сухопутных войск, и органы боевого управления фронтовой авиации и ПВО СВ должны создать единое информационное поле, представляющее в реальном масштабе времени одну понятную и для ИА, и для ЗРВ информацию о воздушной обстановке. В качестве приоритетного способа целесообразно считать предоставление этой информации командиру и офицеру боевого управления в трехмерном и идентифицированном по признаку "свой-чужой" виде.

В-третьих, органы боевого управления авиации и ЗРВ должны быть или объединены, или, оставаясь самостоятельными, тесно связаны в одном информационном поле и располагать рабочими местами для офицеров боевого управления взаимодействующих частей ИА и ЗРВ.

В военно-научных и исследовательских учреждениях существует определенный задел по полунатурному моделированию тактической обстановки и функционированию в ней современных авиационных боевых комплексов и ЗРК, состоящих на вооружении ВС РФ. После завершения работ по разработке и созданию опытных образцов таких тренажерно-моделирующих комплексов можно было бы пока на этом уровне определиться и с перспективными техническими средствами системы боевого управления тактического уровня.

Кстати, именно на таком комплексе, с такими средствами управления можно было бы апробировать и объективность предлагаемого Иваном Ерохиным ("НВО" # 16, 1999 г.) пути решения проблемы управления в мирное и в военное время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
571
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
717
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
604
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
490

Другие новости