ПЕРВЫЕ дни декабря ознаменовались буквально безудержным стремлением российских оборонных производителей прорваться на рынки вооружений в Ахиатско-Тихоокеанский регион, что стало наиболее ярко проявилось на проходящей на малайзийском острове Лангкави представительной международной выставке авиакосмической и военно-морской техники "ЛИМА-99". С отечественным ОПК вели открытое соревнование в течение недели 600 именитых компаний из 40 стран мира. Борьба велась за право поставлять большие партии вооружений, в частности, под пятилетнюю военную программу правительства Малайзии начиная уже с 2001 г.
Россия выглядела достойно. Госкомпания "Росвооружение" продемонстрировала продукцию 34 оборонных предприятий, в состав делегации входили 200 видных конструкторов и директоров заводов. Из 107 натурных образцов, представленных на выставке, 15% были российского производства. А ежедневные три часа демонстрационных полетов в ходе работы выставки были предоставлены российским авиасредствам. Большой интерес специалистов и малайзийской публики привлекли многоцелевые боевые самолеты Су-30К и Су-30КИ. Впервые в малайзийском небе был показан двухместный вариант испытанного в боях, в том числе в Чечне, штурмовика Су-25 - Су-25УБК. Он рассматривался в качестве возможной замены английских "Хок" 100-й и 200-й модификаций, находящихся на вооружении малайзийской армии. Национальные ВВС продемонстрировали МиГ-29, состоящие у них на вооружении с 1994 г. Широко были представлены российские боевые и военно-транспортные вертолеты, как казанского, так и улан-удинского заводов.
Требованиям малазийских военных вполне удовлетворяет, насколько можно судить по реакции на выставке, зенитный ракетный комплекс "Бук-М-1-2". Особенность его в том, что он является единственным в мире, способным поражать не только воздушные цели, включая самолеты-невидимки, но и корабли. Слов нет, он запал в души представителям местных военных кругов. Возможно вскоре он разделит судьбу другого отечественного переносного зенитного ракетного комплекса "Игла". Меморандум по его приобретению, развертыванию совместного предприятия по обслуживанию с малайзийской стороной был подписан прямо в ходе работы выставки.
Морская часть российская экспозиции представляла дизель-электрические подводные лодки ХХI в. типа "Амур", усовершенствованные субмарины "Кило", прозванные за их низкую шумность "черными дырами в океане". Хорошими экспортными возможностями, по мнению специалистов "Росвооружения", обладают ракетный катер "Молния", десантный катер на воздушной подушке "Мурена", а также новинка отечественного судостроения фрегат "Гепард", созданный с использованием технологии "стелс".
ЮЖНОАЗИАТСКИЙ РЫНОК
Российское наступление в области военно-технического сотрудничества (ВТС) на выставке возглавил заместитель генерального директора госкомпании "Росвооружение" Алексей Рощин, пожалуй, впервые открыто заявивший о готовности отныне оформлять оффшорные сделки практически на любых условиях. Ранее российские экспортеры говорили только о прямых расчетах. Кроме того, он особенно подчеркивал, что российский ОПК готов рассматривать предложения по "подгонке" тактико-технических качеств вооружений - самолетов, вертолетов,подводных лодок, ракетных катеров - под индивидуальные требования тех или иных национальных вооруженных сил.
Все это не могло не импонировать представителям стран региона. Одной из ведущих тенденций развития рынка оружия стран Южной Азии, по наблюдениям российских экспертов, является стремление перейти от простых закупок вооружений к более сложным видам военно-технического сотрудничества. Начиная с конца 80-х гг. Малайзия, Сингапур, Индонезия, Филиппины и другие страны региона увязывают поставки вооружений с последующей передачей лицензий, созданием собственной инфраструктуры производства, обязательными оффсетными соглашениями и встречными закупками. Оффсет предполагает возврат стране-покупателю части средств, выделенных на приобретение вооружений, в форме внешних инвестиций, создания совместных предприятий, подписание субконтрактов на производство отдельных узлов и систем и т.д. За счет этого Сингапур активно развивает аэрокосмическую и электронную промышленность, Малайзя и Австралия - промышленные мощности по созданию и обслуживанию авиационных и военно-морских вооружений, Индонезия специализируется на производстве авиадеталей и запасных частей, Филиппины развернули лицензионное производство бронетехники (бронетранспортер "Симба") и планируют создать собственное производство стрелкового оружия и боеприпасов к нему.
Россия длительное время активно осваивает этот рынок вооружений, ведя ожесточенную борьбу с конкурентами из США, Франции, Германии, Швеции и Китая. В последние годы к ним прибавились Чехия, Польша, Словакия, преимущественно эксплуатирующие военно-технические достижения бывшего Советского Союза, к которым они в свое время получили доступ как союзники по блоковой стратегии.
В то время как бывшие союзники по соцлагерю каждый самостоятельно ищут подходы к мировому рынку оружия, западные компании избирают прямо противоположные методы. Специально к первому дню работы выставки "ЛИМА-99" было приурочено официальное сообщение о завершении объединения корпораций "Бритиш-Аэроспейс" и "Маркони". И та и другая являются партнерами Малайзии по военному бизнесу. Теперь же их мощь возросла: объединенная "Бритиш-Аэроспейс-Маркони" стала третьим по мощи авиационно-космическим гигантом в мире, что не может не сказаться на росте авторитета среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Но даже находясь в столь ограниченных условиях, российские организации, осуществляющие военно-техническое сотрудничество, добиваются неплохих результатов. В Малайзию, например, поставлено 18 самолетов МиГ-29 (к сожалению, один из них потерпел катастрофу). Велик интерес к противотанковому ракетному комплексу "Метис-М" и реактивным системам залпового огня "Смерч", поражающих противника на дальности до 90 км. В более отдаленной перспективе предполагается продвижение в Малайзию танка Т-90С, военно-транспортных вертолетов Ми-26 и Ми-17-1В, зенитной ракетной системы С-300ПМУ1, а также малозаметных и малошумных подводных лодок "Кило" нового, 636-го проекта.
В Индонезии по мере выхода из кризиса, охватившего страну в 1997-1998 гг., перспективными направлениями, по мнению российских экспертов, могут стать реализация контракта на поставку вертолетов Ми-17-1В, продвижение боевой машины пехоты БМП-3, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-80, а также зенитных ракетных, радиолокационных комплексов, различного стрелкового оружия.
С учетом планов модернизации Вооруженных сил Сингапура "Росвооружение" сосредоточивает усилия на создании условий для осуществления поставок в эту страну средств противовоздушной обороны и проработке совместных проектов по разработке и лицензионному производству отдельных узлов и систем вооружений.
Открываются для России и Филиппины. В настоящее время "Росвооружение" совместно с ВПК "МАПО" выдвинули на участие в тендере специально разработанный для условий островного государства многоцелевой истребитель МиГ-29СМФ. Помимо этого, как считают российские специалисты в области ВТС, филиппинских военных явно интересуют патрульные артиллерийские и ракетные катера, средства ПВО, отечественное стрелковое оружие.
Завязываются связи и с Бангладеш, реализуется контракт на поставку запасных частей к бронетранспортерам БТР-80. Межправительственным соглашением предусматривается поставка восьми МиГ-29, участие России в модернизации судоверфи в Кулине. Предстоит тендер на поставку неуправляемых реактивных снарядов для вертолетов Ми-17 и радиолокационной станции для Сухопутных войск.
Перспективными для взаимоотношений со Шри-Ланкой считаются поставки патрульных катеров типа "Светляк", "Богомол", "Мираж" и "Паук", а также вертолетов и вертолетных вооружений. Начали обозначаться военно-технические связи и с Австралией, которая объявила о проведении маркетингового исследования по средствам противовоздушной обороны. Россия представила документацию на весь свой обширный арсенал ПВО.
Выставка в Малайзии имеет большое значение для планов "Росвооружения" в области маркетинга, поскольку ожидается, что в ближайшие 10-15 лет армии стран региона будут интенсивно перевооружаться. В целом российский ОПК отвечает принципиальной позиции малайзийского военно-политического руководства - иметь дело с мощными компаниями мирового уровня, позволяющими насыщать национальный оборонный сектор новыми сложными технологиями и создавать совместные предприятия по обслуживанию вооружений и боевой техники регионального уровня. В этом отношении Россия обладает определенным авторитетом. Весьма показательно, что представительство госкомпании "Росвооружение" было размещено в центральном административном здании близ кромки летного поля по соседству с малайзийским Министерством обороны и правительственным офисом.
АВИАЦИОННЫЙ ЛИДЕР
Чрезвычайно активно вели себя российские представители не только во время демонстрации техники, проведения почти ежедневных пресс-конференций, но и в маркетинговой работе почти на персональном уровне с малайзийскими официальными представителями. Состоялась не одна конфиденциальная встреча российских оборонщиков с высокопоставленными представителями Малайзии. Накануне открытия международного авиасалона генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян представил местным военно-политическим руководителям, по сути, восемь модификаций своего самолета. Осталось впечатление, что у гостей глаза разбегались от такого изобилия, но главное - они увидели, что могут заказать России именно тот самолет, который бы желали иметь на вооружении.
Фокус внимания специалистов с первого дня был сосредоточен на продукции Иркутского авиационного производственного объединения, представившего сразу несколько своих боевых машин. Подогревал интерес специалистов и тот факт, что ИАПО успешно реализует контракты на поставку в Индию четырех десятков самолетов "Су-30К" (из них поставлено уже восемь). В этом же году подписано и выполнено соглашение на приобретение Дели еще дополнительных 10 боевых машин. Три недели назад ВВС Индии представлен последний самолет, два из них уже облетаны.
Следующий этап на этом пути - поставка многофункционального самолета пятого поколения Су-30МКИ. Причем все ранее проданные в Индию Су-30К будут переоборудоваться под стандарты МКИ. Однако возникают трудности, хотя и не по вине иркутчан. Индийская сторона довольно долго подбирала свою часть бортового радионавигационного оборудования, пока не остановила внимание на продукции французских фирм. Всего месяц назад оно поступило на специальные стенды в ИАПО, где проводится его технологическая подгонка. Индийский и российские компьютеры образуют основу новой авионики для Су-30МКИ. Ее обретут еще 32 машины, которые строятся для Индии.
Прорабатываются планы сотрудничества до 2018 г. Как сообщил генеральный директор ИАПО Алексей Федоров, его предприятие построит для индийской обороны в общей сложности 140 самолетов.
Проект, как отмечают иркутские специалисты, уже приобрел притягательность для ряда стран, которые имеют на вооружении Су-30К. Модернизированные самолеты получат возможность работать по наземным целям, чем расширят диапазон своего применения. Электронное оборудование позволит точно направлять ракету в цель, осуществляя при этом постоянное сопровождение в автоматическом режиме. Также они будут способны применять высокоточное тепловизионное оружие. Полностью "остекленная" кабина оснащена цветными жидкокристаллическими дисплеями. Самолет с бортовым номером 597, находившийся на авиасалоне, представлял фрагменты этой новой авионики, в частности, он имеет самый большой для этого класса машин многофункциональный цветной жидкокристаллический дисплей.
Бортовая электроника создана на предприятии "Русская авионика". Буквально накануне выставки "ЛИМА-99" модернизированный Су-30 впервые поразил цель на полигоне в Ахтубинске корректируемой авиабомбой КАБ-500.
Обязанности делятся между пилотами: один управляет самолетом и воздушным боем, другой применяет высокоточное оружие класса "воздух-поверхность", в том числе и по морским целям.
Ведутся работы по развитию межобъектовой навигации, позволяющей летным экипажам обмениваться информацией, в какой бы точке земного шара ни находился каждый из них. В этом году в районе Северного полюса проведено два таких испытательных полета.
Самолетом начала следующего столетия называют свое детище конструкторы ИАПО. Су-30 сам по себе обладает беспрецедентными летными качествами, утверждает технический директор ИАПО Александр Вепрев. Не доставало ему "интеллекта". Получив его, Су-30 превзойдет американский истребитель F-16 по боевым качествам и в то же время окажется значительно дешевле для стран-потребителей.
По-прежнему высок интерес к гражданской продукции Иркутского авиационного производственного объединения, в частности к амфибийному самолету
Бе-200. В качестве летающего пожарного он берет на борт 32 тонны воды, что в 4 раза больше, чем способен взять его самый достойный иностранный конкурент. Хотя полностью сертифицировать самолет-амфибию предполагается в 2001 г., тем не менее на выставке в Малайзии он пользовался популярностью.
Много перспективных планов вынашивают в Иркутске, но опасаются подножек всемогущего чиновничьего аппарата. В
ИАПО легче создать новый самолет, покоряющий воображение, чем, например, добиться права на учреждение пунктов их технического обслуживания за рубежом. В результате теряют клиентов.
МОРСКИЕ ЭКСКЛЮЗИВЫ
Среди сотен экспонатов по морской технике, представленных на выставке вооружений в Малайзии "ЛИМА-99", лишь к немногим было применимо определение "лучший в своем классе". Однако Россия привезла в основном именно такие образцы подводных лодок и ракетных катеров.
В центре морской экспозиции госкомпании "Росвооружение" - подводные лодки класса "Кило" и продолжение его развития субмарины "Амур". Хотя у новой модели, как утверждает генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Юрий Кормилицин, нет ни одного винтика, индетичного подлодке-предшественнице, тем не менее "Амур" обладает еще более низким уровнем шумности.
Преимущество российских подлодок состоит в малошумности и в превосходящем вооружении. Эти подлодки не заметны для противника, но в 4 раза дальше видит его - они располагают мощнейшей гидроакустикой, которая имеется только на американских атомных субмаринах. В подводной дуэли российская подлодка первой обнаруживает вражеский корабль и первая стреляет. Малошумность - секрет предприятия. Там считают, что даже при продаже подлодок за рубеж, он так и останется нераскрытым.
Однако борьба с шумами не единственное качество российских подлодок, по которому они превосходят свои иностранные аналоги. Например, автономность хода субмарины нового немецкого 212-го проекта - 30 суток, на российском "Амуре" - 45.
Превосходят российские "черные дыры" французских и немецких соперников в показателях по вооружению. Уникальная крылатая ракета 3М-54Э впервые представлена на международной ярмарке оружия. Она летит на дальность до 220 км. Имеет три ступени, две первые обеспечивают движение на дозвуковой скорости, третья отстреливается за 20 км до цели и на сверхзвуковой скорости, обеспечивающей неуязвимость от средств ПВО противника, вонзает в него 250 кг взрывчатого вещества. От такого удара эсминец просто раскалывается.
Возможна также залповая стрельба из шести торпедных комплексов "Клуб" по надводным целям и летающими надводными торпедами по подводным целям: ракета отстреливается из подводного положения, затем летит по воздуху, в районе вражеской подлодки опускается на парашюте и, двигаясь под водой на скорости, упреждающей любой антиторпедный маневр цели, поражает ее. У западных конкурентов-производителей подобного вооружения ракеты имеют значительно меньший радиус поражения.
Сейчас строится последняя лодка "Кило" проекта 877, затем последует окончательный переход к производству второй серии лодок "Кило", но уже другого, 636-го проекта. Разработан технический проект третьей серии этих подлодок - 636М, над которым идет активная работа и параллельно ведутся переговоры с потенциальными иностранными заказчиками о их поставках.
Российские подлодки "Кило" пользуются спросом: из 46 уже построенных 21 приобретена иностранными флотами. Сейчас ведутся активные переговоры в четырех странах Востока и Средиземноморья по продаже подлодок "Амур".
Заложено только первые два "Амура". Когда они сойдут со стапелей, надеется генеральный директор "Рубина" Юрий Кормилицин, интенсивность переговоров усилится. Это международная практика - немецкая лодка 212-го проекта тоже еще не плавает, так же как и французская "Скорпена". Тем не менее специалистам уже ясно, что лодки класса "Кило" не имеют себе равных. К тому же и цены на них ниже, чем у немецких и французских конкурентов.
Надводный флот представлен на выставке в Малайзии в основном ракетными и патрульными катерами. Здесь Россия традиционно занимает лидирующие позиции. Ее выставочный эксклюзив - это 30-тонный катер "Молния", главным оружием которого являются четыре ракетные пусковые установки "Москит". Две ударные группы по три катера, считают эксперты, способны нанести существенный урон авианосной группировке. Сегодня нет средств ПВО, которые были бы способны перехватить российские ракеты. Они устойчивы к воздействию средств радиолокационной борьбы - летящую ракету невозможно увести с траектории. Эксперты полагают, что в ближайшие 10-15 лет Запад не способен создать такое оружие. Цены невысокие, что позволяет флотам небольших государств приобрести надежную охрану для обширных морских акваторий.
И заинтересованные покупатели находятся, прежде всего среди тех стран, которые приобрели предшествующую модель ракетного катера "Оса". Их было продано около двух сотен в 22 государства. Они стали основой ударных сил средних и малых по составу флотов.
Россия предлагает к продаже модель ракетного катера "Скорпион", выполненного по технологии "стелс". Он оснащен мощной радиоэлектроникой, позволяющей видеть и управлять ракетами за горизонтом примерно в радиусе 120 км, для чего прежде использовалась авиация. Другая новинка отечественной промышленности - патрульный катер "Катран", предназначенный для охраны экономических вод государства. Почти полторы сотни его предшественников были проданы за рубеж. Ожидается, что "Катран" превзойдет этот показатель.
Предлагаются иностранным покупателям и корабли, и катера на воздушной подушке. Танко-десантный корабль "Мурена" способен нестись со скоростью 60 км/ч как над морской поверхностью, так и над твердым грунтом, и не имеет аналогов в мире. Он берет на борт один средний танк или двести человек десантников. Представители заинтересованных стран уже выезжали в Россию, где знакомились с амфибиями в деле.
Остров Лангкави (Малайзия) - Москва