Вертолет Ми-8АМТШ уже используется малайзийскими пожарниками. Хотят его получить и Вооруженные силы. |
БЕСПРОИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ
Именно в рамках этих правил российские производители оружия и вели конкурентный спор на выставке, в частности за право поставок авиатехники.
Несомненным лидером здесь пока остается Российская самолетостроительная корпорация "МИГ", где гордятся тем, что первыми осуществили прорыв на малайзийский рынок вооружений, когда в 1995 г. заключили первое соглашение на поставку истребителей МиГ-29. Уже несколько лет работает совместное российско-малайзийское объединение, где производится сервисное обслуживание поставляемых самолетов. Проведено четыре этапа модификации малайзийских МиГов. Они коснулись системы дозаправки топливом в полете, радара и системы управления вооружением. Малайзийские летчики, по оценке представителей РСК "МИГ", достаточно успешно освоили российскую боевую машину.
Экспортеры корпорации "МИГ" совместно с "Росвооружением" предлагают провести модернизацию малайзийских самолетов, подняв их до уровня МиГ-29СМТ - самолета поколения "четыре плюс". Работы предполагается вести в три этапа: сначала установить дополнительные баки, то есть увеличить дальность полета с 1,5 тыс. км до 3 тыс. км, чего сейчас явно не хватает российским истребителям в Малайзии. Затем переоборудовать бортовую аппаратуру под применение нового оружия и наконец довести истребитель до кондиции МиГ-29СМТ.
Ставка делается на давние связи и созданную в Малайзии инфрастуктуру под самолеты МиГ.
На московской выставке МАКС-99 генеральный директор и конструктор корпорации "МИГ" Николай Никитин передал делегации малайзийских Военно-воздушных сил пакет предложений по поставкам МиГ-29СМТ. Однако ответная реакция Куала-Лумпура держится в секрете. Тем не менее руководители корпорации "МИГ" считают, что все идет нормально, поскольку самолет известен малайзийской стороне достаточно хорошо: помимо московской выставки МАКС-99 соответствующие специалисты знакомились с ним на заводе, а по словам представителя "МИГ", один из малайзийских летчиков недавно совершил полет на этой машине. Модернизированный МиГ-29СМТ, как считают его создатели, позволит в условиях Малайзии "достать" до самых удаленных уголков этой страны.
Рекламный козырь корпорации "МИГ" заключается в том, что сейчас она располагает тремя заключенными контрактами на поставку этого самолета в другие регионы мира. Производители РСК "МИГ" заявили, что в скором времени состоится подписание большого контракта с одной из стран в Юго-Восточной Азии.
Видимо, последнее обстоятельство подталкивает "Сухих" продвигать свой тяжелый истребитель, имеющий превосходящий радиус полета. К тому же они предлагают именно ту конструкцию и комплектность боевой машины на базе Су-27 или Су-30, какую хотели бы иметь малайзийцы.
Концерн "Сухого" продвигает свои самолеты, имея козыри из той же колоды конкуренции. В августе этого года премьер-министр Малайзии посетил заводы по производству самолетов "Сухого" в Улан-Удэ и Комсомольске-на-Амуре и проявил определенную заинтересованность. Михаил Погосян, генеральный директор АВПК "Сухой" пояснил, что в Малайзии конечное решение на поставку вооружений зависит от военного командования лишь на 40%, а на 60% - от политического руководства страны. Экспорт истребителей Су-27 и Су-30 соответственно в Китай и Индию тоже говорит о многом в плане рекламы. Вместе с тем он полагает, что если правительство Малайзии выберет самолет "Сухого" для дальнейших закупок, то эта машина будет соответствовать всем требованиям малайзийской стороны. "Росвооружение" и концерн "Сухого" готовы работать совместно с малайзийскими компаниями по созданию нужного стране боевого самолета на базе Су-27. Кроме того, малайзийцы присматриваются к двухместным Су-25, так как у них уже были проблемы с "Хоками", в том числе и катастрофы.
Отвечая на вопрос корреспондента "НВО" о том, готов ли "МИГ" уступить часть сегмента на рынке вооружений концерну "Сухого", заместитель генерального директора РСК "МИГ" Виктор Пузанов был категоричен: "Все будет зависеть от того, какая из российских авиафирм здесь лучше поработает".
Его же визави - Михаил Погосян занимает сдержанно-уверенную позицию. Он выступает за здоровую конкуренцию российской боевой техники на малайзийском рынке, без интриг и какого-либо искусственного сдерживания соотечественников-производителей. По оценке Михаила Погосяна, МиГи в целом довольно удачно представили возможности России в области вооружений в этом регионе, то есть создали определенный авторитет российскому оружию. Но судя по всему, сегодня Малайзия хотела бы иметь технику несколько иного уровня, с более широкими боевыми возможностями. Но, что вполне естественно, техника семейства "Сухих" - дороже. Продуктивность контактов в конечном итоге будет зависеть от позиции малайзийской стороны.
Универсальная легкая машина "Водник" способна решать широкий круг боевых и обеспечивающих задач. |
Еще одна примечательная деталь российского оружейного бизнеса: к нему подключаются руководители российских регионов. В качестве протеже завода "Сухого" в Комсомольске-на-Амуре выступали и представители губернатора Хабаровского края, которые на выставке в Малайзии даже имели свой шале - очень дорогостоящий шаг, но, видимо, цель оправдывает средства. Связи хабаровчан и малайзийцев давние и прочные, они уходят корнями в сферу деревообработки. Лоббирование интересов "Сухого" связано с тем, что завод в Комсомольске-на-Амуре является градообразующим и его финансовое состояние отнюдь не безразлично для руководства края.
Подобное положение сложилось и в конкурсной борьбе за российский вертолет. Спорили два завода, один - в Улан-Удэ, другой - в Казани. Вертолет Ми-8АМТШ является одной из самых мощных винтокрылых машин в мире, имеет ракетное вооружение, позволяющее работать и по земле, и по воздуху с дальностью поражения до 5 км. Побывав на бурятском заводе малайзийский премьер очень заинтересовался вертолетами, хотя в пожарной службе страны уже закуплены и используются две аналогичные машины, но производства Казанского завода. Каждое из двух российских авиапредприятий имеют в Малайзии своих могучих спонсоров, арендовавших им на выставке специальные места. Местные фирмы используют звучные имена российских заводов для своей рекламы, и в то же время ведут конкурентную борьбу для проталкивания авиапродукции на малайзийском рынке. Хотелось бы, чтобы это соперничество не помешало одному из российских предприятий выйти в победители на столь жестком международном рынке оружия.
НОВИНКИ ИЗ ТУЛЫ
В единой стендовой экспозиции с "Росвооружением" второй раз принимает участие известное за рубежом оборонное предприятие из Тулы - Конструкторское бюро приборостроения (КБП). У него чрезвычайно широкая номенклатура выпуска различных типов вооружений: от стрелкового до ракетно-пушечного. Все самолеты и вертолеты российского производства вооружены пушками ГШ. Широк выбор и противотанковых реактивных комплексов - и носимых, и возимых.
КБП работают как с "Росвооружением", так и самостоятельно, имеют трехгодичный портфель заказов почти на полмиллиарда долларов. Однако считают, что если не будет преград на заключение соглашений, то предприятие сможет по всей пользующейся у заграницы номенклатуре выполнять заказов ежегодно на 450 млн. долл.
В основном КБП существуют за счет зарубежных контрактов, их соотношение с заказами от родного Минобороны составляет приблизительно 10:1. Более того, военное ведомство не выделяет ни копейки на развитие производства, создание новых образцов вооружений - все это делается из доходов от военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Вследствие этого, зарплата на предприятии колеблется на уровне 1 тыс. руб.
Ходовой товар для иностранцев, как убедились на выставке представители КБП, - ракетный комплекс для кораблей малого водоизмещения "Вихрь-К". Ракетный комплекс действует на дальности до 10 км и поражает цель с вероятностью 80% - многие корабли стран Запада не имеют подобного вооружения. Особенность комплекса в том, что его ракетой можно попадать в любую часть корабля противника: ходовую рубку, машинное отделение или отдельные части радиолокационных средств. Точность стрельбы с дистанции
10 км составляет квадрат, размером 2,5Х2,5 м. Той же ракетой можно стрелять и по берегу. Комплекс настолько автономен, что его можно ставить не только на вновь строящиеся корабли, но и уже находящиеся в строю. Отлично сопрягается с другими системами и вооружением корабля, монтажные же работы занимают не более месяца.
"Вихрь" также может устанавливаться на зенитно-артиллерийские установки советско-российского производства, многие сотни экземпляров которых разошлись по всему миру. Особенно ценен он в борьбе с пиратами, нарушителями территориальных вод, поскольку обладает высокой избирательностью поражения, не причиняя ущерба тем объектам, которые должны быть сохранены в зоне боевого столкновения.
Филиппины, Таиланд, Малайзия и ряд других стран проявили интерес к патрульному катеру, оснащенному комплексом "Вихрь". Не исключено, что в ближайшее время состоится подписание ряда контрактов на их поставку в зарубежные страны.
Дешев и эффективен другой тульский экспонат, привлекавший внимание посетителей выставки. Это реактивный пехотный огнемет "Шмель", который по разрушительной силе равняется 155-мм снаряду, хотя отстреливается с плеча. Иначе говоря, это артиллерийское орудие, которое носит с собой солдат. Дальность, естественно, не как у полевой артиллерии, всего - до 800 м. Но если снаряд попадает в окно здания, то оно складывается как карточный домик. Эффективен при уничтожении дотов, дзотов, укрытий в пещерах, обладает большими фугасными и высокими зажигательными возможностями. Немало стран заявили о желании наладить его лицензионное производство, поскольку он нужен в массовых количествах от нескольких до десятков тысяч единиц. Тульчане намерены удовлетворять эти торговые пожелания. Только договоров на прямые поставки "Шмеля" в другие страны сегодня реализуется уже свыше десятка.
Выставляются автоматические 35-мм гранатометы АГС-30. Они уникальны, весят всего 16 кг,
а американские аналоги - более 50 кг. Даже отечественные
АГС-17 тянут не менее 32 кг, что вдвое больше. Для бойца в ходе боевых действий каждый килограмм на счету. АГС-30 сейчас закупают некоторые страны, ведутся переговоры о приобретении лицензий, поскольку комплекс - техническая новинка, создан полтора года назад. Гранаты - осколочно-фугасные, дальность стрельбы - до 2 км. Может применяться и в ночных условиях. Скорострельность - до 400 выстрелов в минуту.
Иностранному покупателю предлагается также уникальный автомат - 9А91. Он малогабаритный, но пробивает стальной лист 8-мм толщины, а это значит, что способен поразить любые бронированные автомобили, а также легко бронированную технику. Обеспечивает бесшумную стрельбу, что делает его оружием преимущественно спецназа: с 25 м невозможно по звуку определить направление стрельбы. Найдены нетрадиционные технические решения: пуля обладает специальной конструкцией, что определяет ее высокую бронепробиваемость, хотя скорость - дозвуковая.
Тульское КБП представляет широкий выбор ракет, которые могут запускаться из различных орудийных стволов. Они управляются по лазерному лучу, что позволяет, например, танкам и боевым машинам пехоты вести огонь в движении на дальность до 5 км. Обычный танк стреляет на 2-2,5 км, ракета же обеспечивает заведомое преимущество в танковой дуэли.
Семейство управляемых снарядов обширно, их разновидности обеспечивают потребности большинства артиллерийских систем. Кажется, что каждая ракета к ним стоит дорого. Однако при уничтожении точечной цели эффективность возрастает в 15-20 раз, поскольку для поражения дота, дзота и других подобных целей на такую дальность требуется от 800 до 1,5 тыс. обычных снарядов с вероятностью где-то 0,9. Экономится не только материальный ресурс, но и время - требуется всего лишь 1-2 выстрела. Эти комплексы позволяют с хирургической точностью проводить операции в городе. Несколько стран уже закупили их. Западных аналогов нет: американские фирмы попытались сделать похожий артиллерийский комплекс "Копперхед", однако не смогли решить вопросы надежности некоторых технических узлов и сняли его с производства. Но после того как российское изделие стало широко расходиться по иностранным армиям, они вновь возобновили работы. Сложность в том, что перегрузки при стрельбе из пушки-гаубицы превышают 5 тыс. g, кроме россиян сегодня никому не под силу поставить на рынок хрупкую головку самонаведения, выдерживающую такое ускорение.
Многие западные страны просят создать подобные боеприпасы для своих систем. Туляки выборочно удовлетворяют предложения - всегда есть опасность, что ведется охота за технологиями.
ПОДГОТОВКА К СЛЕДУЮЩЕЙ ВЫСТАВКЕ
На Горьковском автозаводе имеется подразделение, именуемое управление конструкторских экспериментальных работ. Там разрабатываются и "Волги", и "Газели", и одновременно колесная бронетехника, но вход туда ограничен доступом. Однако потайные двери раскрываются все шире, поскольку агрегаты от военных машин начинают широко использоваться в гражданской технике. В основном это вездеходы и амфибии.
Последняя военная разработка - бронетранспортер "Росток", иначе говоря, БТР-90. Он олицетворяет собой четвертое поколение машин, без которых сегодня немыслимо вести общевойсковой бой. Отличие от предшественников у БТР-80 во всем: броневая защита повышена в два раза, силовая установка превышает 500 л.с., поднялась грузоподъемность - теперь на бронетранспортере может быть установлен любой вид оружия массой до 7 тонн.
Создана, по существу, базовая машина, которая обещает породить целое семейство боевой техники, в том числе колесные зенитные, артиллерийские системы, имеющие общую ходовую и энергетические части и множество других общих конструктивных элементов, особенно обеспечивающих маневренность и защиту личного состава во время боевых действий. Иначе говоря, представляется для продажи унифицированная платформа, предназначенная для размещения довольно разнообразного круга боевых средств поражения, управления и боевого обеспечения в тактическом звене. Ведутся работы по размещению противотанкового и зенитного комплексов, ремонтно-эксплутационных цехов, разработан санитарный вариант БТР-90, вмещающий 17 раненых на носилках.
Теперь перспективный российский бронетранспортер вышел из класса средних колесных бронированных машин и перешел в высшую лигу тяжелых, весом свыше 20 тонн. Такое направление в мировой практике признается прогрессивным. Хотя цена бронетранспортера возрастает, но в современном бою требуется именно такая тяжелая машина.
Причем не всем производителям военной техники удается следовать доминирующим тенденциям в этой сфере. Во Франции предпринимались серьезные попытки создать тяжелый бронетранспортер "Векстра", но в результате технических неудач работы были заморожены, и военный бюджет не выдержал сложных технических "наворотов". Совместный проект ряда европейских стран "GТК" по конструированию бронетранспортера массой свыше 25 тонн также остается пока не реализованным. Россия сегодня единоличный лидер по тяжелой колесной технике.
Примерно в полтора раза по сравнению с предшественниками возросла маневренность "Ростка": теперь передвижение по пересеченной местности становится возможным со скоростью до 60 км/ч, а по подготовленным дорогам - свыше 100 км. Значительно снижен радиус разворота, хотя машина стала длиннее, она научилась за счет особой трансмиссии задних колес доварачивать по танковому, на небольшом пятачке. В отличие от своих зарубежных аналогов, существующих не более как на бумаге, "Росток" обладает уникальной водометной системой, позволяющей ему преодолевать реки с интенсивным течением. В западных же конструкциях вся надежда на подводное вращение колес, что в большинстве случаев вовсе недостаточно для уверенного форсирования серьезного водного препятствия.
Собственно БТР-90 имеет принципиально новую башню - она двухместная, создана в содружестве с Курганским машиностроительным заводом. Предусмотрено четыре варианта вооружений: 30-мм пушка, спаренный с ней пулемет 7,62 мм, противотанковая управляемая реактивная система "Конкурс" или "Корнет", кроме того, гранатомет - АГС-17, а также противовоздушные переносные системы - словом, разносторонний комплект вооружений, позволяющий решать достаточно широкий круг боевых задач.
"Водник" - новая колесная разработка Арзамасского машиностроительного завода, также представленная в Малайзии. Машина легкая, ее можно рассматривать и как конверсионную, если снять броневую защиту и поставить какое-либо гражданское оборудование. Модульный кузов вполне позволяет это сделать и для различных военных средств. Возможна установка зенитных комплексов, систем связи и много другого общим весом до 2 тонн.
Примечательная деталь не только для арзамасцев, но и для российского военно-технического экспорта вообще: на международный рынок выбрасывается самый новый товар отечественного ОПК, порой в тот момент, когда еще не завершены его государственные испытания. Предприятия, борясь за выживание, больше надеются на иностранные военные ведомства, чем на Минобороны РФ. Заказ для российской армии на новейший БТР-90 ожидается в следующем году смехотворный - около десятка (это в условиях-то чеченской войны!), в то время как иностранные поставки, если экстраполировать огромные объемы экспорта предыдущей серии бронетранспортеров - БТР-80А, на перспективы закупок "Ростка", прогнозируются на порядок выше. Не исключено, что в ближайшие годы сложится парадоксальное положение, когда армии иностранных государств будут располагать вооружением на поколение совершенней, чем собственные Вооруженные силы России, стимулировавшие производство этой новейшей военно-технической продукции.
Колесной продукцией арзамасцев интересовались многие зарубежные военные представительства: долгое время у стенда провела делегация из Вьетнама во главе с четырехзвездным генералом, интересовались военные из Бангладеш, французские посредники, а важный чин из украинского Министерства обороны облюбовывал российский "Росток". Сами арзамасцы и представители "Росвооружения" считают, что на авиационной и морской выставке в Малайзии
БТР-90 сделал неплохой маркетинговый ход - ведь всего через полгода в столице этого южно-азиатского государства, Куала-Лумпуре, намечается проведение представительной выставки вооружений сухопутных войск. К этому событию готовятся не только организаторы, но, как видно, и российские военно-промышленные экспортеры.
Остров Лангкави (Малайзия) - Москва
УТОЧНЕНИЕ
В материале "Отечественный феномен" ("НВО", # 48, 1999 г.) вторую строку третьей колонки первой страницы следует читать: "...оформить оффсетные сделки..."
В.С.