0
5093
Газета Вооружения Интернет-версия

21.01.2000

"Морские волки" и надводные "хорьки"


ПО СУММЕ характеристик лучшей субмариной уходящего века следует признать американскую атомную подводную лодку четвертого поколения "Сивулф" ("Морской волк"), которая вступила в строй в 1998 г. Хотя, если исходить из чисто формального "рекордного" признака, она лишь самая дорогая в мире, поскольку обошлась налогоплательщикам почти в 3 млрд. долл. "Сивулф" присвоили тактический номер SSN-21, что призвано означать, что это лодка XXI в. Не только фактически, но и хронологически это соответствует действительности. Вторая в серии субмарина данного типа - "Коннектикут" - вошла в состав ВМС США в 1999 г., став последней атомной подводной лодкой уходящего века, а третья, получившая название "Джимми Картер", явится первым кораблем атомного подводного флота XXI столетия после передачи ее американским военно-морским силам в 2001 г.

ЛУЧШАЯ, НО НЕ НУЖНАЯ

На первых этапах испытаний "Сивулфа" акустическая аппаратура лодки фиксировала какие-то шумы неясного происхождения. Потом специалисты определили их источники. Это были кипящие кофеварки, вода, сливающаяся в гальюнах, хлопающие переборочные двери, падающие гаечные ключи и т.д. Дело в том, что на "Сивулфе" установлено 600 датчиков, определяющих и измеряющих уровни собственных шумов (для сравнения - на лодках предыдущего поколения типа "Лос-Анджелес" таких приборов имеется семь). Качественное повышение скрытности, а это прежде всего резкое уменьшение уровня шумности лодки, - такая задача ставилась перед конструкторами и строителями "Сивулфа". И, похоже, они этой цели добились.

Корпус субмарины почти идеальной гидродинамической формы (соотношение длины к ширине - 8,8) имеет внутренние и наружные акустические покрытия, "не выпускающие" собственные шумы и "поглощающие" импульсы поисковых сонаров противника. По сообщениям некоторых зарубежных источников, на лодках типа "Сивулф" установлены активные средства гашения акустической энергии. Эти хитроумные приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым. Другими словами, лодка словно "растворяется" в какофонии случайных звуков, которыми пронизаны толщи океанских глубин. Малошумность, конечно же, не может быть самоцелью. Она лишь один из элементов, способствующих успешному решению задач. У "Сивулфа" - значительная глубина погружения, составляющая около 600 м, и высокая 20-узловая тактическая скорость, при которой акустический комплекс лодки способен обнаруживать субмарины противника. А полная подводная скорость корабля превышает 33 узла. Ее обеспечивают водо-водяной ядерный реактор S6W и оригинальный движитель "памп-джет" водометного типа.

Если засечь шумы "Морского волка", как уже отмечалось, чрезвычайно сложно, то сам он "слышит" очень хорошо благодаря семи акустическим антеннам. Этот комплекс способен обнаруживать, классифицировать и отслеживать до 1800 акустических контактов. Эти сведения обра

батываются автоматической системой боевого управления (АСБУ) AN/BSY-2, в которую интегрированы все электронные системы корабля. АСБУ определяет координаты цели и дает сигнал на применение оружия. AN/BSY-2 - один из самых дорогостоящих элементов "Сивулфа". Общая стоимость ее разработки составила без малого

3 млрд. долл. Первый серийный образец, установленный на "Морском волке", обошелся в 280 млн. долл. По признанию офицеров лодки, АСБУ порой выдает такой объем информации, которым они "еще только учатся управлять". Это заявление звучит зловеще, поскольку на борту "Сивулфа" размещаются 52 единицы оружия (торпеды разных типов и крылатые ракеты "Томагавк"), и в случае ошибок в управлении весьма вероятно его случайное применение. На "Морском волке" впервые в ВМС США установлены не стандартные 533-мм торпедные аппараты, а восемь 660-миллиметровых. Впрочем, специальное оружие для них так и не было создано, и стрельба ведется 533-мм торпедами и ракетами. Причем пуск их для снижения шумности осуществляется самовыходом (двигатель торпеды запускается в торпедном аппарате).

В результате внедрения многочисленных новшеств боевая эффективность подводных лодок типа "Сивулф" увеличилась по сравнению с субмаринами типа "Улучшенный "Лос-Анджелес" в 2,75 раза. Но самая лучшая подлодка оказалась не очень-то нужной американским военно-морским силам.

Дело в том, что способный действовать и под арктическими льдами, и в прибрежной зоне "Морской волк" специально создавался для борьбы с перспективными советскими подводными атомоходами четвертого поколения. В начале 80-х командование ВМС США забило тревогу: "Русские лодки стали такими же малошумными, как и американские!" Действительно, отечественные стратегические ракетоносцы и многоцелевые подлодки проектов 971 и 945 сравнялись в малозаметности с улучшенными "Лос-Анджелесами". Учитывая огромный потенциал советского подводного кораблестроения, возникла угроза утраты американского превосходства в морях и океанах. Это обстоятельство и дало импульс созданию супер-субмарины "Сивулф". Однако в 1995 г., когда "Морской волк" был спущен на воду, Советского Союза уже не существовало, численность российского подводного флота стремительно сокращалась, а строительство лодок четвертого поколения в Северодвинске затормозилось.

Если первоначально планировалось построить 29 лодок типа "Сивулф", то уже в январе 1992 г. администрация Джорджа Буша объявила, что ВМС США обойдутся одной. Вместо "Морских волков" было предложено разработать проект дешевой субмарины. Но тут возникла проблема разрушения потенциала американского атомного подводного судостроения. Несколько лет, которые бы неизбежно ушли на проектирование новой подлодки, практически разорили бы верфи, занимающиеся их строительством. Для восстановления этой подотрасли потребовалось бы более 5 млрд. долл. Вот почему конгресс счел возможным выделить 4,6 млрд. на строительство второй и третьей лодок серии.

ДЛЯ АТАКИ ЧУЖИХ

БЕРЕГОВ

Между тем в 1997 г. компании "Электрик боут" и "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" заключили с Пентагоном контракт на строительство первых четырех атомных многоцелевых лодок типа NSSN - тех самых более дешевых по сравнению с "Сивульфом" субмарин, в пользу которых ратовала еще администрация Буша. Впрочем, какова окажется экономия, судить преждевременно. Сейчас программа строительства серии таких подлодок (30 единиц), головная из которых получила название "Вирджиния", оценивается в 64 млрд. долл. То есть в пересчете на одну единицу придется выложить сумму, лишь немного уступающую стоимости серийных лодок типа "Сивульф". А головная "Вирджиния", с учетом НИОКР и проектирования, по затратам (3,1 млрд. долл.) даже обгонит предшественницу.

За лодками типа "Вирджиния" сохраняются традиционные для многоцелевых субмарин задачи борьбы с подлодками и надводными кораблями противника. Но в связи с резким уменьшением потенциала российского флота эти задачи отходят на второй план. Вот почему ряд характеристик NSSN по сравнению с "Сивулфом" занижен. Количество единиц оружия сократилось до 38. Несколько уменьшились глубина погружения и скорость подводного хода. Сузились возможности для пребывания подо льдами, но одновременно расширились для операций в прибрежной зоне. Собственно, "Вирджиния" не только головная в новой серии подлодок, но и головной корабль создаваемого "прибрежного флота" США, предназначенного для плотного контроля за чужими берегами и массированной их атаки с моря в случае военных действий. NSSN вовсе не ухудшенный "Морской волк", как кое-кому представляется, а просто другая подводная лодка, при создании которой применяются самые новейшие разработки и технологии. "Вирджиния" - первая в мире субмарина, сконструированная полностью на компьютерах методом трехмерного виртуального дизайна. Конструкция корабля - модульная. Она позволяет внедрять самые разнообразные новшества в процессе строительства серии и при модернизации лодок. Водо-водяной ядерный реактор S9G - "одноразовый". Он впервые в мировой практике не требует перезарядки в течение всего жизненного цикла корабля: от постройки - до утилизации. То есть отпала необходимость в трудоемкой и чрезвычайно опасной операции по замене тепловыделяющих элементов.

Также впервые в мировой практике на NSSN отсутствует столь неотъемлемый атрибут любой подлодки, как перископ - во всяком случае, в традиционном понимании этого слова. Вместо него - многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на ней установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. На лодках типа "Вирджиния" широко используются технологии, отработанные и примененные на субмаринах типов "Огайо" и "Сивулф". Прежде всего это касается решений, связанных с обеспечением малошумности и боевого управления. Корабли серии NSSN не будут уступать "Морскому волку" в скрытности.

Автоматическая система боевого управления создается компанией "Локхид-Мартин" на базе AN/BSY-2 с широким применением гражданских технологий с целью ее удешевления. Однако, по мнению специалистов корпорации "Рокуэлл", новая АСБУ станет наиболее дорогой электронной системой в ВМС США и превзойдет по стоимости известную корабельную АСБУ "ИДЖИС". Об этом свидетельствуют и данные плана ассигнований по проекту NSSN. На строительство первых семи лодок типа "Вирджиния" власти США намерены выделить 14,7 млрд. долл. Из этой суммы 4 млрд. пойдет на закупку семи комплектов АСБУ.

При создании NSSN впервые в США, да и во всем мире, реализуется подпрограмма обеспечения требований по защите окружающей среды. Она касается не только вопросов безопасности ядерной энергетической установки и связанных с ней систем, но и всех элементов корабля в процессе его строительства, испытаний, эксплуатации и утилизации. Категорически запрещается использование материалов и веществ, способных нанести вред окружающей среде, здоровью экипажа и работников верфей.

Но, разумеется, лодки типа "Вирджиния" строятся не для демонстрации экологически чистых технологий, а прежде всего для войны. Четыре 533-мм торпедных аппарата предназначены для стрельбы управляемыми торпедами и постановки мин. Они же приспособлены для выпуска подводных аппаратов минной разведки LMRS. Для ударов по берегу - 12 вертикальных пусковых установок с ракетами "Томагавк".

Особая роль при использовании лодок NSSN отводится специальным операциям. На их борту - помещения для диверсантов и боевых пловцов. Они смогут покидать субмарину в подводном положении через шлюзовую камеру, а также воспользовавшись 55-тонной мини-подлодкой ASDS, в походном положении закрепленной на палубе. ASDS с экипажем из двух человек способна перебросить восемь диверсантов с вооружением и оснащением на 125 миль от лодки-матки.

Подводная и радиоэлектронная разведка - давно освоенная американскими субмаринами сфера деятельности. Но лодки типа "Вирджиния" будут способны осуществлять и... воздушную разведку заморских территорий. В США проходит испытания беспилотный разведывательный летательный аппарат "Предатор" ("Хищник"), запускаемый с борта субмарины, находящейся в подводном положении. Он предназначен для сбора информации в интересах диверсионных групп и для целеуказания при осуществлении ударов по наземным объектам. Для выполнения тех же задач создан аппарат "Си Феррет" ("Морской хорек"). Но он может использоваться и как разведывательно-ударный. Каждая лодка способна принимать от четырех до шести "Хорьков". Часть из них будет обнаруживать цели, а другая - уничтожать их. Поскольку главная операционная зона субмарин типа "Вирджиния" - акватории у чужих берегов, то они могут стать жертвами противолодочных кораблей и вертолетов противника. Вот почему на NSSN предполагается иметь средства самообороны.

Рассматривается вопрос о приобретении у консорциума западноевропейских стран НАТО ракет "Полифем", управляемых по волоконно-оптическому кабелю. Один из вариантов этой ракеты - "Тритон" - способен поражать противолодочные вертолеты на значительных дистанциях от лодки.

"


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Войска быстрого реагирования РФ не по карману

Войска быстрого реагирования РФ не по карману

Владимир Мухин

Укреплению мобильных возможностей резерва Главковерха мешают санкции и ограниченные возможности военного бюджета

0
958
Названия московских аэропортов предлагают дополнить великими именами

Названия московских аэропортов предлагают дополнить великими именами

Татьяна Астафьева

В официальные наименования "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово" будут включены фамилии знаменитых россиян

0
437
Война в Йемене оборачивается для Эр-Рияда катастрофой

Война в Йемене оборачивается для Эр-Рияда катастрофой

Правящая ветвь династии Аль Саудов теряет поддержку Запада

0
537
Зарабатывать нужно больше

Зарабатывать нужно больше

Алкей

Повесть о главе Липецкой области Артамонове и идеальном решении всех проблем

0
493

Другие новости

Загрузка...
24smi.org