0
1128
Газета Вооружения Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Тупики ларечной идеологии


РОССИЙСКИЙ военно-промышленный комплекс, как и многие другие сферы общественной и государственной жизни, должен опираться на некие основополагающие идеи. В области оборонной промышленности их дефицит налицо. Пока ясно сформулирована только ультралиберальная концепция отечественного авиастроения, легко проецируемая на весь ВПК. Суть ее сводится к довольно простой операции - ликвидировать крупные КБ и серийные заводы, поскольку объемов производства, на которые они были рассчитаны во времена СССР, больше не будет, а "точками роста" объявить небольшие фирмы, занимающиеся модернизацией и сервисом уже существующей техники.

Есть и технико-экономическое обоснование подобной идеи: совершенствование авиационной платформы - настолько дорогостоящее дело, что по карману только США. Остальные должны довольствоваться модернизацией авионики, вооружения и прочей начинки давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны машин. Так зачем, мол, теперь России, обладательнице лучшего в мире истребителя четвертого поколения МиГ-29, дальше куда-то двигаться.

Если исходить от простого рыночного понимания вопроса, это абсолютно безупречная идея: "лишние" мощности и людские ресурсы упраздняются, а малые агрессивные формы могут иметь за счет высокой стоимости производимых ими работ сумасшедшую прибыль. Естественно, в рамках данной задачи не ставятся вопросы - куда девать "освобожденную" людскую массу и что будет через пять лет? Видимо, для ответа на первый вопрос существует биржа труда, а на второй за неимением Госплана вообще отвечать не нужно.

Говоря упрощенно, это выглядит так, как если бы приняли решение закрыть ГАЗ и ВАЗ (все равно от Запада мы отстали) и на базе шиномонтажа при Тишинском рынке начали производить тюнинг первой модели "Жигулей", знаменитой "копейки", прототип которой был тридцать лет назад признан лучшей машиной Европы. "Копейка" с новой электроникой, кожаным салоном, форсированным движком вполне может недорого продаваться еще несколько лет. Но надеяться, что на базе шиномонтажа будет создана машина нового поколения, бессмысленно.

Следует, однако, помнить, что заказчиком для оборонной промышленности, и в первую очередь для авиапрома, было и остается государство. Задачи, которые ставит себе государство, отнюдь не исчерпываются годовым балансом предприятия. Хочется иметь гарантированную оборону, а продажа военной техники за рубеж - это всего лишь способ снизить издержки, но никак не основная задача оборонщиков. Государство содержится обществом вовсе не за посредническую роль во внешнеторговых операциях.

Таким образом, идеологическим обоснованием для развития авиастроения должны быть цели более общие, нежели сугубо коммерческие интересы той или иной фирмы.

Однако задача усложняется тем, что в России в течение долгого времени преобладал неверно понятый либерализм, главным содержанием которого виделось полное исключение государства из экономики, а робкие его попытки где-то найти свою экономическую нишу всячески порицались обществом, также запутавшимся в понимании своих интересов. В результате государство стало уходить даже из оборонных отраслей, видимо, рассчитывая в ближайшем будущем обойтись советским военным запасом и не задумываясь о том, что будет после их исчерпания.

А ведь серьезные аналитики давно указывали на особую роль ВПК, особенно авиационной и космической промышленности в российском государстве. Гонконг и Сингапур, с которыми любят сравнивать экономику РФ либеральные ученые, не имеют таких пространств, как мы, вдобавок чрезвычайно малонаселенных даже по сравнению с плотностью населения в странах, непосредственно прилегающих к границам России. Так, по данным специалистов, трудоспособное население нашей страны за Уралом к 2020 г. составит 6-8 млн. человек - по отношению к 600 млн. по ту сторону границы. Только многочисленная и хорошо вооруженная армия способна в исторической перспективе остановить естественную экспансию ближних и дальних соседей нашей страны. И только при наличии авиационной промышленности, способной производить все типы летательных аппаратов, которыми обладают другие страны. Разумеется, это недостаточное условие (существует еще энергетическая, продовольственная, информационная безопасность), но абсолютно необходимое.

Уход государства из промышленности сделал проблему обеспечения безопасности страны как бы частным делом ограниченной группы компаний, производящих вооружение. Даже оставаясь государственным предприятием, субъект ВПК самостоятельно формирует свой бюджет и свои производственные, исследовательские, конструкторские программы, в основном ориентируясь на запросы внешнего рынка, который вряд ли дает достаточный стимул для производства принципиально новых систем. Речь идет, как правило, об эксплуатации и модернизации существующих. Когда же рынок просигнализирует о потребности в новом поколении техники (и одновременно откажется потреблять старую), наступит кризис: то, чего захотят национальная армия и зарубежный потребитель, ВПК сделать не сможет, а что сможет - окажется ненужным.

Кризис переживается разными предприятиями по-разному. Мелкие разоряются и закрываются. Крупные выдерживают, производят структурную трансформацию, совершают качественный скачок, переходят к новым видам деятельности - в конечном счете приспосабливаются к новым условиям. Еще у крупных концернов есть возможность, прогнозируя кризис, подготовиться к нему, заранее проведя реструктуризацию и диверсификацию. Образование из осколков авиапрома ВПК

"МАПО", а теперь РСК "МИГ" является примером такой работы, предназначенной преодолеть будущий обвал в продажах.

МиГ-29 - очень хорошая машина, но созданная более 20 лет назад. Крупный концерн может позволить себе иметь в качестве страховки гражданскую программу, даже не одну, и при этом не останавливать работы по проектированию, серийному производству и модернизации боевых авиационных комплексов.

Кризис 90-х гг. в российском ВПК привел к образованию крупных корпораций, взявших на себя часть функций, которые государство по ряду причин перестало выполнять. Из ветви государственной системы управления экономикой, каким было министерство, образовались структуры, вступившие с государством в партнерские отношения. Осознавая интересы государства, они начали сознавать и собственную значимость. Причем этот процесс сегодня требует идеологической завершенности. Субъект экономической деятельности ныне должен решать общегосударственные задачи, сам себя с государством не идентифицируя. В приложении к РСК "МИГ" речь идет о завершении работ по созданию истребителя пятого поколения, который не востребован и не будет востребован рынком еще долгое время. Но с появлением этой машины связана перспектива развития корпорации в первой половине XXI века. ОКБ "Сухого" стремится к созданию структуры, аналогичной "МИГу", которая бы включала серийное производство, понимая, что иная форма взаимоотношений с государством приведет в будущем к исчезновению фирмы. В гражданском самолетостроении, где кризисные процессы оказались глубже и разрушительней, идет процесс интеграции авиазаводов с производителями алюминия, что в перспективе может привести к законченному производственному циклу с минимальными издержками.

Нелепо признавать эти процессы стихийными, не усматривать в этом идеологического стержня.

В новом веке Россия, не являясь сверхдержавой, рискует стать объектом экономического освоения других стран. 8% промышленного роста в прошлом году - цифра обнадеживающая. Когда объем российского экспорта будет соотноситься с ВВП как 1:5, т.е. на каждый проданный литр нефти пять будут использоваться на внутренние нужды, мы опять станем экономически развитой страной. Тогда же на каждый проданный за рубеж МиГ пять будут приобретаться и оплачиваться Министерством обороны из средств, собранных в виде налогов на внутреннем рынке. А лица, настоятельно требующие продать побольше новейших истребителей за рубеж в целях извлечения личной прибыли, жаждущие ликвидации "ненужных" производственных мощностей ВПК, будут бдительными околоточными препровождаемы в участок.

Если же авиапром будет низведен до описанной выше рыночной конторы по тюнингу, то вскорости размеры российского государства приблизятся к размерам этого рынка. Тишинского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
804
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1064
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
851
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
693

Другие новости