Приближается время, когда администрация Клинтона должна будет принимать решение в отношении развертывания Соединенными Штатами национальной системы ПРО территории страны.
8 сентября прошлого года Строуб Тэлботт, первый заместитель госсекретаря США, привез в Москву предложение руководства США изменить Договор по ПРО, с тем чтобы позволить Соединенным Штатам развернуть ограниченную, однако обладающую потенциалом резкого наращивания возможностей, систему ПРО территории страны. Тэлботт сообщил также, что если в Москве не примут американское предложение, то США выйдут из договора и будут поступать так, как сочтут нужным. Неудивительно, что российская сторона восприняла заявления Тэлботта не как предложение для серьезного обсуждения фундаментально важного для обеих стран вопроса, а как угрозу и ультиматум.
Продемонстрированный Тэлботтом силовой подход является еще одним штрихом, прекрасно дополняющим картину обмана и вражды, сложившуюся в администрации Клинтона по отношению к России. Длинный ряд подобных действий способствовал созданию в российском обществе климата глубокого недоверия к Соединенным Штатам.
В течение семи лет своего правления администрация Клинтона совершала ошибку за ошибкой в отношениях с Россией. Так, например, расширение НАТО привело к появлению между двумя странами постоянной угрозы нежелательного кризиса. В результате, в сочетании с политикой администрации по поддержанию высокого уровня готовности ядерных сил США, безопасность Соединенных Штатов, России, да и всех остальных стран подвергается дополнительному риску.
А теперь Штаты утверждают, что им якобы угрожают атаки баллистических ракет со стороны таких стран, как Северная Корея, Иран или Ирак. Последние две страны вообще не имеют значимой программы по созданию ракет большой дальности. Северная Корея имеет такую программу, но она базируется на примитивной ракетной технологии.
В Москве и в Пекине заявление американской стороны, с учетом других действий администрации Клинтона, рассматривается просто как очередная уловка. Все хорошо понимают, что так называемая ограниченная система ПРО территории в действительности направлена против России и Китая. Для этого достаточно ознакомиться с предложенным руководством США планом модернизации РЛС раннего обнаружения в Филингдайлс Мур (Великобритания), Туле (Гренландия), Гранд Форксе (шт. Северная Дакота, США) и Клеа (шт. Аляска, США). После проведения модернизации технические возможности системы управления боевыми действиями ПРО будут именно теми, которые необходимы системе ПРО, нацеленной на Россию и Китай.
ДЕСАНТ В НОРВЕГИИ
Совсем недавно стало известно еще об одном шаге США, наглядно демонстрирующем их истинные намерения. Всего в 60 км от границы с Россией в местечке Варде на севере Норвегии размещена наиболее совершенная американская РЛС, которая была создана для системы национальной ПРО.
Администрация США заявляет, что эта РЛС, называющаяся HAVE STAR, предназначена якобы для слежения за космическим мусором на околоземных орбитах. Однако анализ показывает, что основным назначением данной РЛС является сбор детальной информации о российских МБР во время их испытаний. Вторую станцию такого же типа планируется развернуть в Эриксоне на острове Шемия (Алеутские острова). Географическое расположение станций позволяет им следить за полетом ракет, стартующих в районах Северного моря, Плесецка или Татищево, и производить сбор данных со всей траектории полета, включая участки маневрирования платформы разведения, разведение РГЧ индивидуального наведения и средств преодоления ПРО, а также вход головных частей и средств преодоления в атмосферу в районе российского испытательного полигона на Камчатке (см. рис.). Собранная этими РЛС информация будет иметь принципиально определяющее значение для системы национальной ПРО США. Составив основу базы данных компьютерной системы управления национальной ПРО, полученные данные существенно повысят способность системы по детектированию российских боевых блоков и слежения за ними на завершающем участке траектории их полета.
"ПОРТРЕТЫ" БОЕГОЛОВОК
РЛС HAVE STAR была разработана в начале 90-х гг. компанией "Рейтеон". Заказчиком станции являлся Центр электронных систем ВВС США, ответственный за разработку и производство систем контроля и управления. Согласно информации Министерства обороны США, HAVE STAR является "РЛС наблюдения и сопровождения сантиметрового диапазона (рабочая частота 10 ГГц), с механически вращающейся антенной размером 27 м и обладающей высоким разрешением". Станция была введена в эксплуатацию на авиабазе Ванденберг (шт. Калифорния) в 1995 г., где использовалась для наблюдений за испытаниями системы национальной ПРО на начальной стадии ее разработки.
В конце 1998 г. станцию тихо разобрали и отправили в Норвегию, где вновь смонтировали в рамках норвежского проекта под названием Globus II. РЛС была размещена на территории подразделения норвежской военной разведки. В соответствии с заявлениями правительств США и Норвегии станция предназначена для составления каталога "космического мусора" на высоких околоземных орбитах. Первая информация о перемещении HAVE STAR в Норвегию появилась в печати в апреле 1998 г.
Космический мусор - нетривиальная проблема. Сегодня вокруг Земли вращаются тысячи объектов, созданных человеческими руками. Их величина варьируется от размера макового зерна до разгонных блоков ракет. Однако, если составить список мест, подходящих для размещения РЛС с целью решения объявленной задачи, Варде окажется в нем на последнем месте. Из-за северного расположения местечка большинство объектов космического мусора отсюда просто не может наблюдаться. Наиболее подходящим местом для слежения за космическим мусором является район экватора. А вот для слежения и сбора данных об испытаниях российских ракет размещение РЛС в Варде - идеальный вариант.
На сегодняшний день HAVE STAR является наиболее совершенной американской РЛС наблюдения. Ее разрешающая способность достигает 10-15 см, что обеспечивает получение "изображений" российских боеголовок и ложных целей. Отметим, что разрешение американских РЛС раннего предупреждения в лучшем случае достигает 5-10 м.
Когда импульс от станции HAVE SТAR облучает мишень, отраженный сигнал формируется сложением большого числа сигналов, генерируемых отдельными частями мишени. В результате получается весьма специфичный сигнал, который представляет как бы "отпечаток пальца" или "портрет" мишени. Следует подчеркнуть, что "портрет" изменяется с изменением частоты излучения. Чрезвычайно знаменателен факт, что РЛС в Варде работает на той же частоте, что и станции американской системы ПРО.
РЛС в Варде, работая совместно с аналогичной станцией, которую планируется разместить на острове Шемия, обеспечит сбор чрезвычайно точной информации о любом участке траектории испытательных полетов российских ракет протяженностью в 6 тыс. км, начиная от старта и до полигона на Камчатке. Особенно важно то, что HAVE STAR имеет возможность получать высокоточную информацию о наиболее ответственном участке траектории МБР - этапе разведения боеголовок и ложных целей. Станции, которыми США располагали ранее в этих местах, были неспособны справиться с этой задачей.
ВАЖНАЯ КОМПОНЕНТА
СИСТЕМЫ ПРО
Информация о станции HAVE STAR, представленная ВВС и организацией BMDO (Ballistic Missile Defense Organization) США, указывает на ее чрезвычайно высокие технические характеристики, а также подчеркивает ее важную роль в будущей системе ПРО. В этой связи заслуживает внимания заявление директора BMDO адмирала Ричарда Веста, сделанное им 18 июня 1996 г. на слушаниях в комитете Конгресса по национальной безопасности и вопросам ПРО. Докладывая о планах совершенствования системы РЛС предупреждения о ракетном нападении с целью включения этой системы в архитектуру национальной ПРО, адмирал Вест сообщил, что "при необходимости все другие существующие РЛС дальнего эшелона (такие, как Cobra Dane и HAVE STAR) также могут быть использованы для поддержки системы национальной ПРО".
Важная роль, отводимая станции HAVE STARE в программе ПРО, следует и из других источников. Так, в программе ВВС США по технологии атмосферного перехвата отмечается: "ВВС США имеют две РЛС, имеющих высокое значение для применения в национальной ПРО. Это РЛС с фазированной решеткой PAVE PAWS, расположенная на базе ВВС в Биле (шт. Калифорния), обладающая способностью обнаружения мишени в широком секторе обзора, и HAVE STAR, расположенная на базе ВВС Ванденберг (шт. Калифорния) как перспективная разработка на роль РЛС с узким сектором обзора для сопровождения мишени в будущей системе национальной ПРО". В документе также отмечается, что для полной оценки пригодности этих двух РЛС в национальной ПРО американские ВВС планируют интегрировать и испытать эти станции в условиях, приближенных к реальным. Вначале PAVE PAWS найдет входящую цель, а для определения специфических характеристик цели передаст ее станции HAVE STAR.
Соответствующие испытания интегрированной системы были проведены. Два пуска МБР Минитмен-III вначале регистрировались космическими средствами наблюдения и последовательно передавались РЛС, сперва PAVE PAWS, а затем HAVE STAR. Имеются документальные подтверждения того, что станция HAVE STAR впоследствии использовалась и в летных испытаниях программы ПРО по отработке датчиков внеатмосферных перехватчиков. Так, в июне 1997 г. из Вандерберга стартовал Минитмен-II, имея на борту макеты боеголовок и надувные ложные цели, которые служили мишенями для датчиков перехватчика фирмы "Боинг", запущенного с атолла Кваджелейн. Испытание аналогичного перехватчика фирмы "Рейтеон" было проведено в январе 1998 г.
В материалах ВВС США и BMDO, представляемых прессе, иногда появляются слайды, которые прямо или косвенно намекают на связь РЛС HAVE STAR с национальной системой ПРО. Так, 1 декабря 1999 г. на одном из слайдов космического командования США станция HAVE STAR, наряду с другими существующими РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, была показана связанной с центральным командным пунктом системы, расположенном в Чейни Маунтайн (шт. Колорадо).
Американские официальные лица практически ничего не сообщали о перемещении HAVE STAR в Варде, но в Норвегии пояснения по этой РЛС пришлось давать министру обороны страны Дагу Фьерволлу. Отвечая на публикацию об использовании этой РЛС для решения задач в целях американской ПРО, он заверил парламент, что станция Globus II (HAVE STAR) находится под полным контролем Норвегии. Министр также пояснил, что "только норвежский персонал имеет доступ к данным в режиме реального времени". Термин "в реальном времени" министр использовал неоднократно, возможно, для усиления своих утверждений: "Другими словами, связи между Globus II и Центром ВВС США в режиме реального времени не было┘ РЛС, следовательно, не может служить интересам любой возможной системы ПРО Америки".
Вероятно, в лучшем случае это было заблуждением. Действительно, станция обслуживается норвежским персоналом, но утверждение "не в режиме реального времени" не может считаться убедительным. Особенно если учесть, что, по материалам Центра электронных систем ВВС США, РЛС в Варде будет непосредственно связана с Центром управления национальной ПРО в Чейни Маунтайн. К тому же из существующих американских РЛС раннего предупреждения и сопровождения ни одна не работает в режиме "реального времени". На всех этих станциях массив собираемых данных обрабатывается, что ведет к неизбежной задержке. В оперативный командный центр пересылается только наиболее важная информация, полученная после обработки.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что истинным назначением станции в Варде и другой, еще не построенной РЛС на острове Шемия, является сбор информации в целях американской национальной ПРО. Станции будут собирать данные о российских ракетах, головных частях, ложных целях и других объектах во время осуществления Россией летных испытаний МБР над своей территорией. Без этих данных американская система ПРО не сможет достаточно надежно и быстро выделять боеголовки из всей совокупности летящих к ее территории объектов, что сделает ее развертывание бессмысленным.
Таким образом, размещение американской станции HAVE STAR в Варде еще раз свидетельствует о том, что администрация Клинтона пытается вновь ввести российскую сторону в заблуждение относительно своих истинных намерений. В Пентагоне определенно считают, что основная ракетная угроза США исходит от России, а не от Северной Кореи. Именно поэтому РЛС HAVE SТAR размещена на севере Норвегии, а не в Японии.
Однако в контексте с заявленной Тэлботтом угрозой, что США выйдут из договора по ПРО, этот вопрос приобретает особое значение. Не секрет, что фантастические заявления о "появившейся угрозе" ракетного нападения, так же, как и провозглашение ложных заявлений о возможностях противоракетной обороны, инициированы сегодняшней внутриполитической обстановкой в США. Демократы и республиканцы, вовлеченные в череду взаимных обвинений относительно того, кто из них меньше заботится о национальной обороне, ведут всех к глубокому кризису. И если этим летом руководство США примет решение о развертывании национальной ПРО, оно по крайней мере должно быть до конца честным и учитывать все возможные последствия.
Несомненно, что, если решение будет принято, оно начнет работать против дальнейшего процесса сокращения СНВ. Более того, в ответ на решение США о развертывании ПРО, Россия и Китай будут вынуждены нарастить свои вооружения и принять другие меры. Этот процесс самым разрушительным образом повлияет на режим нераспространения ядерного оружия. В итоге, спустя 10 лет после окончания холодной войны, администрация Клинтона поставит мир на путь новой гонки вооружений и полного разрушения режима контроля над вооружениями, который был построен в последние 30 лет.