0
1208
Газета Вооружения Интернет-версия

03.03.2000

Путь к устойчивому развитию


-ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, каково сейчас состояние военного космоса?

- В 1999 году РВСН обеспечили вывод на орбиту 47 космических аппаратов (КА). Удалось несколько ослабить давление финансовых и материальных ограничений, но они еще в полной мере не сняты.

По нашей инициативе был подготовлен и год назад издан указ президента РФ, определивший основные задачи космической деятельности на ближайшую перспективу. В апреле 1999 года проведен Военно-технический совет Минобороны, на котором был утвержден предложенный РВСН, согласованный с Росавиакосмосом и поддержанный экспертной комиссией ученых экстра-класса из РАН РФ рациональный вариант развития орбитальной группировки и наземной инфраструктуры.

Сегодня в целях реализации принятых решений разработаны программы развития космической составляющей РВСН, учитывающие в максимальной степени потребности Вооруженных сил, с одной стороны, и опирающиеся на реальные возможности ракетно-космической отрасли и оборонного бюджета страны - с другой. Совместно с Росавиакосмосом выработаны новые подходы к поддержанию и развитию орбитальной группировки КА и наземной инфраструктуры космических средств.

- В чем существо этих подходов?

- Во-первых, перспективные космические средства создаются преимущественно как средства двойного назначения, учитывающие требования МО РФ, отечественных гражданских потребителей, а также потенциальных зарубежных заказчиков в случае их коммерческого использования. Этот принцип уже практически реализуется при создании всех перспективных космических ракетных комплексов ("Протон-М", "Ангара", "Союз-2", "Рокот", "Стрела", "Днепр"), а также при разработке перспективных КА дистанционного зондирования Земли, связи, метеорологического и топогеодезического обеспечения. Перечень космических средств, создаваемых на основе двойного финансирования, определен совместным решением министра обороны РФ и генерального директора Росавиакосмоса.

Во-вторых, технические решения, закладываемые при создании перспективных космических аппаратов, базируются в максимальной степени на принципах унификации, особенно в части базовых космических платформ, командно-измерительных систем, энергетических и двигательных установок. Подобный подход наряду с реализацией принципа соединения в комплекс целевых задач на борту одного КА позволит в значительной степени сократить номенклатуру базовых элементов, а следовательно, увеличить серийность их изготовления с соответствующим снижением затрат на разработку и производство. Вместе с тем, поскольку степень унификации не может превышать определенной величины, работы по созданию перспективных КА проводятся по двум основным направлениям: аппараты для обеспечения постоянно действующих космических систем (система раннего предупреждения о ракетном нападении, стратегические системы связи и ретрансляции, системы дистанционного зондирования Земли с крупногабаритной оптикой), а также аппараты оперативного развертывания, дополняющие постоянно действующую группировку в случае оперативной необходимости. Если первый тип создается на базе относительно крупногабаритных платформ с повышенными энергетическими возможностями, то при создании космических аппаратов оперативного развертывания преимущественно используются принципы микроминиатюризации, облегчения конструкции, что делает возможным использование для их доставки на рабочие орбиты ракет-носителей легкого класса, включая снимаемые с вооружения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). При этом основные характеристики перспективных КА предполагается довести до мирового уровня, в первую очередь по срокам активного функционирования (5-10 лет).

В-третьих, количество космических ракетных комплексов предполагается сократить в ближайшей перспективе с семи до трех. На рубеже 2005-2006 годов практически все задачи военного космоса будут решаться семейством ракет-носителей легкого и тяжелого классов "Ангара", а также носителем среднего класса "Союз-2". Это позволит не только значительно снизить затраты (по имеющимся оценкам в 1,5-2 раза) на развертывание и поддержание объединенной группировки КА военного назначения, но существенно повысить качественный уровень их эксплуатации, включая вопросы экологической безопасности, которым в настоящее время придается приоритетное значение.

В-четвертых, в области развития и поддержания средств наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) предполагается объединить усилия с Росавиакосмосом в рамках разработанной концепции создания единого государственного НАКУ, объединяющего в своем составе не только средства МО и Росавиакосмоса, но и объекты некоторых негосударственных организаций, привлекаемых для решения задач управления в кризисных ситуациях. В результате реализации принятой концепции предполагается за счет системной интеграции и оптимизации состава НАКУ сократить общее количество пунктов управления и размещаемых на них технических средств с одновременным переходом на перспективные технологии управления, в том числе включая управление космическими аппаратами за счет реализации принципа межспутникового обмена. Это в конечном итоге позволит снизить затраты на НАКУ в 2-3 раза.

В-пятых, для обеспечения гарантированного доступа в космическое пространство с территории РФ предполагается в начале XXI века завершить перевод решения всех оборонных задач на отечественные космодромы Плесецк и Свободный. В этой связи уже сейчас на космодроме Плесецк развернуты работы по подготовке к запускам космических аппаратов нового поколения создаваемой ракетой-носителем (РН) среднего класса "Союз-2" и семейством носителей "Ангара". Для ускорения и снижения стоимости проводимых работ стартовые комплексы (СК) этих носителей создаются путем модернизации существующих объектов, в частности, СК РН "Союз" и законсервированного СК РН "Зенит".

- Какого эффекта предполагается добиться путем реализации этих подходов?

- Примерно в два раза будут сокращены требуемые ассигнования для поддержания и развития военного космоса при традиционном подходе и довести их до уровня 4-4,2 миллиарда рублей в год. Такой уровень финансирования является минимально необходимым для обеспечения реализации принятых программ развития космической составляющей РВСН и позволит к 2008-2010 годам обеспечить выполнение основных требований высшего военно-политического руководства страны, видов ВС РФ и родов войск, предъявляемых к космическим средствам оборонного назначения.

- Но ведь возможности бюджета ограничены.

- Мы рассчитываем не только на средства государственного бюджета, хотя их доля, по-видимому, останется определяющей, но и на внебюджетные источники финансирования военно-космической деятельности. К их числу следует отнести оказание частями запуска РВСН услуг по подготовке и осуществлению пусков коммерческих ракет-носителей, передачу в аренду каналов спутниковой связи и ретрансляции информации, реализацию на международном рынке космической информации, получаемой системами дистанционного зондирования Земли. Самостоятельное значение имеет использование для коммерческих запусков межконтинентальных баллистических ракет, снимаемых с вооружения или выводимых из боевого состава по истечении сроков эксплуатации. Положительный опыт уже имеется. Так, 10 апреля 1999 года впервые был осуществлен запуск иностранного спутника ракетой-носителем "Днепр", разработанной на базе МБР PC-20; в июле 1998 года с подводной лодки класса "Дельфин" осуществлен запуск на околоземную орбиту космического аппарата "Tubsat" ракетой морского базирования РСМ-54; с космодрома Свободный проведено два успешных запуска маломассогабаритных спутников ракетой-носителем "Старт-1", созданной на основе базовых элементов МБР "Тополь". Активные работы в этом направлении продолжаются. На космодроме Плесецк готовится к первому космическому старту носитель "Рокот", созданный ГКНПЦ имени Хруничева на базе межконтинентальной баллистической ракеты PC-18, космический ракетный комплекс "Стрела", использующий задел той же МБР, будет запущен с космодрома Свободный в 2001-2002 годах.

В согласованном на 2000 год Государственном оборонном заказе мы впервые должны обеспечить практически бездефицитное финансирование информационно-управляющих космических систем за счет сокращения требуемых средств на ударные системы.

- Вы рисуете оптимистическую картину, однако в СМИ периодически появляются утверждения об ошибочности решения по объединению РВСН с Военно-космическими силами (ВКС). Как вы это прокомментируете?

- Единый ракетно-космический комплекс страны достаточно длительное время развивался в едином русле с использованием одних и тех же мощностей конструкторской, производственной базы, полигонов (космодромов) и единых органов управления. Это обеспечивало форсированное и успешное развитие всей ракетно-космической техники и обеспечивающих ее применение систем.

Есть различные точки зрения на обоснованность выделения из состава РВСН в 1982 году военно-космического сегмента. Заслуживает внимания, по-моему, только одна: начало эпохи "звездных" войн, провозглашенных США. Считалось, что симметричные меры СССР, связанные с программами развертывания боевых и информационных систем в космосе, требуют самостоятельного управления.

Из-за резкого снижения финансирования и сокращения кооперации промышленности после 1991 года состав оперативной группировки КА сократился практически вдвое, количество спутников, функционирующих за пределами гарантийных сроков эксплуатации возросло к настоящему времени до 83%, а число космических аппаратов, работающих с ограничениями из-за частичных отказов возросло до 35%.

При приеме Военно-космических сил в состав РВСН было установлено, что 89% технических комплексов для космических аппаратов и 18% для ракет-носителей выработали свой ресурс. За пределами гарантийных сроков находится 61% средств управления и измерений наземного автоматизированного комплекса.

В целом состояние космической составляющей РВСН можно было оценить как критическое. Поэтому по совокупности всех показателей пора уже признать, что выделение в 1982 году ВКС из состава РВСН было, мягко говоря, серьезнейшей ошибкой, на длительный период создавшей неоптимальные условия для развития военно-космических средств.

- Вы не сомневаетесь в правильности решения об интеграции?

- Объединение стало объективной необходимостью, медлить с ним было нельзя. Очевидны и позитивные итоги интеграции. В обобщенном виде они измеряются двумя показателями: способностью всех составляющих РВСН выполнить задачи по предназначению и экономическими результатами.

В ходе реорганизации проведена оптимизация организационно-штатной структуры войск. Сокращено более 150 войсковых частей, выполняющих параллельные функции. Оптимизирована сеть научно-исследовательских организаций и испытательных частей, а также структура вузов. В 1998 году по инициативе РВСН создан единый информационно-измерительный комплекс "Северная трасса", объединивший все измерительные средства различных ведомств, расположенные на северных территориях страны. Экономический эффект - до 90 миллионов рублей в год.

Оптимизирована структура созданного в прошлом году Государственного центрального межвидового полигона на юге, позволяющая экономить около 150 миллионов рублей в год.

За счет оптимизации кооперации исполнителей пересмотрены сроки проведения и объемы финансирования более 60 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Экономический эффект - 290 миллионов рублей. Проведенная реорганизация позволила снизить ежегодные затраты на РВСН в оборонном бюджете с 19,3% до 13,8% и при этом повысить боевую эффективность на 15-20%.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Замгендиректора РКК "Энергия" и двое его подчиненных задержаны по делу о покушении на мошенничество

Замгендиректора РКК "Энергия" и двое его подчиненных задержаны по делу о покушении на мошенничество

0
445
Так называемый либеральный проект миропорядка провалился, возникают новые центры силы - Матвиенко

Так называемый либеральный проект миропорядка провалился, возникают новые центры силы - Матвиенко

0
385
Не стало Лидии Иовлевой

Не стало Лидии Иовлевой

0
302
Центризбирком не против выборов через Интернет

Центризбирком не против выборов через Интернет

Иван Родин

На 1-м Всероссийском конгрессе общественные наблюдатели обсудили будущее, в котором они уже не будут нужны

0
389

Другие новости

Загрузка...
24smi.org