0
1707
Газета Вооружения Интернет-версия

17.03.2000 00:00:00

Истребитель пятого поколения поступит в войска через 8-10 лет


- СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, какие основные задачи решает Научно-технический комитет ВВС?

- НТК ВВС является органом формирования единой военно-технической политики и организации научной работы в Военно-воздушных силах. Он осуществляет научно-методическое руководство исследованиями по военно-техническим и военно-теоретическим проблемам.

На НТК ВВС возлагается широкий круг задачи. Отмечу основные:

- научное обоснование места и роли ВВС в системе вооруженной борьбы;

- организация и участие в разработке концепции строительства, развития и применения ВВС и их составных частей;

- участие в формировании основных направлений развития вооружения и военной техники (ВВТ) ВВС и разделов программы вооружения;

- разработка планов НИОКР по созданию ВВТ и развитию научно-технического задела в оборонных отраслях промышленности;

- участие в выработке политики конверсии военного производства, в оценке экспортных возможностей образцов вооружения ВВС, в формировании и реализации планов и проектов международного военно-технического сотрудничества;

- рассмотрение материалов и подготовка заключений по работам, выдвигаемым на соискание Государственных, именных премий РФ, Министерства обороны, Академии наук, Высшей школы Российской Федерации.

- Как отразилось на задачах НТК объединение ВВС и Войск ПВО?

- В целом положительно. До объединения НТК ВВС традиционно тяготел к ведению работы с НИИ и ОКБ промышленности, а в НТК Войск ПВО более серьезное внимание уделялось участию в проведении исследований по военно-теоретическим проблемам. Сейчас эти направления в деятельности объединенного НТК ВВС сбалансированы и взаимно дополняют друг друга.

- В интересах каких видов ВС и родов войск решает задачи НТК?

- Выполняя функции заказчика научно-технической продукции в научно-исследовательских организациях и ОКБ промышленности, Академии наук, Высшей школы, НТК ВВС обеспечивает создание научно-технического задела в интересах развития всей военной авиации. Иными словами, комитет работает не только для ВВС, но и для авиации ВМФ, Сухопутных войск, ВДВ, а также МВД, ФПС и МЧС.

- Оптимально ли нынешнее распределение сфер ответственности между органами управления научно-техническим развитием?

- Существующее распределение сфер ответственности между органами управления научно-техническим развитием если не оптимально, то, по меньшей мере, рационально. В управлениях начальников (командующих) родов войск, управлениях и службах Главного командования ВВС с учетом результатов исследований, проводимых в военных институтах и учебных заведениях, определяются оперативные потребности и формируются тактико-технико-экономические требования к новым и модернизируемым образцам военной техники и вооружения. Обобщая их, НТК ВВС организует проведение исследований в НИИ и ОКБ промышленности в целях решения соответствующих проблем и создания научно-технического задела для разработки новых и модернизации существующих образцов ВВТ. При достаточной проработке создание новых образцов переходит в стадию опытно-конструкторских работ, проведением которых занимаются управления заказов и поставок ВВС. Такая схема показала достаточно высокую эффективность и жизненность.

- Какие документы определяют стратегию научно-технического развития ВВС? Выполняются ли они?

- Стратегию научно-технического развития ВВС определяют основные направления развития авиационной техники и вооружения, которые отражены в целом ряде документов. К ним относятся указы президента РФ, постановления правительства и директивные документы МО. Кроме того, в последнее время были разработаны концепция развития, программы модернизации и совершенствования технической оснащенности Военно-воздушных сил на перспективный период. Эти документы являются результатом планомерных, многолетних исследований, которые проводились в ВВС.

Реализация принятых документов находится в различных стадиях. В основном все проходит по плану, но большую роль играют и финансовые возможности, которые во многом определяют успешность реализации намеченного.

- Какие из научно-технических направлений развиваются в ВВС успешно, а где ситуация критична?

- На наш взгляд, довольно успешно развивается направление, связанное с решением общих проблем создания современных авиационных комплексов, в первую очередь, в области аэродинамики, динамики полета, управляемости, в том числе сверхманевренности, и т.п. Определенный кризис наблюдается в развитии бортового оборудования, особенно в части радиолокации, оптико-электронной аппаратуры. Недостаточность финансирования вызывает задержки в создании перспективных авиационных двигателей и высокоточного оружия. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания НТК ВВС.

Самые острые проблемы становятся предметом рассмотрения на совещаниях у начальника вооружения ВС РФ и на расширенных пленумах НТК с участием высших должностных лиц МО, ВВС и авиационной промышленности, на которых принимаются решения по мерам их преодоления. Так, намечены конкретные пути активизации работ в области двигателестроения и создания комплекса бортового оборудования пятого поколения.

- Россия отстает в разработке авиатехники пятого поколения от США, что грозит нам как утратой обороноспособности, так и потерей рынка. Какие меры предполагается принять для исправления этого положения?

- Отмеченные выше задержки в решении частных вопросов объективно вызывают общее отставание в разработке авиатехники пятого поколения. Однако в целом на современном этапе это не вызовет утраты обороноспособности, поскольку значительная часть стоящих на вооружении и модернизируемых образцов авиационной техники будет соответствовать требованиям современной войны. Тактико-технические характеристики отечественных образцов авиационной техники и вооружения сегодня продолжают оставаться на уровне иностранных аналогов, а по отдельным параметрам наша техника по-прежнему обладает превосходством. Это позволяет рассчитывать на сохранение высокого экспортного потенциала наших самолетов в ближайшее время.

Вместе с тем, сокращение ассигнований на содержание, эксплуатацию и ремонт авиатехники ведет к понижению уровня ее исправности. В этих условиях в ВВС считают важнейшим направлением военно-технической политики поэтапное сбалансированное сокращение типажа и парка эксплуатируемой техники при сохранении боевого потенциала авиационной группировки путем рационального сочетания работ по созданию новых образцов и модернизации, продлению ресурсов, сроков службы и снижению стоимости эксплуатации самолетов строя.

Мероприятия по модернизации самолетов строя проводятся на основе использования результатов современных научно-технических проработок. Это позволяет говорить, если не о пятом поколении авиационных комплексов, то о поколении "4+".

- Появится и будет ли серийно строиться российский истребитель пятого поколения?

- Исследования в интересах создания такого российского истребителя продолжаются. Уже накоплен значительный научно-технический задел. Мы ожидаем принятия на вооружение нового истребителя в период с 2008-2010 год.

- Сообщалось, что поддержкой военных пользуется МФИ. Параллельно идет работа над С-37. Как оценивают в ВВС результаты испытаний последней машины? Может ли произойти переориентация на этот истребитель?

- Такое сообщение не совсем верно, так как поддержка оказывается всем авиационным комплексам, место и роль которых в создании перспективной системы вооружения ВВС определены.

МФИ - это перспективный авиационный комплекс. Требования к нему однозначно определены ВВС. В интересах его создания построен опытно-экспериментальный самолет (изделие 1.44), на котором будут отрабатываться основные технические решения.

С-37 изначально создавался как экспериментальная машина для проверки в полете пионерских технических решений, в первую очередь, обратной стреловидности крыла. Летные испытания С-37 ведутся достаточно интенсивно, они уже дали ряд существенных результатов в различных научно-технических областях. Однако ответы на главные вопросы еще не получены, испытания будут продолжены.

Обе эти машины рассматриваются ВВС как экспериментальные образцы.

- Сообщалось, что ВВС объявил конкурс на разработку нового тяжелого бомбардировщика. Посильна ли подобная разработка сегодня для нашей страны?

- Объективно, в соответствии с особенностями геополитического положения России перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) необходим. Научные исследования в этом направлении ведутся, предлагаются различные варианты. Создан определенный научно-технический задел, позволяющий говорить о технической реализуемости проекта.

Вопрос о "посильности" создания ПАК ДА не стоит, т.к. в принципе подобные разработки относятся к высшим приоритетам государства, определяемым необходимостью обеспечения надежного, гибкого и устойчивого сдерживания на глобальном уровне.

- В югославском конфликте НАТО успешно использовало беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Разрабатывается ли подобная техника для российских ВВС?

- НАТО использовало БПЛА для проведения разведки объектов ударов с целью уточнения их местоположения и состояния. Подобная техника у нас активно разрабатывалась еще во времена СССР. Ее значение в условиях современной ПВО, развернутой на возможных континентальных театрах военных действий, еще более возросло, поэтому отрицать проведение исследований в этой области было бы неправильно. Результаты достижений отечественной промышленности, по меньшей мере, сопоставимы с зарубежными аналогами.

- Известно, что разведывательная авиация - слабое место нынешних ВВС. Будет ли исправлено такое положение?

- Его предусмотрено исправлять путем модернизации авиационных разведывательных комплексов, что и определено в Программе модернизации авиационной техники и вооружения, утвержденной Главнокомандующим ВВС. Этот процесс будет заключаться в их переоборудовании современной аппаратурой, обеспечивающей ведение воздушной разведки в реальном масштабе времени.

- Модернизация избрана стратегическим направлением развития авиационной техники. В какой последовательности она будет проходить?

- Говорить о модернизации как о стратегическом направлении развития авиационной техники не совсем верно. Стратегическим направлением является обеспечение рационального сочетания мероприятий по усовершенствованию самолетов, находящихся на вооружении, и проведению разработок перспективных образцов авиационной техники и вооружения.

Приоритетность проведения мероприятий по модернизации конкретных типов самолетов закреплена в Программе модернизации. При достаточном уровне финансирования этот процесс ввиду предполагаемой высокой степени унификации носит не последовательный, а параллельный характер для усовершенствуемых типов самолетов.

- Почему в качестве объекта первоочередной модернизации выбран такой "нелетучий" и дорогой в эксплуатации самолет, как МиГ-31?

- Никогда не соглашусь с тем, чтобы его называли "нелетучим". Это один из лучших истребителей-перехватчиков в мире. Его радиолокационный комплекс управления оружием имеет фазированную антенную решетку с электронным управлением диаграммой направленности РЛС и квазинепрерывным излучением, что обеспечивает многоцелевое обнаружение и многоканальное наведение оружия на больших дальностях.

Модернизация этого комплекса перехвата будет направлена на расширение информационных возможностей системы управления вооружением. Это может существенно повысить его эффективность не только при всевысотном и всепогодном перехвате воздушных целей и сопровождении ударных самолетов, но и придать ему функции авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения оперативно-тактического назначения.

- Представляется, что ВВС не определились с выбором направления модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Не приведет ли это к типичному для нашей страны и столь разорительному дублированию и разнотипности авиационного парка?

- Модернизация БРЭО не является самоцелью. Этот процесс представляет собой одно из направлений большого и сложного объема работ, предусмотренных Программой модернизации.

Целью программы определено доведение боевой эффективности существующих авиационных комплексов третьего и четвертого поколений до уровня, определяемого требованиями современной войны. Комплексы БРЭО модернизированных самолетов должны обеспечить их успешное боевое применение ночью, в сложных метеорологических условиях, при использовании противником средств радиоэлектронной борьбы, а также расширить номенклатуру используемых ими средств поражения.

Необходимо отметить, что одной из основных задач, решаемых в ходе модернизации БРЭО, является достижение высокой степени унификации ядра и основных элементов комплексов большинства типов самолетов и вертолетов. Сложность в унификации обусловлена разнообразием структур и состава прицельно-навигационных комплексов, производившихся ранее широким кругом предприятий. Приходится учитывать, что некоторые из них выпали из кооперации после распада СССР, а другие - находятся в тяжелом финансовом положении.

Принципиальные подходы к модернизации комплексов БРЭО, выбранные Раменским ПКБ, ОАО "Фазотрон-НИИР", ГосНИИАС, НИИ приборостроения, "Русской авионикой", "Объединенным авиаприборостроительным консорциумом", холдинговой компанией "Ленинец" и другими организациями, во многом совпадают. Для самолетов-истребителей это прежде всего совершенствование информационно-управляющих полей в кабинах экипажей, внедрение высокопроизводительных вычислительных систем и мультиплексных шин обмена данными, установка на борт высокоточных инерциально-спутниковых навигационных средств и круглосуточных оптико-электронных систем прицеливания средств поражения класса "воздух-земля", а также усовершенствование бортовых радиолокационных систем для работы по наземным целям.

Критерием выбора лучшего из предлагаемых вариантов являются сроки и стоимость конкретных технических решений, подтвержденные выводами военно-технико-экономической экспертизы.

- В чем причина нашего отставания в области БРЭО от ведущих государств мира?

- Сопоставление научно-технического уровня отечественных и зарубежных разработок показывает, что отставание присутствует не во всех видах бортовой радиоэлектроники. Так бортовая РЛС, разработанная НИИ приборостроения в конце 70-х годов, до настоящего времени остается единственным радаром с фазированной антенной решеткой, установленной на самолете-истребителе.

Отставание возникло из-за отсутствия в России необходимой специализированной элементной базы высокопроизводительных вычислительных средств, а также чувствительных элементов оптико-электронных систем. Его ликвидация требует вложения в отечественные предприятия электронной промышленности значительных финансовых средств на освоение новых технологий, объемы которых несоизмеримы с возможностями Министерства обороны по финансированию соответствующих НИОКР.

Учитывая, что потребителем современной элементной базы является не только МО, было бы целесообразным финансирование развития предприятий электронной промышленности выделить в отдельную федеральную программу. Если не принять действенных мер по выводу из кризиса электронной промышленности, мы попадем в постоянную зависимость от поставок высокотехнологичных электронных компонентов из-за рубежа.

- Агрессия НАТО против Югославии продемонстрировала эффективность авиационных средств поражения, использующих для наведения информацию космической радионавигационной системы НАВСТАР. Разрабатывается ли подобное оружия для российских ВВС?

- Системы определения местоположения с использованием информации от спутников получили широкое распространение в мире за последние 5-10 лет как в военном деле, так и в гражданской технике. Их преимущество заключается в обеспечении круглосуточного и всепогодного определения координат с точностью порядка 30 метров при относительно небольшой стоимости приемной аппаратуры. Использование спутниковой навигации для наведения авиационных средств поражения особенно интересно тем, что обеспечивает летчику возможность применения оружия вне зоны действия объектовой ПВО противника.

Интерес ВВС России к системам космической навигации возник уже давно, и к настоящему времени созданы аналогичные американским спутниковые навигационные приемники, которыми будут оснащаться как перспективные крылатые ракеты большой дальности, так и тактические авиационные средства поражения.

- Главком ВВС сообщал об испытаниях новой КРВБ для Дальней авиации в обычном снаряжении. Что можно рассказать об этой ракете?

- Действительно, работы в этом направлении ведутся в приоритетном порядке. Ракета создается с использованием технических решений, отработанных ранее при создании стратегических крылатых ракет воздушного базирования. Опытные образцы КРВБ и новой системы наведения проходят типовой этап летно-конструкторских испытаний, в ходе которого проверяются и совершенствуются основные узлы и агрегаты. В целом, результаты проведенных работ подтверждают возможность достижения заданных технических характеристик.

- Сообщалось о появлении в ВВС новой аппаратуры боевого управления. Можно ли рассказать об этом подробнее?

- Опыт боевых действий в локальных войнах и региональных конфликтах показал, что эффективность сил и средств ВВС во многом определяется применением современных информационных технологий и качеством информационного обеспечения органов и пунктов управления.

Проблема создания единой автоматизированной системы управления авиацией и ПВО, включающей в себя органы, пункты и средства управления, системы и средства связи, с момента объединения двух видов Вооруженных сил - ВВС и Войск ПВО определена Главнокомандующим ВВС как одна из приоритетных.

В связи с этим в Военно-воздушных силах были разработаны и утверждены концепция развития системы управления и соответствующая программа работ по ее реализации, в которых определены цели, задачи, основные направления развития системы управления ВВС как составной части системы управления Вооруженными силами Российской Федерации.

Перспективная система управления авиацией и ПВО должна эффективно противостоять воздействиям противника за счет повышения надежности, устойчивости, живучести, помехозащищенности, мобильности и являться видовой подсистемой единой системы управления ВС РФ.

- Насколько мне известно, продолжается дублирование работ над зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300ВМ2 и С-400. Оправдано ли это? Какая из них будет принята на вооружение?

- ЗРС С-300ВМ2 и С-400 были заданы к разработке в начале 90-х годов. По первоначальному замыслу С-400 предназначалась для использования в объектовых и объектово-зональных группировках, а С-300ВМ2 представляла собой ЗРС оперативного звена Сухопутных войск. В то время такое решение, исходя из основ оперативного применения, было достаточно обоснованным.

В настоящее время принято решение по системам зенитного ракетного вооружения, в котором определена приоритетность разработки ЗРС С-400 как наиболее продвинутой.

Система С-400 находится в высокой степени готовности к поэтапному предъявлению (с различными типами ракет) на государственные испытания.

- Находятся ли в сфере внимания НТК проблемы оборонно-промышленного комплекса и его реформы? Как вы считаете, развитие ОПК должно идти по пути усиления государственного контроля или необходима дальнейшая приватизация?

- ВВС совместно с Росавиакосмосом работает над реструктуризацией оборонно-промышленного комплекса, в том числе путем укрупнения (объединения) существующих предприятий. По нашему мнению, она должна вестись с соблюдением следующих основных принципов:

- создание крупных диверсифицированных корпораций, включающих в себя научно-исследовательские структуры, ОКБ и серийные заводы с полным инфраструктурным обеспечением для выпуска не только финальных изделий, но и основных комплектующих для них;

- на предприятиях оборонно-промышленного комплекса должен быть обеспечен государственный контроль. Применительно к нынешним экономическим отношениям это возможно только при наличии у государства контрольного пакета акций.

- Не препятствует ли существование государственных унитарных предприятий реструктуризации ОПК?

- В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовых препятствий этому процессу нет. Главным критерием должна быть эффективная работа.

- Как вы относитесь к планам создания монопольных авиастроительных объединений, например, на базе РСК "МИГ" и АВПК "Сухой"?

Называть монополиями конкурирующие между собой "МиГ" и "Су" затруднительно. Мировой опыт свидетельствует о существовании тенденции к укрупнению самолетостроительных фирм ("Боинг", "Локхид"). Такой подход обеспечивает сохранение, расширение и захват новых рынков сбыта продукции. Поэтому создание профильных объединений организаций-разработчиков и серийных заводов, как уже было сказано, мы поддерживаем.

По конкретным разработкам, особенно в части создания элементов, комплектующих, отдельных агрегатов и т.п., мы не отвергаем и любые другие структурные формирования, что повышает общую гибкость и живучесть промышленности.

- Не приведет образование небольших инновационных фирм (пример - "Российские истребители") к обескровливанию традиционных разработчиков?

- Контуры этой организации пока расплывчаты. Первоначально ее создание предполагалось как форма совместного участия ведущих отечественных самолетостроительных фирм в проведении военных НИОКР по разработке перспективной авиационной техники. Положительный опыт в данной области может быть применен при дальнейшей реструктуризации ОПК.

- Сообщалось, что многие разработчики комплектующих не могут выжить при существующих объемах госзаказа. Как на государственном уровне решается данный вопрос?

- Это общая проблема. Касается она в первую очередь не столько разработчиков, сколько серийных производителей, и не только комплектующих, но и финальных изделий. Заводы, построенные в расчете на производство 40-50 самолетов в год в мирное время и 250-300 в военное время, не могут нормально функционировать при объеме годового заказа 1-3 самолета.

Реальным выходом в этих условиях наряду с увеличением оборонного заказа может быть только увеличение серийности производства за счет расширения военно-технического сотрудничества с другими государствами, а также использования военных изделий при создании техники мирного назначения.

- Дайте оценку взаимодействия ВВС и обновленного Российского авиационно-космического агентства.

- Обновленный Росавиакосмос начал действовать с прошлого года, присоединив к "космическим подразделениям" выделенную из Минэкономики "авиационную составляющую". В основном решены кадровые вопросы. Уточняются возлагаемые задачи, формы совместной работы.

Происходит переработка ряда положений нормативных документов. В частности, в тесном взаимодействии с Росавиакосмосом идет интенсивная доработка новой редакции такого важного документа, как "Положение о порядке создания авиационной техники военного назначения". В новой редакции положение будет учитывать фактические изменения правовых и экономических условий в стране, а также изменения состава и полномочий заказчиков и разработчиков авиационной техники и вооружения.

В заключение хотел бы с удовлетворением отметить возрастающее внимание к проблемам состояния и развития военной авиации и авиационной промышленности со стороны правительства и Минобороны России. Полуторакратное увеличение Государственного оборонного заказа в федеральном бюджете 2000 года свидетельствует об этом. Однако государственные военные расходы нашей страны по-прежнему меньше аналогичных расходов США в 60 раз (см. статью Николая Михайлова, "НВО", #4 за 2000 г.). При таком бюджетном соотношении тенденция к военно-техническому отставанию нашей страны, в том числе в области военной авиации, будет усиливаться. Никакие "внебюджетные ассигнования" не смогут ее переломить. Только адекватное государственное финансирование сможет оживить (а говорить приходится уже об этом) российскую военную авиацию, сделает возможным ее перевооружение на авиационные комплексы нового поколения, поможет ей занять подобающее место в системе обеспечения государственной безопасности. Надеюсь, что так и будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перестановки в правительстве Украины продиктованы возможными выборами

Перестановки в правительстве Украины продиктованы возможными выборами

Наталья Приходко

Верховная рада поддержала нового премьера

0
1095
"Единая Россия" пропустит ЛДПР на выборы

"Единая Россия" пропустит ЛДПР на выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Три парламентские партии ждут проблем во второй половине кампании

0
997
В Молдавии опять украли миллиард

В Молдавии опять украли миллиард

Светлана Гамова

Компанию "Energocom" обвиняют в мошенничестве при закупке газа

0
1402
Глава Службы госконтроля отправлен в отставку в Армении

Глава Службы госконтроля отправлен в отставку в Армении

0
452

Другие новости