0
4644
Газета Вооружения Интернет-версия

24.03.2000

Урал выкатывает супертанк

Тэги: Т95


Вероятный внешний вид Т-95. Рисунок во многом условный: ходовая часть и корпус принадлежат танку Т-80. Однако в целом схема дает представление о конструкции новой нижнетагильской машины. Сверху на башне изображена РЛС комплекса активной зашиты "Арена", по борту башни - секции защитных боеприпасов этой системы.

ПОСЛЕ посещения предприятий ВПК в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге министр обороны РФ Игорь Сергеев заявил, что в России создан принципиально новый основной боевой танк (ОБТ) Т-95. Как стало известно корреспондентам "НВО", ведущее танкостроительное предприятие России, "Уралвагонзавод", представило маршалу натурный образец новой машины.

Тот факт, что глава военного ведомства назвал ее Т-95, позволяет сделать вывод о возможности поступления нового танка в войска. Известно, что подобные названия присваиваются уже принятой на вооружение технике - Т-80, Т-90 и т.д. Экспериментальные и разрабатываемые машины обозначаются обычно словом "объект" с присвоенным ему номером.

Все технические характеристики, внешний вид и особенности компоновки "объекта 95" пока остаются секретными. Единственное, что сообщил в беседе с корреспондентом "НВО" представитель "Уралвагонзавода", - танк представляет собой совершенно новую конструкцию, а не модификацию существующего образца.

Вместе с тем некоторые эксперты, прежде всего зарубежные, уже имеют определенное представление о новой машине. Масса Т-95 - около 50 тонн, длина и ширина, судя по всему, будут примерно такими же, как и у состоящих на вооружении

Т-72, Т-80 и Т-90. Специалисты полагают, что для достижения необходимой в современном бою подвижности танк необходимо оснастить газотурбинным двигателем мощностью более 1250 лошадиных сил, которую развивает серийный ГТД-1250. Готового дизельного двигателя сопоставимой мощности в России нет. Танк, по всей видимости, получит и новую подвеску, обеспечивающую большую плавность хода.

Однако основная "изюминка" новой машины - совершенно новая компоновка боевого отделения. Пушка на "объекте 95" располагается в небольшой по размерам необитаемой башне. Традиционный для российских танков последних тридцати с лишним лет автомат заряжания новой конструкции располагается под башней. Рабочие места экипажа из трех человек - механика-водителя, наводчика-оператора и командира - помещены в специальную бронированную капсулу, отгороженную броневой переборкой от автомата заряжания и башни. Такое решение позволяет не только уменьшить силуэт танка, т.е. сделать его менее заметным на поле боя, но и значительно обезопасить экипаж.

Новая компоновка позволяет преодолеть основное противоречие современного танкостроения - необходимость сочетания надежной защиты с подвижностью и транспортабельностью. На Западе преодолеть дилемму не удалось, поэтому современные ОБТ НАТО - М1А2 "Абрамс", "Леопард-2", "Леклерк" - весят более 60 тонн. При такой массе их порой невозможно использовать вне подготовленной в инженерном отношении местности. Существенно затруднена и переброска этих монстров по воздуху. Россия пошла иным путем, пожертвовав толщиной брони с одновременной установкой на Т-80 и Т-90 систем оптико-электронного подавления противотанковых средств. Однако и такое решение, учитывая рост эффективности противотанковых средств, рано или поздно должно было завести танкостроение в тупик.

Для решения проблемы требовалось кардинально изменить компоновку танка, о чем уже в течение двадцати лет говорили эксперты. Однако на Западе дальше разговоров и эскизных проектов дело не продвинулось, и первыми революцию в танкостроении совершили российские конструкторы. Резкое сокращение (прежде всего за счет вывода экипажа из башни) внутреннего пространства, которое должно быть надежно забронировано, позволяет обеспечить недостижимый ранее уровень защищенности без выхода за весовые ограничения, связанные с грузоподъемностью мостов, колесных транспортеров, самолетов.

Судя по сообщениям экспертов, в рамках "объекта 95" удалось решить и вторую серьезнейшую проблему современного танкостроения, обусловленную тем, что резервы мощности существующих танковых орудий калибром 125 мм (в России) и 120 мм (на Западе) полностью исчерпаны. В частности, отечественная 2А46, установленная на Т-72 и Т-80, вполне оправдывает себя при ведении боевых действий в Чечне, однако обладает недостаточной дульной энергией для уверенного поражения перспективных зарубежных танков. Возможный калибр орудия Т-95 - 135 мм. Это абсолютно новая артсистема. По всей видимости, она по-прежнему останется гладкоствольной. За рубежом, в частности в Израиле, изучается возможность оснащения танков следующего поколения орудием калибра 140 мм.

Корпус машины и башня будут изготовлены из композитной брони, прикрытой также активной броней третьего поколения. Не исключено, что Т-95 будет оснащен системой активной защиты, созданной на базе существующей "Арены".

Эксперты считают, что танк получит новую систему управления огнем (СУО). Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в нее будет включен лазерный дальномер и, возможно, радиолокационная станция. Следует отметить, что новая компоновка предъявляет очень жесткие требования к СУО, поскольку экипаж лишен возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении. Пока непонятно, как будет решена эта проблема в новых российских танках, поскольку Россия традиционно несколько отстает в сфере современных средств комплексирования и отображения информации.

Надо сказать, что "объект 95" - не единственный отечественный ОБТ нового поколения. В 1999 г. на выставке вооружений в Омске был продемонстрирован "объект 640" - "Черный орел", разработанный омским Конструкторским бюро транспортного машиностроения. У этой машины также абсолютно новая ходовая часть и башня. Однако в Омске при создании этого образца пошли по другому, более простому пути. Автомат заряжания и часть боекомплекта "Черного орла" помещаются в обширной нише, расположенной в задней части обитаемой башни. Автомат заряжания здесь также отделен от экипажа, а ниша снабжена вышибными экранами, за счет которых энергия взрыва в случае попадания снаряда в эту часть башни уходит вверх, сохраняя жизнь экипажу (аналогичным образом скомпонованы современные западные танки).

Высокий уровень отечественных разработок в области танкостроения осознается за рубежом. Анализ проекта бюджета Пентагона на 2001 г. позволяет сделать вывод, что США активизируют разработку перспективной боевой системы FCS (Future Combat System) - семейства наземных машин, способных выполнять боевые задачи широкого диапазона, свойственные бронетанковой технике. В течение ближайших пяти лет армия США намерена затратить на работы по системе FCS 113 млн. долл. Предполагается, что опытный образец новой бронированной машины появится в 2006 г.

Хотя Игорь Сергеев сообщил только о новом танке, заявления отечественных военных позволяют сделать вывод, что в России, как и в США, ведется разработка семейства унифицированных тяжелых боевых машин, решающих на поле боя широкий спектр задач.

Анализ открытой информации свидетельствует, что Т-95 существенно превосходит (по крайней мере в некоторых аспектах) все, что создано или будет создано в ближайшие несколько лет на Западе. Кстати, зарубежные эксперты в свое время полагали, что Т-95 поступит в войска в 1994 г. Однако нет никакой уверенности в том, что танк удастся довести до серийного производства в приемлемые сроки. Министр обороны заявил, что "Уралвагонзавод" получит в 2000 г. дополнительные бюджетные средства, но, как считают эксперты, для существенного ускорения работ их будет недостаточно.

Впрочем, особой необходимости в форсировании серийного производства Т-95 нет. Потребности Вооруженных сил и зарубежных заказчиков в ближайшие годы вполне могут удовлетворить Т-90 и модернизированные (особенно в части систем управления огнем и средств активной защиты) Т-72 и Т-80. Так, Индия близка к подписанию контракта на закупку трехсот ОБТ Т-90С, которые, по оценке специалистов, превосходят закупленные Пакистаном украинские Т-80УД. Причем это превосходство достигнуто не за счет совершенствования механической части, а путем внедрения современных СУО и систем защиты.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org