0
1401
Газета Вооружения Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Кризис оборонки углубляется


В российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, в прошлом году объемы производства ОПК впервые за последние несколько лет выросли сразу на 140%. Это произошло в результате увеличения выпуска всех трех составляющих продукции ОПК: вооружения и военной техники по госзаказу, экспортной продукции и техники для гражданских заказчиков.

С другой стороны, государство по-прежнему остается самым ненадежным плательщиком оборонки. Правительство не смогло оплатить даже дополнительный госзаказ 1999 г., выполнение которого позволило улучшить положение войск на Северном Кавказе. Сложилась парадоксальная ситуация: чем больше ГОЗ, тем хуже финансовое положение предприятия.


ДОЛГИ РАСТУТ

Владимир Путин и представители правительства за последние месяцы не раз обещали покончить с проблемой задолженности за выполненный ГОЗ в ближайшие два года. Это само по себе - уже заметный и обнадеживающий шаг вперед. Ранее исполнительная власть проблему долгов попросту игнорировала. Однако между декларациями и их воплощением в жизнь пока лежит пропасть. Финансирование ГОЗ в первом квартале 2000 г. составило лишь 1% от предусмотренной бюджетом суммы вместо намеченных 8%. Не выполняется и план выплат по госзаказу во втором квартале, в котором ОПК должен получить 20% бюджетных ассигнований. По оценке экспертов оборонки, нет никаких шансов, что до конца года исправить положение удастся, тем более что масштабы финансирования в третьем и четвертом квартале должны вырасти соответственно до 32 и 40% годового объема ГОЗ.

Уже очевидно, что правительство не выполнит свое обещание о погашении до середины 2000 г. задолженности по оплате госзаказа за 1999 г. В первом квартале возвращено лишь 13% этого долга, который с учетом недоплат со стороны всех силовых ведомств к настоящему моменту достиг, по оценке Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП), 33 млрд. руб. Оценочные данные о динамике объемов производства и финансировании ГОЗ в 1998-1999 гг. представлены в таблице 1.

Проблема не только в размере долга, который, кстати, чиновники определяют с удивительно большим разбросом - от 20 до 40 млрд. руб., но и в том, что никто в государстве точно не знает его структуру. Во многом это произошло по вине министерств и ведомств, использовавших некорректные методики расчета текущих выплат предприятиям оборонки. Поскольку правительство возвращало, как правило, лишь долги по заработной плате (причем только головным исполнителям), бюрократы Минобороны, Минэкономики, Минфина всеми силами стремились занизить ее долю в структуре долга. Результат печален - истинное положение дел не знает никто. Показателен такой пример: в 1999 г. на целевые зачеты по долгам правительство выделило 10 млрд. руб., однако использовать удалось лишь 4 млрд. руб.

Ориентировочная структура долга, в оценке первого вице-президента ЛСОП Алексея Шулунова, представлена в табл. 2. По его мнению, проблему долгов не удастся решить без персональной сверки реальных платежей каждого предприятия - головного исполнителя по каждому договору (контракту). Однако до сих пор ни Минфин, ни Минобороны, ни отраслевые агентства по управлению ВПК не проявили желания начать эту тяжелую и длительную работу. Впрочем, в рамках существующей системы управления оборонкой ни у одного государственного органа нет опыта, сил и средств для ее проведения.

Особое возмущение оборонщиков вызывает тот факт, что срыв финансирования происходит на фоне заявлений о 100-процентном сборе налогов и перевыполнении планов по доходам бюджета. В беседах с корреспондентом "НВО" некоторые руководители оборонного комплекса высказывали мысль, что государство просто ждет, когда ОПК умрет сам. Заметим, что до этого момента осталось совсем недолго: средний возраст работников оборонки ныне составляет на заводах - 55 лет, в КБ - свыше 60 лет, в НИИ - 65 лет.


БАРЬЕР НА ПУТИ РЕФОРМ

Долги государства лишают оборонку не только настоящего, но и будущего. По мнению ряда экспертов, рост объемов производства в ОПК в 1999 г. связан с действием кратковременных факторов. Выход отрасли из кризиса невозможен без структурной перестройки и обновления основных фондов. И то, и другое требует масштабных инвестиций. Собственных средств на это нет даже у самых благополучных предприятий оборонки. Очевидно, что основным инвестором не станет и государство, которое способно поддерживать финансами менее десятка крупных проектов. Для большинства предприятий единственным реальным источником инвестиционных средств остается частный капитал.

Заметим, что после оживления производства в ОПК в 1999 г. интерес к нему инвесторов и, в частности, банков возрос. По словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Сергея Егорова, несмотря на отсутствие в стране "длинных" денег, в прошлом году вложения в реальное производство возросли в 3 раза и составили 60-70% от общей суммы выданных кредитов. Более того, по информации "НВО", серьезный интерес к оборонке проявляют и те российские инвестиционные институты, которые так или иначе связаны с зарубежным капиталом.

Однако на пути инвестиций в ОПК стоит непреодолимый барьер, возведенный государством. Ни один банк не рискнет вложить свои средства или выдать кредит предприятию, на котором неподъемным бременем висят огромные, накопившиеся за несколько лет долги. Суммарная кредиторская задолженность предприятий ОПК составляет ныне примерно 100 млрд. руб. Практически вся она образовалась в результате недоплат со стороны государства, использования для расчетов с ОПК денежных суррогатов, корректировок госзаказа, из-за которых предприятия оборонки не могло возвратить взятые для организации производства кредиты.


ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Впрочем, решение проблемы долгов - необходимое, но недостаточное условие структурной перестройки и обновления технологической базы ОПК. Практически все эксперты согласны с тем, что оборонный комплекс несет в себе элементы избыточности. По оценкам экспертов, как минимум 20% предприятий промышленности нежизнеспособны и должны быть ликвидированы. Значительная часть из них относится к ОПК. Однако, как заявил корреспонденту "НВО" один из правительственных чиновников, такой путь неприемлем для государства по политическим мотивам, поскольку приведет к резкому росту безработицы, а значит, и социально-политической напряжености в обществе.

Другая сторона медали состоит в том, что существующая структура ОПК не позволяет разрабатывать современную продукцию для своих ВС и эффективно конкурировать на мировых оружейных рынках. Абсолютное большинство представителей государства и многие директора видят выход в формировании крупных интегрированных структур. Заметим, однако, что до сих пор курс на укрупнение остается декларацией. До сих пор не удалось закончить формирование ни одной отраслевой интегрированной компании, формируемой под патронажем государства. Это неудивительно - законодательство и экономические реалии не стимулируют интеграцию, особенно когда речь идет об объединении благополучных предприятий, ориентированных на экспорт, с банкротами.

Одновременно в России набирает скорость процесс интеграции предприятий оборонки изнутри. Он идет вокруг крупных внешнеэкономических проектов или на базе единого управления пакетами акций приватизированных предприятий оборонки.

Стихийная реструктуризация развивается и в другом направлении. Практически вокруг каждого предприятия ОПК существует сеть небольших коммерческих фирм, которые продвигают отдельные проекты и замыкают на себя финансовые потоки. Владимир Путин, выступая 21 марта на совещании работников ОПК в Нижнем Новгороде, назвал такое положение, "мягко говоря, неправильным". Однако нельзя видеть лишь отрицательные стороны в этом явлении. Огромные задолженности базовых предприятий делают их инвестиционно непривлекательными. Проще говоря, все поступившие на их счет деньги немедленно изымаются налоговыми органами, что не оставляет надежд на возобновление производства. Напротив, банки охотно кредитуют малые дочерние фирмы, поскольку их финансовое положение и перспективы прозрачны и понятны инвесторам.


ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ

Анализ финансово-экономического положения оборонки показывает, что расшить все узкие места наскоком не удастся. Вместе с тем, как отмечают эксперты, возможно принятие ряда срочных мер, которые позволят снять многие вопросы. Так, в частности, вполне возможно произвести централизованный взаимозачет задолженности предприятий ОПК в Пенсионный фонд, который сам является крупным заемщиком государственных средств. Аналогичную практику можно распространить и на другие внебюджетные фонды.

Директора предприятий и эксперты оборонки требуют радикально изменить сам подход к решению проблем штрафов и пеней, которые составляют до 50% кредиторской задолженности. Никаких реальных возможностей их выплатить не существует. Поэтому они либо должны быть списаны, либо необходимо создать механизм, при котором долги государства по оплате ГОЗ признаются кредитами, выданными предприятиями государству со всеми вытекающими последствиями. Речь, например, идет о том, что на эти долги должны начисляться проценты, которые позволят предприятиям впоследствии рассчитываться с налоговыми органами, местными бюджетами и внебюджетными фондами.

Руководители предприятий ОПК призывают активизировать деятельность Госдумы с целью принятия законов о холдингах, о государственном регулировании структурных реформ в ОПК, а также для завершения работы над законом о банкротстве. Нуждается в немедленном уточнении методологическая и нормативная база, которая позволит во всех госорганах и на предприятиях единообразно рассчитывать структуру цены продукции.

Возможны и чисто политические шаги, которые если и не принесут немедленную пользу оборонке, то предотвратят нанесение вреда.

Во-первых, следует признать, что "резерв" манипулирования проблемами ОПК для решения задач борьбы за власть практически исчерпан. Поэтому нужно отказаться от эффектных, но никак и ничем не подкрепленных заявлений о погашении долгов или увеличении госзаказа в полтора раза. Совершенно очевидно, что выполнить обещания государство не сможет, а значит, такие заявления дискредитируют власть и дезориентируют отрасль.

Во-вторых, нельзя более планировать госзаказ, который государство не может оплатить. Каждый включенный в план, но невыплаченный государством рубль увеличивает задолженность оборонки как минимум на два рубля.

В-третьих, следует признать неверной практику засекречивания объема ГОЗ и динамики его оплаты. Информация об этом должна быть систематической и общедоступной. То же самое относится к возврату долгов и выплатам за продукцию, поставленную за рубеж в счет долга.

В конечном счете, от невыполнения бюджета и планов финансирования, а также от засекречивания информации о госзаказе выигрывают только те, кто, благодаря своему служебному положению, может использовать эту ситуацию для решения своих собственных финансовых или политических проблем.

=== ТАБЛИЦА ===

Динамика изменения задолженности Минобороны оборонно-промышленному комплексу

в 1998-1999 гг. (

Всего Закупки НИОКР

Задолженность по ГОЗ на 1 января 18,37 13,97 4,40

Предусмотрено бюджетом 25,95 15,15 10,8

Предусмотрено ГОЗ 15,18 9,8 5,38

Выполнено работ 14,91 9,53 5,38

Профинансировано в т.ч.: 9,94 7,91 2,03

ГОЗ 1998 г. 1,83 1,17 0,66

Погашение задолженности за 1997 г. 8,11 6,74 1,37

Задолженность по ГОЗ на 1 января 23,34 15,59 7,75

Предусмотрено бюджетом 23,86 14,15 9,52

Предусмотрено дополнительным ГОЗ 4,3 3,8 0,5

Выполнено работ 23,4 нет данных

в т. ч. по доп. госзаказу 2,99 2,29 0,7

Профинансировано в т.ч.

ГОЗ 1999 г. 16,5 11,73 4,77

в т.ч.по дополнительному ГОЗ 0,68 0,58 0,1

погашение задолженности

предыдущих лет 4,7 3,2 1,5

Задолженность на 1 января 25,54 нет данных

Предусмотрено ГОЗ 62 нет данных в млрд. руб.)

Примечания.

1. Данные за 1999 и 2000 г. - оценочные.

2. Задолженность других силовых структур составляет 10-15% долгов Минобороны.

Структура задолженности государства оборонно-промышленному комплексу.

Вид задолженности Сумма, млрд. руб.

Платежи во внебюджетные фонды 11-13

Заработная плата с учетом

двух уровней кооперации 10-12

Оплата коммунальных услуг 2,5-3

Платежи в федеральный бюджет 2-3

Налоги в местные бюджеты 2-3

Оплата транспортных услуг 1

Прочие платежи 0,5-1


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
286
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1301
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1900
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1329

Другие новости