0
1173
Газета Вооружения Интернет-версия

19.05.2000 00:00:00

Создание министерства промышленности вполне уместно


- БОРИС НИКОЛАЕВИЧ, как вы оцениваете шаги, предпринятые в последнее время руководством страны в сфере реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК)?

- Прежде всего хочу обратить внимание на результаты Всероссийского совещания работников оборонной промышленности, которое состоялось 21 марта сего года Это совещание стало важной вехой на пути реструктуризации и возрождения отечественного ОПК. Мероприятию предшествовала серьезная подготовка, в ходе которой всесторонне рассматривались ключевые вопросы развития ОПК с вице-премьером Ильей Клебановым. Обсуждение принципиальных моментов с участием президента России Владимира Путина непосредственно на совещании и выработанный план действий по техническим и стратегическим вопросам ОПК - все это очень хорошая база для дальнейших действий нового правительства России.

В частности, подготовлены конкретные поручения федеральным органам исполнительной власти (Минобороны, Минэкономики, Минфину, Мингосимуществу, агентствам) завершить в самые короткие сроки работу над основополагающими документами по развитию ОПК. Предложено создать и запустить механизм перехода к среднесрочному (на 2-3 года) формированию и финансированию государственного оборонного заказа на основе поэтапного перехода к заключению долгосрочных договоров. Кроме того, приняты решения, создающие механизм погашения задолженности оплаты уже поставленной продукции по госзаказу.

Детально обсуждены вопросы совершенствования системы военно-технического сотрудничества, решения по которым, я думаю, возможны уже в мае-июне 2000 г.

Важно теперь неукоснительно выполнить поставленные президентом России задачи, и тогда мы сможем говорить о реальном, а не о декларативном возрождении высокотехнологичного комплекса России.

- Какие шаги в реформировании оборонно-промышленного комплекса, на ваш взгляд, являются первоочередными?

- Сейчас, после принятия Военной доктрины России, нужно создать механизмы ее претворения в жизнь. Это касается и ОПК. Прежде всего должна быть разработана и утверждена Концепция развития вооружения и военной техники на период до 2015 г., затем - Государственная программа вооружения на 2001-2010 гг. и Программа содержания мобмощностей. Считаю, что требуется и Государственная программа развития военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

На базе этих документов следует разработать Федеральную целевую программу реформирования оборонно-промышленного комплекса на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г., а также организовать процесс подготовки некоторых документов правового регулирования процессов в ОПК.

При разработке названных документов обязательно соблюдать главное условие: все планируемые мероприятия должны быть самым жестким образом связаны с системой их реального финансового обеспечения.

Это только некоторые из приоритетных шагов. Они, по сути, призваны сформировать стратегию России по отношению к ОПК. Если их не сделать, никакие другие действия не имеют смысла.

- Как вы оцениваете современное состояние системы управления оборонной промышленностью? В каком направлении необходимо ее совершенствовать? В частности, следует ли возрождать в той или иной форме Миноборонпром?

- Система управления оборонной промышленностью находится в стадии формирования. Ныне удается решать многие проблемы, которые еще недавно - в период потери управляемости в оборонно-промышленном комплексе - казались непреодолимыми. Я уверен, что президент России, принимая решения по вопросам структуры и функций нового правительства, уделит самое серьезное внимание совершенствованию системы управления ОПК. Россия сегодня находится на развилке: или высокотехнологичный комплекс (ВТК) придаст новое качество экономическому росту страны, или мы постепенно сползем к экспортно-сырьевой модели развития.

ВТК сегодня - это более 1690 предприятий промышленности. Среди них 40% - госпредприятия, 31% - акционерные общества с государственным участием и 29% - акционерные общества без государственного участия. При этом 55-57% объемов производства составляет военная продукция и 43-45% - продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления.

Развитие ОПК важно не только для надежного обеспечения безопасности России. Это единственная возможность поднять высокотехнологичные отрасли промышленности, в том числе связь, транспорт, аграрно-промышленный и топливно-энергетический комплексы (ТЭК).

Наряду с традиционной продукцией ОПК - такой, как авиационная, космическая техника (100%), гражданское судостроение (85-90%), электроника, средства связи, - предприятия этого комплекса выпускают наиболее сложное технологическое оборудование для ТЭК (85-90%), более 80% наукоемкой медицинской техники и оборудования, сложную бытовую технику.

Исходя из важности ОПК для развития российской экономики вполне уместной была бы такая мера, как создание Министерства промышленности и торговли. Это абсолютно рыночная структура управления, включающая в единый цикл знание рынка и производство продукции для удовлетворения рыночных потребностей.

- Государство давно провозгласило курс на формирование крупных интегрированных структур в оборонной промышленности. Власть пытается решить эту проблему с помощью кадровых и организационных решений. Однако дело почти не движется. Не считаете ли вы, что необходимо изменить подходы к интеграции ВПК?

- В течение 1994-1996 гг. мы неоднократно обсуждали вопросы реструктуризации ОПК на уровне правительства и президента России. В то время президентом было принято решение о формировании крупных интегрированных структур.

Весь мир идет по этому пути. В мире существует более 39 тыс. материнских транснациональных компаний (ТНК), на которых работают более 75 млн. работников. При этом ТНК - это более 58% международных компаний, занятых в промышленности. В России в 1992-1993 гг. эти мировые тенденции были проигнорированы. Произошло радикальное дробление многих конкурентоспособных производств. Страна стала скатываться, по сути, к мелкотоварному производству.

Сломить эту тенденцию нам удалось лишь в середине 90-х годов. Были созданы такие известные структуры, как ВПК "МАПО" (сегодня РСК "МиГ"), концерн "Антей", АВПК "Сухой", концерн "Сплав" и др.

В то же время анализ положения и тенденций в ОПК показывает, что заставить интегрироваться "сверху" - практически бесперспективное дело.

Подход к интеграции предприятий ОПК должен опираться на такой принципиальный момент, как учет интересов сторон, участвующих в этом процессе. Речь прежде всего идет о государстве, субъектах федерации, разработчиках техники и серийных заводах, ее выпускающих. Особо подчеркну, что при интеграции не должно быть никакой кампанейщины, спешки и непрофессионализма.

- Видите ли вы какие-либо новые подходы к интеграции, основанные на опыте возглавляемой вами компании?

- Сегодня мы практически подготовили по принципиальным направлениям интеграции свой механизм, свои подходы и программу действий. Многие ее элементы апробированы при создании холдинговой промышленной компании "НПК".

Сам подход к формированию холдинга интересен для отечественных интегрированных структур, которые могут быть конкурентами ведущим западным компаниям.

Во-первых, диалектика создания холдинга включает несколько этапов, которые реализуют стройную логику действий. Мы идем от изучения рынка, что позволяет сделать выбор главного направления развития и организовать маркетинг, нацеленный на нужды покупателя. Реструктурирование входящих в холдинг предприятий ведется на базе конкретных бизнес-планов, предусматривающих насыщение рынка продукцией этих предприятий. Важным направлением для нас является перепрофилирование оставшихся мощностей под производство имеющей свой рынок продукции, что особенно актуально для российского ОПК, потерявшего значительную часть оборонного заказа. Наконец, мы в отличие от многих традиционных структур уделяем большое внимание созданию бизнес-единиц, то есть формированию структур управления, комплектованию их высококлассным персоналом менеджеров и т.д.

Во-вторых, отработан в рамках "НПК" на практике матричный принцип управления промышленным холдингом.

В-третьих, разработаны и реализованы механизмы реформирования бухгалтерий по мировым стандартам. Созданы реальные системы бюджетирования, налогового планирования и другие.

Перечень можно продолжить. Но главное - в другом. Возможно, наш опыт пригодится тем, кто сегодня создает в России холдинги, концерны и корпорации, которые со старта могут задействовать названные выше механизмы и выстроить отечественные интегрированные структуры, отвечающие высоким мировым стандартам. Это реальный путь возрождения промышленного потенциала России и ее международного признания как высокотехнологичной державы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
571
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
717
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
604
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
490

Другие новости