Любая группировка войск, даже в мирное время, расходует материальные средства в значительных объемах. В условиях ведения боевых действий их расход возрастает многократно. Увеличение потребления материальных средств происходит прежде всего за счет повышенного использования горючего и боеприпасов.
АФГАНСКИЙ ОПЫТ
Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс. тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%. Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода (ПМТ) для подачи горючего войскам.
Строительство магистрали началось в июне 1980 года, а к декабрю - проложена первая линия трубопровода по маршруту: Хайратон - Пули-Хумри общей протяженностью более 250 км. С активизацией боевых действий и увеличением потребления горючего в 1982 году возникла необходимость сооружения еще одной линии ПМТ по маршруту Пули-Хумри - Баграм (свыше 180 км), а в 1984 году - по этим маршрутам были проложены вторые линии трубопроводов.
На долю ПМТ приходилось около 15% от всего объема доставки материальных средств - от 8 до 12 тыс. тонн горючего в месяц.
К сожалению, до сих пор экономический эффект от прокладки трубопроводов в условиях боевых действий не проанализирован.
ПМТ в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, в то же время потери горючего по трубопроводам (от боевых повреждений) составляли всего 3-5%.
ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Ныне опыт Афганистана практически забыт. Однако специалисты считают, что трубопроводные соединения и части армии, которые относятся к специальным Войскам тыла ВС, могут решить многие, причем не только боевые проблемы.
Основу их технической оснащенности составляют ПМТ, представляющие собой комплекс технических средств для транспортировки горючего в полевых условиях. Сложилась определенная система взглядов на возможные области использования ПМТ, которые могут применяться:
в трубопроводно-складской системе обеспечения войск (сил) горючим;
для подачи горючего войскам (силам) на отдельных направлениях;
в системе технического прикрытия стационарных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов;
для подачи горючего на барьерных участках в составе временных перегрузочных районов;
для подачи горючего и воды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
для подачи горючего, нефти, воды и других продуктов в интересах промышленности и аграрного сектора на коммерческой основе, а также при решении других оборонных и народно-хозяйственных задач.
Первые четыре направления относятся, в основном, к сфере военного применения ПМТ. Однако это не исключает их применения для выполнения подобных задач и в народном хозяйстве, в регионах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, дефицитом средств подвоза. Результаты исследований показывают, что даже в регионах, где имеются хорошо развитые транспортные коммуникации, доля полевых магистральных трубопроводов и стационарных нефтепродуктопроводов в доставке горючего может достигать 70-75%. Во всех других регионах, где традиционные виды транспорта менее развиты, применение полевых магистральных трубопроводов просто необходимо, при этом их долевое участие в доставке нефтепродуктов может составлять до 85-95%.
Уже многие годы ПМТ успешно эксплуатируются при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, несмотря на то, что использование их при тушении пожаров является наиболее экономичным и эффективным способом, чем применение авиации, оно не вошло в повседневную практику специальных формирований.
Крайне выгодно использовать ПМТ для подачи по ним нефти и нефтепродуктов на коммерческой основе. Есть в этой области и другие возможности. Среди них - реализация комплектов полевых трубопроводов, выслуживших установленные сроки; сдача в аренду (лизинг) комплектов ПМТ; возобновление производства ПМТ с привлечением ассигнований заинтересованных ведомств и организаций.
ТЕХНИКА
К сожалению, отсутствие четкой программы развития и совершенствования ПМТ ограничивает возможности их использования в гражданской сфере. Значительная часть имевшихся комплектов полевых магистральных трубопроводов после распада СССР осталась в бывших союзных республиках на западе (Украина, Белоруссия, Прибалтика). Вне России оказался единственный производитель полевых трубопроводов нового поколения и машин для их монтажа - 63-й котельно-сварочный завод в г. Ивано-Франковске. Поступление новых комплектов полевых магистральных трубопроводов на оснащение трубопроводных войск фактически прекратилось.
В начале 80-х годов рассматривалась возможность организации производства трубопроводов с соединением "Раструб" на Северском трубном заводе в Свердловской области. Тогда для этого не нашлось средств, к настоящему времени финансовые трудности в стране усугубились многократно, и вопрос по-прежнему остается открытым.
В 1997 г. 25 ГосНИИ МО РФ выполнена испытательная работа по оценке технического состояния комплектов полевых магистральных трубопроводов. Требовалось получить рекомендации по их дальнейшему использованию. Работа была инициирована результатами использования комплекта ПМТП-150 выпуска 1974 г. при сооружении временного нефтепровода в республике Саха (Якутия) в 1996 г., в ходе которого из 2916 труб в процессе гидравлического испытания только 5,54% было признано непригодными к дальнейшей эксплуатации. Кстати, следует заметить, что временный трубопровод окупил все затраты на его доставку в район сооружения и обслуживания почти за полгода.
Сегодня около 40% передвижных насосных установок и более 50% трубомонтажных машин ТУМ-150В нуждаются в регламентированном ремонте, а к 2005 году большая часть технических средств может стать абсолютно непригодной к дальнейшей эксплуатации. Проведение ремонта могло бы продлить срок эксплуатации техники на 15 лет и сократить затраты денежных средств в случае закупки новых не менее, чем в 10 раз. Однако отсутствие средств делает проблему неразрешимой.
НОВЫЙ РОД ВОЙСК
Необходимо решить не только технические проблемы, но и определить место трубопроводных частей и соединений в военной организации государства. Конечно, если бы существовала единая система тылового обеспечения (ЕСТО), то вопрос можно было бы решить проще. Например, путем создания отдельного департамента трубопроводных средств.
В существующей ситуации речь можно вести о формировании отдельного управления трубопроводных войск в составе тыла ВС. Конечно, создание нового рода войск потребует определенных затрат, но, с приданием ему особого статуса, все расходы можно возместить в самые короткие сроки (2-3 года).
В чем должен заключаться особый статус?
Во-первых, в полной экономической и финансовой самостоятельности. Трубопроводные войска должны иметь возможность оказывать платные услуги всем без исключения организациям. При этом большую часть заработанных средств они должны расходовать на совершенствование своих структур и повышение их технической оснащенности.
Во-вторых, особый статус должен предполагать особую организационно-штатную структуру войск. Большая их часть может состоять из гражданских формирований в виде унитарных предприятий различного назначения, а соединения и части - 10-15% общей численности. При этом соединения и части будут использоваться только по планам ГШ ВС, а унитарные предприятия - по планам управления трубопроводных войск и специальным государственным программам.