По оценке генерала, оборонно-промышленный комплекс, как и вся промышленность России, находится в кризисном состоянии. Вместе с тем в развитии ОПК наблюдаются и положительные тенденции. Впервые за постсоветский период наблюдается рост промышленного производства, затронувший и оборонную сферу. Военные отмечают тенденцию возврата квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, в том числе молодежи, на оборонные предприятия. Однако в отличие от времен СССР доля военных заказов на бывших военных предприятиях и заводах составляет всего 14-16 %.
Оживление ОПК в военном ведомстве связывают с тем, что государство начало, хотя и в недостаточных объемах, выполнять обязательства по финансированию государственного оборонного заказа и расплачиваться по долгам за прошлые годы. По данным Минобороны, на 1 января 2000 г. долги предприятиям ОПК составляли около 25 млрд. руб. За полгода эта цифра снизилась более чем на 10 млрд. руб. Минобороны оплатило вооружение и боевую технику, которую предприятия ОПК произвели в 1999 г. и за которую военные должны были рассчитаться в 1 квартале 2000 г. - это 3 млрд. рублей.
Военное ведомство полностью расплатилось с долгами по "чеченским делам". Эти средства - 1,6 млрд. руб. - потребовались в прошлом году на доукомлектование и дообеспечение группировки войск на Северном Кавказе. В то же время суммарные расходы на перевооружение 42-й мсд оцениваются военными в 2,5 млрд. руб.
Однако планы финансирования гособоронзаказа текущего года выполняются неудовлетворительно. На 1 июня 2000 г. выплачено всего 6,5% от предусмотренных бюджетом средств. Между тем, в 1 квартале на НИОКР, модернизацию и закупку вооружений запланировано 8% от годовых ассигнований. Еще 20% предполагалось выделить во 2 квартале. Таким образом, уже очевидно, что планы первого полугодия правительством выполнены не будут.
В этой связи министр обороны обратился с письмом в правительство с просьбой пересмотреть планы финансирования гособоронзаказа с целью более равномерного и ритмичного выделения средств.
В 2000 г. Минобороны столкнулось и с другой сложной проблемой - обращениями предприятий ОПК в арбитражные суды с требованиями ликвидировать задолженность прошлых лет. В общей сложности таких требований накопилось на 1 млрд. рублей. Генерал Ситнов предупредил, что те предприятия, которые обращаются в суды с требованиями ликвидировать задолженности, автоматически срезают на величину исковой суммы свой лимит финансирования на текущий год. При этом он подчеркнул, что по сути речь идет не о долгах Минобороны, а о долгах правительства за исполнение бюджета.
В 2000 г. гособоронзаказ должен составить 48 млрд. руб. Из них 3 млрд. уже пошли на ремонт и закупку запасных частей. 5 млрд. руб. пойдет на погашение задолженностей 1999 г. Таким образом, на НИОКР и закупку вооружений предполагается истратить 38 млрд. рублей.
В структуре военного бюджета удельный вес расходов, связанных с финансированием ОПК, составляет почти 34%. Это больше, чем в любой другой год постсоветского времени. Однако и эти расходы позволяют выпускать лишь единичные экземпляры боевой техники и вооружений и поддерживать на плаву уникальные военные производства. По оценке Анатолия Ситнова, Вооруженные силы ежегодно должны получать 300-350 танков, 600 бронетранспортеров, 150-200 самолетов и вертолетов, много другой техники. Суммарно на техническое перевооружение армии требуется до 16 млрд. долл. в год.
Несмотря на недофинансирование, начальник вооружения считает, что в ОПК удалось сохранить основные научные школы.
Военное ведомство совместно с оборонными предприятиями ведет сегодня целый ряд "пилотных" проектов, включая разработку и производство нового поколения стратегических баллистических ракет "Тополь-М" и строительство атомных подводных лодок "Юрий Долгорукий" и "Северодвинск". На большинстве других направлений усилия сосредоточены на модернизации вооружения. В области боевой авиации вне конкуренции остаются такие фирмы, как "Сухой", есть перспективы и у фирмы "Камов".
По словам генерала Ситнова, Минобороны поддерживает идею слияния российских авиационных фирм в единый мощный холдинг, способный конкурировать с мировыми авиастроительными гигантами. Главная задача нового объединения: создание перспективного легкого боевого самолета пятого поколения. Вместе с тем в Минобороны озабочены затягиванием конкурса на его разработку и производство.
Среди других болевых точек начальник вооружения назвал производство боеприпасов. Все предприятия, их производящие, являются либо государственными, либо казенными. В условиях скудного бюджета они "сидят" на голодном финансовом пайке. В результате войскам приходится тратить неприкосновенные запасы, которые и так снизились до 20-25% от необходимого уровня.
Цены российских вооружений уже приблизились к среднемировым. Однако на некоторые виды военной техники они пока относительно низки за счет дешевого топлива и металла. По мнению военных, ОПК душат налоги. НДС хотят распространить даже на НИОКР, нет льгот на перевозку военных грузов. Проблема удешевления оборонного производства требует уменьшения числа типов техники и унификации выпускаемой продукции. Эти требования нашли свое отражение в проектах Концепции развития вооружения и военной техники на период до 2015 г. и Государственной программы развития вооружения на 2001-2010 гг.
В Минобороны надеются, что указание Владимира Путина о погашении до 1 января следующего года задолженности по гособоронзаказу будет выполнено правительством. Если это будет сделано, военное ведомство получит уникальную возможность приступить к кардинальному улучшению технической оснащенности армии и флота. Вместе с тем в военном ведомстве обеспокоены тем, что в правительственном проекте бюджета на 2001 г. расходы на оборону составляют 2,62% от ВВП. С этим Минобороны категорически не согласно. Военные апеллируют к решению прежнего президента РФ Бориса Ельцина о финансировании военного бюджета в размере не менее 3,5% от ВВП.
Но наиболее ярко противоречия между военными и правительством проявляются в сфере структуры управления ОПК. В рамках новой структуры правительства появилось отвечающее за оборонку Министерство промышленности, науки и технологий и в то же время сохранились отраслевые оборонные Агентства. Генерал Ситнов, в отличие от вице-премьера Ильи Клебанова, считает, что эти Агентства должны входить в новое министерство. Отметим, что такое серьезное расхождение взглядов на принципиальные вопросы управления ОПК предвещает в будущем острую борьбу между различными органами госуправления.