0
1741
Газета Вооружения Интернет-версия

09.06.2000 00:00:00

Генерал Ситнов не согласен с вице-премьером


По оценке генерала, оборонно-промышленный комплекс, как и вся промышленность России, находится в кризисном состоянии. Вместе с тем в развитии ОПК наблюдаются и положительные тенденции. Впервые за постсоветский период наблюдается рост промышленного производства, затронувший и оборонную сферу. Военные отмечают тенденцию возврата квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, в том числе молодежи, на оборонные предприятия. Однако в отличие от времен СССР доля военных заказов на бывших военных предприятиях и заводах составляет всего 14-16 %.

Оживление ОПК в военном ведомстве связывают с тем, что государство начало, хотя и в недостаточных объемах, выполнять обязательства по финансированию государственного оборонного заказа и расплачиваться по долгам за прошлые годы. По данным Минобороны, на 1 января 2000 г. долги предприятиям ОПК составляли около 25 млрд. руб. За полгода эта цифра снизилась более чем на 10 млрд. руб. Минобороны оплатило вооружение и боевую технику, которую предприятия ОПК произвели в 1999 г. и за которую военные должны были рассчитаться в 1 квартале 2000 г. - это 3 млрд. рублей.

Военное ведомство полностью расплатилось с долгами по "чеченским делам". Эти средства - 1,6 млрд. руб. - потребовались в прошлом году на доукомлектование и дообеспечение группировки войск на Северном Кавказе. В то же время суммарные расходы на перевооружение 42-й мсд оцениваются военными в 2,5 млрд. руб.

Однако планы финансирования гособоронзаказа текущего года выполняются неудовлетворительно. На 1 июня 2000 г. выплачено всего 6,5% от предусмотренных бюджетом средств. Между тем, в 1 квартале на НИОКР, модернизацию и закупку вооружений запланировано 8% от годовых ассигнований. Еще 20% предполагалось выделить во 2 квартале. Таким образом, уже очевидно, что планы первого полугодия правительством выполнены не будут.

В этой связи министр обороны обратился с письмом в правительство с просьбой пересмотреть планы финансирования гособоронзаказа с целью более равномерного и ритмичного выделения средств.

В 2000 г. Минобороны столкнулось и с другой сложной проблемой - обращениями предприятий ОПК в арбитражные суды с требованиями ликвидировать задолженность прошлых лет. В общей сложности таких требований накопилось на 1 млрд. рублей. Генерал Ситнов предупредил, что те предприятия, которые обращаются в суды с требованиями ликвидировать задолженности, автоматически срезают на величину исковой суммы свой лимит финансирования на текущий год. При этом он подчеркнул, что по сути речь идет не о долгах Минобороны, а о долгах правительства за исполнение бюджета.

В 2000 г. гособоронзаказ должен составить 48 млрд. руб. Из них 3 млрд. уже пошли на ремонт и закупку запасных частей. 5 млрд. руб. пойдет на погашение задолженностей 1999 г. Таким образом, на НИОКР и закупку вооружений предполагается истратить 38 млрд. рублей.

В структуре военного бюджета удельный вес расходов, связанных с финансированием ОПК, составляет почти 34%. Это больше, чем в любой другой год постсоветского времени. Однако и эти расходы позволяют выпускать лишь единичные экземпляры боевой техники и вооружений и поддерживать на плаву уникальные военные производства. По оценке Анатолия Ситнова, Вооруженные силы ежегодно должны получать 300-350 танков, 600 бронетранспортеров, 150-200 самолетов и вертолетов, много другой техники. Суммарно на техническое перевооружение армии требуется до 16 млрд. долл. в год.

Несмотря на недофинансирование, начальник вооружения считает, что в ОПК удалось сохранить основные научные школы.

Военное ведомство совместно с оборонными предприятиями ведет сегодня целый ряд "пилотных" проектов, включая разработку и производство нового поколения стратегических баллистических ракет "Тополь-М" и строительство атомных подводных лодок "Юрий Долгорукий" и "Северодвинск". На большинстве других направлений усилия сосредоточены на модернизации вооружения. В области боевой авиации вне конкуренции остаются такие фирмы, как "Сухой", есть перспективы и у фирмы "Камов".

По словам генерала Ситнова, Минобороны поддерживает идею слияния российских авиационных фирм в единый мощный холдинг, способный конкурировать с мировыми авиастроительными гигантами. Главная задача нового объединения: создание перспективного легкого боевого самолета пятого поколения. Вместе с тем в Минобороны озабочены затягиванием конкурса на его разработку и производство.

Среди других болевых точек начальник вооружения назвал производство боеприпасов. Все предприятия, их производящие, являются либо государственными, либо казенными. В условиях скудного бюджета они "сидят" на голодном финансовом пайке. В результате войскам приходится тратить неприкосновенные запасы, которые и так снизились до 20-25% от необходимого уровня.

Цены российских вооружений уже приблизились к среднемировым. Однако на некоторые виды военной техники они пока относительно низки за счет дешевого топлива и металла. По мнению военных, ОПК душат налоги. НДС хотят распространить даже на НИОКР, нет льгот на перевозку военных грузов. Проблема удешевления оборонного производства требует уменьшения числа типов техники и унификации выпускаемой продукции. Эти требования нашли свое отражение в проектах Концепции развития вооружения и военной техники на период до 2015 г. и Государственной программы развития вооружения на 2001-2010 гг.

В Минобороны надеются, что указание Владимира Путина о погашении до 1 января следующего года задолженности по гособоронзаказу будет выполнено правительством. Если это будет сделано, военное ведомство получит уникальную возможность приступить к кардинальному улучшению технической оснащенности армии и флота. Вместе с тем в военном ведомстве обеспокоены тем, что в правительственном проекте бюджета на 2001 г. расходы на оборону составляют 2,62% от ВВП. С этим Минобороны категорически не согласно. Военные апеллируют к решению прежнего президента РФ Бориса Ельцина о финансировании военного бюджета в размере не менее 3,5% от ВВП.

Но наиболее ярко противоречия между военными и правительством проявляются в сфере структуры управления ОПК. В рамках новой структуры правительства появилось отвечающее за оборонку Министерство промышленности, науки и технологий и в то же время сохранились отраслевые оборонные Агентства. Генерал Ситнов, в отличие от вице-премьера Ильи Клебанова, считает, что эти Агентства должны входить в новое министерство. Отметим, что такое серьезное расхождение взглядов на принципиальные вопросы управления ОПК предвещает в будущем острую борьбу между различными органами госуправления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
701
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
919
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
754
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
613

Другие новости