Казалось бы, время привязных аэростатов уже давно прошло. Это много лет назад наблюдатели поднимались на них над линией фронта, чтобы следить за передвижениями войск противника, для корректировки артогня. Но сейчас, похоже, военное воздухоплавание получает новую жизнь.
Так, на территории тульского аэропорта проводятся испытания прототипа комплекса радиолокационного наблюдения и связи "Кордон-2", основой которого является привязной унифицированный аэростат нового поколения УАН-400. Он разработан специалистами воздухоплавательного центра "Авгуръ", имеет объем 400 кубометров и может поднимать до 120 кг полезной нагрузки на высоту 1200 м. Заполняется гелием или водородом.
Оболочка УАН-400 выполнена из современного ткане-пленочного материала, значительно улучшающего аэродинамику этого летательного аппарата по сравнению с аэростатами старой конструкции. Аэродинамическая устойчивость обеспечивается за счет 3 треугольных стабилизаторов, которые препятствуют сносу аэростата. Поднимается и опускается он с помощью лебедки грузовика ГАЗ-66.
Под брюхом аэростата подвешивается РЛС "Кредо-1Е", разработанная тульским федеральным государственным предприятием НИИ "Стрела". Она оснащена щелевой антенной решеткой и работает в диапазоне 2 см. Поднятая на аэростате на высоту 300 м станция способна обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты, в том числе низколетящие, на дальности до 40 км. Минимальная скорость движения цели, которую может "засечь" РЛС, - 2,5 км/ч. Так идет человек прогулочным шагом.
Оператор РЛС "Кредо-1Е" будет наблюдать за передвижением живой силы и техники на поле боя, корректировать артогонь по координатам разрывов. А сама станция способна автоматически обнаруживать и сопровождать движущиеся цели, распознавать их тип, отображать радиолокационную обстановку на фоне карты местности. Сигнал от антенны РЛС, подвешенной под аэростатом, передается на землю в цифровом виде. Здесь он обрабатывается компьютером, установленным в кунге ГАЗ-66. Пока наиболее результативны испытания в тихую погоду. При сильном ветре аэростат нещадно мотает и отображаемая на мониторе картина радиолокационного поля получается неточной. В дальнейшем, если РЛС оснастят системой стабилизации, воздушные потоки не помешают работе.
Центр "Авгуръ" и НИИ "Стрела" создали и совершенствуют комплекс "Кордон-2" в инициативном порядке. Представители Министерства обороны только присматриваются к новому разведывательному средству. Между тем в МО США существует целая программа использования привязных аэростатов JLENS, для реализации которой выделено 1,4 млрд. долл. Наше отставание в этом деле может быть устранено довольно быстро и за счет сравнительно небольших затрат. По отдельности оба компонента комплекса "Кордон-2" - и аэростат, и РЛС - уже вполне отработанные конструкции, и основная проблема заключается в их совмещении в единый блок.
Использование такой конструкции позволит значительно повысить безопасность наших солдат, воюющих в Чечне. Командование Объединенной группировки войск на Северном Кавказе уже не раз заявляло, что на нынешнем этапе конфликта основными становятся разведывательные операции. Судя по сообщениям из зоны боевых действий, рейды разведчиков часто бывают весьма успешными. Однако при нынешней обстановке в Чечне необходима и техническая разведка местности в районе блокпостов, пунктов постоянной дислокации федеральных войск. Но в горах, покрытых густой "зеленкой", наблюдение возможно на очень ограниченных дальностях. В такой ситуации комплекс "Кордон-2" сыграл бы весьма положительную роль. При этом сбить аэростат не так просто, как кажется. Одной автоматной очередью тут ничего не сделаешь. Тратить на него дорогостоящую ракету ПЗРК боевики вряд ли решатся. А если аэростат долго обстреливать, огневые точки можно засечь и уничтожить.
Аэростаты нового поколения, как и их предшественников, предполагают использовать в качестве воздушного заграждения. Они смогут поднять кевларовую сеть и окружить ею какой-нибудь важный объект. Конечно, современному ударному самолету такая преграда не помешает, но оказать противодействие крылатым ракетам таким способом можно. Испробовали его, по словам воздухоплавателей из центра "Авгуръ", их югославские коллеги во время прошлогодней операции НАТО на Балканах. Сетевое заграждение было растянуто перед мостом. Правда, за неимением подходящих аэростатов его поднимали на башенных кранах. Результат оказался положительным: в сеть попалось несколько "Томагавков".