0
1530
Газета Вооружения Интернет-версия

18.08.2000

Утилизация атомоходов - проблема разрешимая

Тэги: утилизация, АПЛ, флот, атомоход


Еще три года назад проблема утилизации выведенных из боевого состава ВМФ РФ атомных подводных лодок (АПЛ) выглядела для России практически неразрешимой, разрастаясь в размерах как раковая опухоль и угрожая экологическими катастрофами прибрежным странам Северо-Западной Европы и Дальневосточного региона, прежде всего самой России и Японии. Количество списанных АПЛ стремительно росло, а денег на дорогостоящую операцию по их разделке на металлом у государства не было.

Как это нередко случается, мешал укоренившийся стереотип мышления доатомной эры: переданные после постройки на судостроительных заводах Минсудпрома СССР в боевой состав ВМФ АПЛ осваивались военными моряками, несли боевую службу, поддерживали международную стабильность в Мировом океане все годы холодной войны, ходили вокруг света, на экватор и Северный полюс, а после окончания установленного срока своей службы оставались на балансе флота. Но в отличие от старых кораблей с обычными (неядерными) главными двигательными установками, полузатопленные корпуса которых окружают судоремонтные заводы (СРЗ) ВМФ на всех флотах, АПЛ так бросать нельзя.

Ведь энергетические установки атомных подлодок содержат отработанное ядерное топливо (ОЯТ); жидкие и твердые радиоактивные отходы (ЖРО и ТРО) накопившиеся в конструктивных элементах паропроизводительных установок (ППУ): парогенераторах, циркуляционных насосах, фильтрах, трубопроводах и т.д., расположенных в отсеке ядерных реакторов (ОЯР). Попадание морской воды в ОЯР при его негерметичности может повлечь радиоактивное заражение окружающей акватории и побережья. Для поддержания списанных АПЛ в безопасном состоянии на них содержатся сокращенные экипажи, на корабли поступают электроэнергия, пар, воздух высокого давления и вода для обеспечения их живучести. Всего в настоящее время из боевого состава ВМФ РФ выведено 183 АПЛ первого и второго поколения, но только с 65 из них выгружено ОЯТ, а 113 АПЛ так и стоят с загруженными ядерными реакторами.

СРЗ ВМФ необходимой инфраструктуры для полной и своевременной утилизации отслуживших свое АПЛ не имеют, так как озабоченные достижением ракетно-ядерного паритета в гонке вооружений с США (у них построено 186 АПЛ, у нас - 248) руководители СССР денег на это в нужном количестве не выделяли. Минсудпром, Минобороны (ВМФ), Минсредмаш (предшественник нынешнего Минатома) СССР как будто забыли о завершающем этапе жизненного цикла АПЛ. Не озаботила их данной проблемой и Академия наук СССР, которая отвечала за научное обоснование строительства и эксплуатации отечественного атомного флота. Экономический кризис последнего десятилетия и совершенно недостаточное финансирование военного ведомства, в том числе и ВМФ, а также массовый вывод из боевого состава флота ракетных подводных лодок стратегического назначения в соответствии с подписанным в 1990 г. договором СНВ-1, многократно усугубили проблему. Ни сил, ни средств для ее решения флот не имел и не имеет. Если в ближайшие десять лет списанными АПЛ не займутся, то около четверти из них затонут прямо у причалов со всеми вытекающими последствиями. Самое тяжелое положение сложилось на Дальнем Востоке, где находится 63 старых АПЛ (из них 49 с ОЯТ), в том числе 39 на СРЗ "Звезда", три в бухте Постовая города Советская Гавань и семь на Камчатке.

В 1998 г. постановлением правительства РФ # 518 "О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационноопасных объектов ВМФ" координация и руководство этой работой было передано от ВМФ Министерству по атомной энергии РФ (Минатому РФ), который в качестве государственного заказчика организовал кооперацию научных и промышленных объединений по ликвидации российских АПЛ, заканчивающих свой век.

В июле с.г. в конференц-зале подмосковной гостиницы "Holiday Inn" закончил свою работу международный семинар "FEESS-2000", организованный Минатомом РФ, Ассоциацией делового сотрудничества в области передовых комплексных технологий "Аспект" и посвященный проблемам утилизации списанных атомных подводных лодок в Дальневосточном регионе России. Важность и масштабы рассматриваемой проблемы определили высокое представительство участников семинара: заместитель министра по атомной энергии РФ Валерий Лебедев, генеральный секретарь Российско-японского комитета по сотрудничеству в области сокращения ядерных вооружений доктор Тошиюки Каваками (Япония), президент отделения LMET корпорации "Локхид-Мартин" доктор Джоуэл Вайс (США), руководители крупнейших судоремонтных предприятий России, отечественных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро - проектантов АПЛ и их ЯЭУ, ответственные лица из Минэкономики, Минобороны РФ, Российской академии наук и других заинтересованных организаций. Кроме того, приехали представители Великобритании, Франции, Норвегии, Финляндии и Австрии.

В ходе семинара удалось прийти к единому выводу, что ликвидация старых атомных подлодок в России является, возможно, единственным примером успешной международной кооперации государственных и частных, научных и производственных организаций в решении вопросов, влияющих на экологическую безопасность двух густонаселенных регионов мира. Если в 1998 г. было утилизировано всего четыре АПЛ, то в 1999 г. - восемь, в 2000 г. по плану должны разделать уже 18 лодок, а в 2001 г. - 21!

Часть этих АПЛ утилизированы за счет государственного бюджета России. Правительство США выделило деньги для ликвидации ракетных АПЛ, выведенных из состава ВМФ по договору СНВ-1 (программа Нанна-Лугара - 500 млн. долл.), правительство Японии нашло 120 млн. долл. для таких же операций с АПЛ Тихоокеанского флота. Здесь положение особенно тревожное, так как среди 49 атомных подлодок с не выгруженным ОЯТ есть три, на которых были аварии ЯЭУ. Их надо захоронить в долговременном укрытии типа "Саркофаг". Однако средств пока все-таки не хватает. Чтобы придерживаться научно обоснованного графика утилизации, необходимо привлечь инвестиции частных компаний и фирм, в том числе и иностранных.

Сложность проблемы потребовала создания государственной концепции ее решения. В общем плане схема разделки АПЛ включает несколько этапов: вывод АПЛ из боевого состава флота; подготовка ее к выгрузке ОЯТ; выгрузка ОЯТ и перевоз его в хранилище на берегу; вырезка реакторного отсека из корпуса АПЛ; транспортировка ОЯТ на производственное объединение (ПО) "Маяк" Челябинской области для его переработки; транспортировка реакторного отсека в региональные пункты длительного хранения, выдержка там в течение 50-70 лет и его последующая утилизация. Нетоксичные носовая и кормовая оконечности АПЛ идут на металлолом по обычной технологии. В США блоки реакторных отсеков с АПЛ хранятся в пустыне на охраняемой базе Хэнфорд штат Вашингтон под открытым небом в обвалованном виде, что в суровом российском климате недопустимо.

Отечественная технология утилизации АПЛ создана Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (ГУП НИПТБ) "Онега". Однако еще не все ее этапы нашли научное и особенно практическое разрешение. Требует дальнейшего развития инфраструктура разделки АПЛ на СРЗ "Звезда", СРЗ ВМФ в бухте Чажма и на Камчатке в Дальневосточном регионе, а также на СРЗ "Звездочка" и "Нерпа", СРЗ ВМФ в Полярном и в Росте на северо-западе России. В стадии проработки находятся задачи организации временного хранения одноотсечных блоков реакторных отсеков и контейнеров с выгруженным ОЯТ на на заводских площадках. Пока нет региональных хранилищ и средств транспортировки одноотсечных реакторных блоков (ОРБ). После выгрузки ОЯТ они временно хранятся на плаву в виде трехотсечных блоков, где носовой и кормовой смежные с реакторным отсеки АПЛ выполняют роль понтонов в течение 10-12 лет. Затем они или утонут, или им необходим регулярный доковый ремонт, что обойдется дороже содержания ОРБ в региональном береговом хранилище.

Следует обеспечить СРЗ, где извлекают ОЯТ, потребным количеством транспортных контейнеров типа ТК-18 и средствами их доставки до железнодорожных станций, куда за ними приходит единственный в стране специальный поезд с ПО "Маяк". Для этого надо модернизировать участок железной дороги от города Большой Камень, где расположен СРЗ "Звезда", до станции Смоляниново, чтобы она могла выдержать специальные платформы ТК-18 с полезной нагрузкой 120 тонн каждая. Возможно, придется усовершенствовать и несколько других участков Транссибирской магистрали. Во всех пунктах перегрузки понадобится соответствующее крановое хозяйство, чтобы контейнеры не падали, как это случилось недавно с баллистической ракетой в бухте Конюшково при выгрузке ее из транспортного судна. В нынешнем году за счет инвестиций Норвегии построен еще один железнодорожный спецсостав для транспортировки ОЯТ на ПО "Маяк", где придется запустить вторую линию переработки ядерных отходов. В общем, трудностей еще немало, но все они находятся под контролем головного исполнителя - Государственного унитарного предприятия Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетики (ГУП НИКИЭТ) Минатома РФ, где тщательно учитываются максимальная экономическая эффективность и обеспечение экологической безопасности на всех этапах утилизации АПЛ. Лишь бы все подкреплялось бесперебойным финансовым и законодательным обеспечением.

Уже успешно испытаны на СРЗ "Звезда" плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов по японской технологии, носящий красивое имя "Ландыш" производительностью до 7 тыс. тонн ЖРО в год и аналогичная американская установка "Мурманская инициатива" на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске производительностью до 4500 тонн ЖРО и ТРО в год. В сентябре 2000 г. начнется их полномасштабная эксплуатация. Всего на полную утилизацию всех 127 АПЛ (из них 113 с ОЯТ и 14 без него) требуется около 1 млрд. долл. Кроме того, необходима поддержка федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, и тогда до окончания 2007 г. при нынешней организации работ эта тяжелейшая для России проблема может быть полностью разрешена.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америка проверяет флот на готовность к войне

Америка проверяет флот на готовность к войне

Зачем Пентагон проводит масштабные учения с участием транспортных судов

0
386
Протоиерей Всеволод Чаплин выпустил «свою самую хулиганскую книжку»

Протоиерей Всеволод Чаплин выпустил «свою самую хулиганскую книжку»

Андрей Мельников

Потом вмешается Всадник апокалипсиса - Христос

1
1411
Японские зарисовки с русским акцентом

Японские зарисовки с русским акцентом

Александр Широкорад

О забытой базе Тихоокеанского флота в 1870–1900 годах

0
1608
Невостребованные знания

Невостребованные знания

Андрей Платонов

Что такое история военно-морского искусства

0
1117

Другие новости

Загрузка...
24smi.org