В опубликованный не так давно американским еженедельником "Дефенс ньюс" традиционный рейтинг 100 крупнейших производителей ВВТ вошли четыре российские фирмы - компания "Росвооружение", АВПК "Сухой", "Северная верфь" и концерн "Антей". По сравнению с 1998 г. Государственная компания "Росвооружение" поднялась в табели о рангах мирового ВПК на две позиции и заняла 12 место с общим оборотом 2,83 млрд. долл., а среди европейских производителей вооружений - четвертое. Остальные три российские фирмы впервые представлены в рейтинговом листе: АВПК "Сухой" на 39-м месте (800 млн. долл.), "Северная верфь" на 78-м (320 млн. долл.) и концерн "Антей" на 91-м (250 млн. долл.).
ЕВРОПА ПРОТИВ АМЕРИКАНСКИХ МЕГАФИРМ
В последние три года специалисты отмечают небывалый прогресс в деле слияния европейских военно-промышленных предприятий. EADS объединила бизнес Франции, Германии и Испании; создан оборонный гигант BAE SYSTEMS. Происходит не только консолидация компаний Старого света. Такие программы, как "Метеор" (управляемая радаром ракета "воздух-воздух") и "Еврофайтер", продвигаются вперед, способствуя росту технологических возможностей европейских компаний. Ежегодный рейтинг 100 мировых лидеров ВПК журнала "Дефенс ньюс" также свидетельствует об усилении европейских игроков на рынке вооружений. Например, BAE догнала Lexington, находившийся на третьем месте. Американские и европейские аналитики считают, что, в то время как BAE продолжает покупать бизнес у Локхид Мартин, она будет сама оставаться ведущим мировым подрядчиком.
Хотя EADS занимает только шестое место среди наиболее могущественных оборонных фирм мира, ее авиакосмические доходы 33,2 млрд. долл., главным образом от Toulouse, делают компанию еще одним аэрокосмическим Голиафом с объемом продаж, превышающим аналогичный суммарный показатель Локхид Мартин и Raytheon.
Но, несмотря на эти успехи, европейские фирмы по-прежнему во многом отстают от своих американских конкурентов. Суммарный объем продаж трех крупнейших европейских компаний в 1990 г. составил 19,8 млрд. долл., а у трех ведущих американских компаний - 28,8 млрд. К 1999 г. разница увеличилась: соответственно 24,9 млрд. и 48,5 млрд. долл.
Тем не менее европейские компании добились значительного прогресса. Специалисты отмечают, что они стали достаточно крупными, чтобы конкурировать с американскими фирмами.
У европейских компаний есть такое преимущество, как отсутствие долгов, что дает им возможность делать приобретения и предпринимать другие меры для повышения собственной конкурентоспособности в будущем. Кроме того, у европейских оборонных предприятий больше по сравнению с американскими свободы на экспортной арене.
Очевиден прогресс европейских компаний в области слияния. Однако простое создание более крупной компании еще не всегда сопровождается приложением усилий, необходимых для рационализации работы вошедших в нее фирм. Еще одна проблема для европейской оборонной промышленности - огромные возможности Пентагона в финансировании исследований и разработок и готовность делать это. Военные ведомства в Европе не оказывают своим фирмам такой поддержки. Но, несмотря на все эти сложности, некоторые европейские компании пытаются играть на поле заокеанских конкурентов. BAE SYSTEMS, например, приобретает собственность в США, получая доступ к американскому финансированию НИОКР.
Аналитики полагают, что прогресс европейских компаний ВПК будет способствовать развитию отрасли по обоим берегам Атлантики. Фирмы используют различную стратегию налаживания трансатлантических связей. Northrop Grumman и EADS подписали меморандум о совместных разработках в ряде отраслей обороной электроники. Thompson-CSF и Raytheon образовали совместное предприятие по производству наземных радаров и систем контроля и управления. BAE SYSTEMS расширяет свои вложения в США.
ПОДРЯДЧИКИ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА ЗАПОЛНЯЮТ НОВЫЕ НИШИ
Аналитики отмечают, что в Европе, как и в США, идет (и будет продолжаться) процесс слияния субподрядчиков. Объединение французских, немецких и испанских компаний привело к созданию European Aeronautic, Defense and Space Co (EADS), а на основе двух крупнейших британских оборонных фирм возникла BAE Systems.
Этот процесс объективно порождает другую тенденцию - снижение цен. В США главные наиболее крупные подрядчики предпочтут иметь дело с меньшим числом обладающих большими технологическими возможностями субподрядчиков. Они ищут и субподрядчиков, способных инвестировать в программы и делить риски.
Анализ опросов руководителей оборонных предприятий всего мира показал, что компании США и Европы продолжают усилия по сокращению числа используемых субподрядчиков. Это позволяет им экономить время и деньги. 69% европейских респондентов отметили движение в этом направлении (в США - 50%).
60% американских респондентов заявили, что они передают субподрядчикам все больше операций (в Европе - 50%)
Поскольку ведущие компании на обоих берегах Атлантики стремятся сократить число поставщиков, субподрядчики вынуждены поставлять системы, а не подсистемы. Это позволяет им удовлетворять потребности ведущих подрядчиков, одновременно повышая прибыли.
Хотя большая часть европейских слияний и приобретений произойдет на уровне небольших субподрядчиков, тот же самый процесс все же может произойти в некоторых ведущих секторах. Один из них - производство авиационных двигателей. Ожидается объединение их производителей из Великобритании, Франции, Германии, Италии и Швеции.
В то время как американские подрядчики часто залезают в долги для финансирования своих покупок, ведущие европейские компании предпочитают обмен. И BAE SYSTEMS, и EADS имеют очень сильные балансы, поэтому они испытывают очень слабое давление, хотя отдельные крупнейшие европейские фирмы могут заставить их пойти на уступку некоторых прав. Например, BAE SYSTEMS продала свою дочернюю фирму Marconi Actuation Systems Inc. (разработка и обслуживание систем контроля движения для военных и коммерческих самолетов) компании Smiths Industries Aerospace за 100 млн. долл.
КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
Столкнувшись в прошлом с проблемами, связанными с инвестированием в разные предприятия, европейские и американские компании сконцентрировали внимание на оборонной деятельности, используя стратегию от приобретения до внутреннего роста. В Европе концентрация составляет 100%, в США - 69%, в то время как 31% приходится на инвестирование в различные предприятия. Ниже представлены тенденции, характеризующие производственную активность:
Европа | США | |
Покупка других предприятий | 75% | 17% |
Покупка программ | 17% | 28% |
Приобретение неосновного бизнеса | 83% | 56% |
Внутренний рост | 100% | 100% |
Совместные предприятия | 50% | 24% |
Слияния | 25% | 24% |
ЛИДЕРСТВУ ЛОКХИД МАРТИН ПРИХОДИТ КОНЕЦ
Первенство Локхид Мартин (ЛМ) как самой большой оборонной компании мира, похоже, близится к концу. Она испытывает все большие затруднения, распродает части своего бизнеса, которые ее главные соперники продолжают приобретать. Аналитики сравнивают этот процесс со скачками и предсказывают, что в ближайшие годы ЛМ окажется позади некоторых конкурентов, отчасти из-за диверсификации и более медленного роста основного бизнеса по сравнению с другими компаниями.
В рейтинге 100 ведущих компаний журнала "Дефенс ньюс" ЛМ остается крупнейшим оборонным подрядчиком США на протяжении семи лет подряд. По уровню доходов (16,6 млрд. долл.) ЛМ только на 1,55 млрд. впереди корпорации Боинг и на 2 млрд. - BAE SYSTEMS (BS)
В 2000 г. наверняка развернется активная борьба за первое место, однако официальные лица ЛМ утверждают, что в компании не придают большого значения лидерству. Вице-президент по развитию ЛМ Скотт Харрис заявляет, что это не важно, руководство компании больше волнует позиция в индивидуальном сегменте рынка.
Действительно, ЛМ столкнулась с проблемами, объединив за десять лет 17 компаний, многие из которых не были консолидированы. Необходимо было научить совместно действовать 77 подразделений.
Американские и европейские специалисты считают, что угрозу положению ЛМ в ближайшие годы представят DFT SYSTEMS и Boeing. Подразделение BS в Северной Америке собирается купить у ЛМ производство аэрокосмических электронных систем с годовым объемом продаж 1,2 млрд. долл. Сделка в 1,61 млрд. долл. была объявлена 14 июля. Это произошло после того, как в апреле североамериканский филиал BS объявил о желании приобрести у ЛМ компанию Control Systems за 510 млн. долл. Эта компания выпускает электронные двигатели и системы контроля для военных и коммерческих рынков, годовой объем продаж 360 млн. долл.
Боинг также растет за счет покупки других компаний. Корпорация обратилась к Hughes Electronics Corp. с предложением приобрести у нее спутниковый бизнес. По оценкам специалистов, эта сделка, которая изучается антитрестовскими органами США, добавит около
1 млрд. долл. к ежегодному объему оборонных продаж фирмы.
По мнению экспертов, ЛМ стремится не удержать первенство, а улучшить свой баланс и финансовое положение. В центре внимания ЛМ - повышение прибыльности. Уровень финансового менеджмента ЛМ улучшается по мере того, как устанавливается более жесткий контроль за ее подразделениями. Балансовая отчетность тоже улучшается, отчасти за счет продажи авуаров, что способствует снижению задолженности. Это чрезвычайно важно для корпорации, поскольку она выплачивает 11,7-миллиардный долг и около одного млрд. долл. по его обслуживанию. Продажа части бизнеса должна сократить задолженность до 10 млрд. долл.
![]() |
![]() |
![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
Условные обозначения:
A - самолеты, M - ракеты, SP - космические системы, PS - средства обеспечения, DE - оборонная электроника, AV - бронированные машины, S - корабли и подлодки,
CS - компьютерное обеспечение, AR - артиллерия, E - двигателестроение, H - вертолеты, C - средства связи, O - материальная часть артсистем, T - крупнотоннажные
автомобили, MU - обслуживание и модернизация, NA - данные отсутствуют, NR - в список не входил